Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы дошкольников с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.
методическая разработка на тему

Минеева Татьяна Николаевна

 

     Дети с отклонениями в развитии  нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.

     Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная диагностика нарушений развития. Она  позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, характер, структуру и степень выраженности дефекта, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим способностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_kursy.docx986.33 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование комплексной

коррекционно-развивающей программы  дошкольников с нарушением интеллекта

в условиях интегрированного обучения.

                                                        Минеева Т.Н.

                                                                 Учитель-дефектолог

                                                                       МДОУ №53 г. Люберцы

Москва.

2012 год.

  1. Анализ  диагностической информации о ребёнке и оценке его коррекционного потенциала.

     Дети с отклонениями в развитии  нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.

     Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная диагностика нарушений развития. Она  позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, характер, структуру и степень выраженности дефекта, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим способностям.

 

 Диагностике предшествовала работа по сбору анамнеза: беседа с родителями и изучение медицинских карт.

   

  При обследовании детей использовались материалы комплексной диагностики  для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях С.Д. Забрамной «От диагностики к развитию».

     Предлагались задания, позволяющие выявить сформированность таких качеств психической деятельности, как произвольность, опосредованность, восприятие величины, формы, цвета, пространственных отношений, способность создавать целое из частей, знание родовых категорий, способность обобщать на основе установления сходных признаков, понимание причинно-следственных зависимостей, тех или иных закономерностей и т.д.

Наиболее значимыми показателями при диагностировании являлись:

  1. Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения)
  2. Понимание инструкции и цели задания, характер инструкции (вербальная, невербальная). Способность сохранять инструкцию до конца работы.
  3. Характер деятельности:

- наличие и стойкость интереса к заданию;

- целенаправленность и активность;

- способы деятельности (адекватность, рациональность) – действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения, на основе представления;

- навыки самоконтроля;

- использование помощи, виды и мера помощи;

- волевые усилия.

  1. Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание.
  2. Критичность оценки результатов своей работы.
  3. Состояние моторики.
  4. Уровень речевого развития.

Также проводится диагностика сформированности математических представлений

Название методики (Оборудование)

Цель

Инструкция

Матрешка (предлагается

с 3-х лет)

- понимание ребенком невербальной инструкции

-адекватность действий

- способы действий

- использование помощи

- сформированность понятия величины (большая -маленькая)

- состояние моторики

- наличие и стойкость интереса

Показываем матрешку и действия с ней. Затем ставим матрешку и жестом предлагаем сделать то же.

Детям 4-5 лет даем устную инструкцию:

- разбери и собери матрешку

- дай самую большую (маленькую) матрешку

- поставь по росту

Две пирамиды

из 4-х колец

 разной величины (одна пирамида с кольцами разного цвета)

(Предлагается с 3-х лет)

- сформированность восприятия величины

- сформированность восприятия цвета

-установление характера деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль)

- наличие и стойкость интереса

- использование помощи

-обучаемость (характер выполнения аналогичного задания)

- состояние моторики

Перед ребенком пирамидка с кольцами одного цвета:

- собери пирамидку; надень колечки

Если задание выполнено безошибочно предлагается разноцветная пирамидка:

- дай (покажи, возьми) красное (синее, желтое) кольцо

Построение «заборчика»

По 8 счетных палочек красного и белого цвета

- понимание цели задания

- способность к произвольной деятельности

- наличие самоконтроля

- состояние моторики

Выкладываем в ряд палочки в определенной последовательности: КБКБКБ

- продолжай сам

(при допущенной ошибке оказываем помощь  в виде мимики, замечания)

Почтовый ящик

(предлагается с 3,5 – 4 лет)

- сформированность восприятия формы

- умение выделять плоскостную форму из объемной и соотносить ее с прорезью

- способность производить анализ расположения фигур в пространстве

Способы выполнения (наугад, примеривание, зрительное соотнесение)

- использование помощи (устные пояснения, показ, совместное выполнение)

