Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа)

Ефименко Юлия Викторовна

Основной вид деятельности детей раннего возраста- игра. Учимся играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.statya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ефименко Ю.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 36 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ.

Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу .

        Уже начиная с раннего возраста, у малыша формируется свое отношение к окружающей среде. Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом существенна роль родителей и всех родных и близких, кто окружает маленького человечка.
     Каким же образом мы можем это осуществить? В данном конкретном возрасте, на начальном этапе мы знакомим детей с дикими и домашними животными, их средой обитания, явлениями живой и неживой природы, бережному к ней отношению, т.е. закладываем необходимый базис для дальнейшего экологического воспитания подрастающего поколения.
Основной и ведущий  вид деятельности детей раннего возраста это игра. Через игру осуществляется воспитание и обучение малыша. А дидактическая игра – это основное средство любого воспитания, познания окружающего мира, к тому же самый эффективный метод развития подрастающего поколения. Дидактическая игра дает возможность формировать новые знания, расширяя уже изученные. В ходе игры малыши учатся применять имеющиеся у них знания, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают и активизируют словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе, договариваться. Ребенок по натуре очень любознателен и игра позволяет удовлетворить его потребность в познании, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Дидактические игры решают огромное количество образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Дети в процессе игры учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Очень важно на первом этапе - зрительное восприятие (наглядность), слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Сначала мы малышу рассказываем, затем показываем и на последнем этапе он уже сам манипулирует с игрушкой, предметом, пособием. Таким образом, мы решаем главный принцип педагогики: «Услышу, увижу, сделаю – значит пойму!».
     Игра никогда не надоедает малышу. Таким образом, дети и заняты интересным делом, и познают азы экологии. Любая игра носит дидактический характер, т.к. решает определенные задачи.
Можно выделить несколько видов дидактических игр. Рассмотрим некоторые из них.
1. Игры с природным материалом (предметные игры). Сюда можно отнести игры с использованием разнообразных природных материалов (листья, фрукты, семена, овощи). Это, пожалуй, самый доступный и эффективный вид игры в работе с детьми. Их можно проводить на улице и в группе. Малышам всегда интересно поиграть с листочками, собрать шишки, камешки, а заодно и пополнить природным материалом экологический уголок. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Малыши учатся классифицировать по определенному признаку, происходит формирование представления о форме, величине, цвету. Сюда можно отнести такие игровые упражнения: «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок», «Принеси желтый листик», «Узнай на вкус» и т.д. Такие игры развивают наблюдательность, ориентировку в пространстве. Их проводят со всей группой или с частью ее. Но не стоит забывать о мерах предосторожности. Дети раннего возраста очень любопытны и могут попробовать природный материал на зуб (вкус), спрятать его в карман, засунуть в ухо, нос. Поэтому с играми природным материалом необходимо быть очень осторожными и не оставлять ребенка без присмотра.
2. Настольные дидактические игры. Данный вид игр разнообразен: «лото», «домино», «парные картинки» и т.д. Малыши с помощью таких игр знакомятся с животными, растениями, у них формируется представление о явлениях живой и неживой природы, о жизни и среде обитания животных (птиц, насекомых), а также развивается наблюдательность, внимание, логическое мышление. Это такие игры, как: «Чья мама? Чей малыш?», «Кто, где живет?», «Чей хвостик?», «Положи все фрукты на тарелку», «Когда это бывает», «Можно – нельзя» и т.д. Эти игры для малышей очень занимательны и увлекательны.
3. Словесные дидактические игры. Они выстроены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для более взрослых детей. Однако, и малыши 2 – 3 лет тоже очень любят играть в такого рода игры. Примером может служить игра «Провокация» (тематика – разнообразная). Мы нарочно предлагаем детям заведомо неправильные ответы. Дети бурно реагируют и с готовностью исправляют неточности. Таким образом, дети учатся мыслить, выстраивать логические цепочки (почему вы так думаете?).
4. К дидактическим можно отнести и творческие игры, связанные с природой. В ходе таких игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, формируют положительное к нему отношение. Строительные игры с природным материалом как песок, шишки, камешки и т. д. – это вид творческих игр. В процессе такой игры, у детей формируются знания о свойствах, качествах этих материалов (из мокрого песка можно лепить - из сухого нельзя и т.д.) К тому же развивается мелкая моторика, тактильное восприятие.
Подвижные игры тоже можно отнести к разряду дидактических. В раннем возрасте много подвижных, хороводных игр связанных с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это игры природоведческого характера: «Мыши и кот», «Медведь по лесу бродит», «Вышла курочка гулять», «Мы в лесу гуляли» и т.д. А такая игра, как «Солнышко и дождик» отражает явления неживой природы. В игровой форме (подражая движениям, повадкам, имитируют звуки) дети лучше усваивают знания, а также это способствуют углублению интереса к природе.
Не стоит забывать и о поощрении. Они могут носить экологический характер. В конце игры все вместе можно спеть веселую песенку про дождик или время года, или просто послушать «песенку» дождя, пение птичек, шум ручейка и т.д.
Дидактические игры экологического характера можно и нужно проводить во время целевых прогулок или просто прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в ходе познавательно – исследовательской деятельности детей.
Конечно, экологическое воспитание детей раннего возраста, не может проходить без участия родителей. Зачастую можно увидеть такую картину: малыш берет в руки птичье перо (листочек, камешек, шишку и т.д.), чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий окрик: «Брось это сейчас же». Ребенок присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, плавающих в ней. Для него это новые впечатления, то, что он может быть, еще не видел, а в ответ: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И все, весь красочный, загадочный мир растворился. Поэтому огромное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды, их экологической грамотности. Для этого в уголках размещается информация соответствующей тематики: консультации - «Экологическое воспитание в семье», «Научите ребенка любить живую природу» и т.д.; памятки - «Прогулки в природу», «Правила поведения в лесу»; анкета - «Экологическое воспитание в семье» и т.д.
Дидактические игры с экологическим уклоном способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря, развитию воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье расмотрены вопросы использования экологических игр в учебно-воспитательном процессе....

Статья: Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста

Статья: Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста...

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье указаны воспитательные задачи, которые помогают решать экологические игры, примеры экологических игр....

Статья на тему:Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста.

Статья на тему:"Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста"....

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического воспитания. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них...

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Тол...