- волевые усилия при достижении цели

- наличие и стойкость интереса к заданию

- ведущая рука

- ловкость и точность движений рук, пальцев

Вынимаем фигуры из коробки форм, берем одну фигуру, обводим соответствующую по форме прорезь и опускаем фигуру. Предлагаем продолжить работу жестом или даем устную инструкцию:

- опусти все фигурки в коробку

Разноцветная мозаика

(предлагается с 4-х лет)

Мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 синих, 2 красных, 2 черных, 2 белых, 2 желтых

- способность зрительно воспринимать цвета

- соотнесение одинаковых фигур

- дифференциация

- названия цветов

- умение работать по устной инструкции, по образцу

- зрительная память

- состояние моторики

1. показываем ребенку выложенный из  мозаики разноцветный коврик:

Молча берем синий квадратик и кладем  на соответствующий «кусочек». Жестом просим продолжить работу. Если жестовой инструкции  недостаточно:

- положи остальные квадратики на свои места.

2. – покажи синий квадрат, зеленый.

3 этап – какого цвета квадратик?

4 этап – ребенок должен самостоятельно сложить такой же коврик.

5 этап – убирается образец и просим:

- сделай, как было

Аналогично проводится выкладывание цветка из кружков.

Разрезные картинки

(предлагается с 3-4 лет)

Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на 2, 3, 4 части по вертикали и горизонтали.

- сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

- сформированность комбинаторных способностей

- умение оперировать предметами, образами

- целенаправленная деятельность

- обучаемость

- наличие и стойкость интереса

- волевые усилия

- координированность движений рук и мелкой моторики пальцев рук

Сначала кладем картинку, разрезанную на 2 части:

- собери картинку

Сюжетные «вкладки»

(предлагается с 4-х лет)

Рисунок с изображением фрагмента из народной сказки. Некоторые части вырезаны по пунктирам.

- сформированность пространственного восприятия

- аналитико-синтетическая деятельность

- способность на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении

Перед ребенком кладем рисунок:

- скажи, из какой это сказки?

Затем вынимаем вкладки и перемешиваем.

- Положи их на место.

Сюжетные картинки

(предлагается с 4-х лет)

Картинка со скрытым смыслом

Картинка с изображением нелепостей

- целенаправленность действий

- способность на основе анализа и синтеза сделать простейшие обобщения, выделить связи, понять чувства людей по их мимике и жестам

- эмоциональная реакция на нелепость в изображении

- устойчивость внимания

- наличие интереса

- уровень речевого развития и запас представлений об окружающем

        

Кладем первую картинку:

- посмотри и скажи, что здесь произошло.

(Помощь:

- почему плачет мальчик?

- кто забрал у него мячик?

- покажи, какой мальчик тебе больше нравится, почему? )

Работа со второй картинкой без сопровождения вопросами.  Дается 1-2 минуты на рассматривание

 ( следим за эмоциональными проявлениями).

Если нет эмоциональных реакций:

- что перепутал художник? (помощь в виде вопроса)

Лабиринты

(предлагается с 4-5 лет)

Два рисунка с лабиринтами, карандаш.

- понимание инструкции

- устойчивость, концентрация, объем внимания

- целенаправленность деятельности

- особенности зрительного восприятия

1.  Посмотри, девочка и мальчик держат за веревочку шарик и змей. Чтобы узнать, кто что держит, надо вести по веревочке указкой. Нельзя отрывать указку от веревочки.

2. Покажи, по какой  дорожке побегут к себе домой собачка и белочка.

Найди такую же картинку.

(предлагается с 4-5 лет)

Рисунок с изображением разных цветов и грибов

- способность устанавливать тождество, сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа

- наблюдательность

- устойчивость внимания

- целенаправленность восприятия

Рисунок разрезают по пунктирной линии и поочередно кладут его части перед ребенком:

- посмотри. Нарисованы разные грибы. Среди них надо найти такой же, как этот (показываем на гриб в рамочке слева).

- а теперь найди такой же как в рамочке цветок

Определение времени года по картинкам.

(предлагается с 5 лет)

4 картинки с изображением времен года. 12 картинок с изображением различных предметов , относящихся к определенному времени года (по 3 на каждое время года)

- сформированность представлений о временах года

- запас сведений об окружающем мире

- установление причинно-следственных зависимостей

- речевое развитие

       

Перед ребенком выкладываются картинки с изображением времен года:

- когда это бывает?

Предлагаем маленькие картинки:

- посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, положи ее на подходящую большую картинку.

Последовательные картинки

(предлагается с 5 лет)

4 картинки, связанные единым сюжетом.

- изучение логического мышления

- способность устанавливать причинно-следственные зависимости

- умение делать обобщения

- составление рассказа по серии картинок 

В произвольном порядке 4 картинки:

- все эти картинки про одну девочку. Разложи их по порядку. Что было сначала, что потом?

Почини коврик

(предлагается с 5 лет)

Рисунок с изображением орнамента, содержащий пробел.

- сформированность анализа, синтеза, сравнения

- сформированность наглядно-образных представлений

- способность воссоздания целого на основе зрительного соотнесения

- наличие интереса

- посмотри, из коврика вырезали кусочек. Найди подходящий квадратик.

Исключение неподходящей картинки

(предлагается с 5 лет)

- исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах

- умение делать обобщения

- логическая обоснованность и целенаправленность

- использование помощи

- скажи, что здесь не подходит?

Структура   дефекта.

  1. Прогнозирование и разработка индивидуальных программ коррекции умственно отсталых детей дошкольного возраста на основе медико-психолого-педагогического заключения.

  1. Направления работы по диагностике нарушений развития.

Основными способами получения информации о состоянии развития ребенка являются:
А) обследование детей дефектологом;
Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагает, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) беседы, опросы родителей и педагогов;

Г) в случае необходимости   дошкольники  с нарушением развития с согласия родителей направляются в лечебно- профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или на психолого-медико-педагогическую комиссию.

  1. Направления работы по планированию индивидуальной коррекционной программы.

А)  анализ результатов диагностики.

Б)  построение индивидуального профиля развития ребенка.

  1.    Направления по реализации коррекционной работы.

А)  выбор оптимальных для ребёнка   коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его  нарушением;

Б) организация и проведение специалистами индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития;

В) коррекция и развитие высших психических функций;

Г) наблюдение за ребёнком в игровой  деятельности.

  1. Направления аналитической работы.

 А) Диагностика.

 Б) Мониторинг.

  1. Реализация коррекционно-развивающих программ, требующих  участия семьи  и специалистов.

Цель коррекционной программы:


 *  Обеспечение системы средств и условий для устранения и коррекции недостатков у детей  дошкольного возраста с нарушением интеллекта и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы коррекционной  школы VIII, обусловленных интеллектуальным недоразвитием детей дошкольного возраста.

 *  Проведение консультативной работы с родителями. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–дефектологом коррекционный процесс  для повышения эффективности работы, для создания единого пространства  развития ребенка, которое  невозможно без участия родителей.

 *  Создание необходимых условий для преодоления  нарушений.

IV.  Мониторинг качества оказанного воздействия и оценка эффективности коррекционного обучения.

  На каждого ребенка дважды в год составляется график структуры дефекта, чтобы наглядно увидеть «западающие звенья» и активизировать работу в данном направлении.
По результатам диагностики   проводится мониторинг, составляется диаграмма коррекционной  работы в начале и  конце учебного года, где наглядно видна динамика развития ребенка. Мониторинг проводится путем определения среднего балла по каждому разделу коррекционной работы.  

      Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей  работы способствует более глубокому и детальному изучению   развития ребенка и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции.

      Карта развития ребенка должна быть наиболее информационно полной и содержать в себе самую разнообразную информацию о ребенку, способную помочь специалистам в обучении и развитии ребенка. Необходимы медицинские показатели, заключения специалистов, психиатра, характеристики…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении.

В статье раскрыты возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предме...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...