Статья на тему:Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста.
статья

Абраменко Светлана Зиноновна

Статья на тему:"Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста.

Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, который сегодня наносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет воспитывать в детях любовь ко всему живому и учить их ответственному отношению к природе.

В течение первых семи лет жизни у ребенка происходит формирование самосознания: он начинает понимать, какое место занимает в мире, ориентироваться в окружающей действительности и знакомиться с ее ценностями. Именно в этот период в ребенке важно заложить основы взаимодействия с окружающей природой, привить ему любовь, уважение и бережное отношение к ней.

         Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающим мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Педагог вводит малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывает перед ним его тайны и законы, воспитывает правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в ясельном возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и ода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.

Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в дальнейшем.

Далее представлены игры, главная цель которых: повышения интереса к разнообразным и неповторимым

Игра "Разноцветные домишки"

Игровая задача: съехать с горки, стремясь докатиться до одного из игрушечных зверят, расставленных на разноцветных пластмассовых кубиках внизу с одной из сторон ската, пообщаться с этой игрушкой

Дидактические задачи:

  • Закреплять и уточнять представления детей о животных; а также об основных цветах оттенках.
  • Развивать связную речь, вступая в диалоги со зверюшками, приезжая в гости.
  • Вызвать симпатию к традиционно неприятным или пугающим животным (злой волк, противная лягушка, хитрющая лиса). ("Мы любим всех зверей, ко всем в домишки заглянем".)
  • Развивать двигательную активность.

В игре важно обеспечить эмоциональное общение детей с персонажами.

Можно облегчить задачу, убрав кубики и оставив только фигурки зверей, но в таком случае эта игра будет менее интересной. объектам природы.

Игра "Разноцветный финиш"

Игровая задача: съехать с горки на санках как можно дальше по одной из цветовых пометок внизу ската. Цветовые пометки могут быть как основных цветов, так и их оттенков, если вы хотите познакомить малышей с ними.

Дидактические задачи: 

  • Упражнять в различении и назывании цветов и их оттенков.
  • Вызвать симпатию к любимой игрушке.
  • Поощрять взаимопомощь малышей во время подъема.
  • Порадовать детей, внеся разнообразие в привычное катание на горке.

Упражнять в разнообразных движениях: подъем по ступенькам около ската, самостоятельное усаживание, отталкивание (незначительная помощь взрослого по просьбе ребенка).

Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, который сегодня наносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет воспитывать в детях любовь ко всему живому и учить их ответственному отношению к природе.

В течение первых семи лет жизни у ребенка происходит формирование самосознания: он начинает понимать, какое место занимает в мире, ориентироваться в окружающей действительности и знакомиться с ее ценностями. Именно в этот период в ребенке важно заложить основы взаимодействия с окружающей природой, привить ему любовь, уважение и бережное отношение к ней.

         Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающим мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Педагог вводит малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывает перед ним его тайны и законы, воспитывает правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в ясельном возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и ода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.

Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в дальнейшем.

Далее представлены игры, главная цель которых: повышения интереса к разнообразным и неповторимым

Игра "Разноцветные домишки"

Игровая задача: съехать с горки, стремясь докатиться до одного из игрушечных зверят, расставленных на разноцветных пластмассовых кубиках внизу с одной из сторон ската, пообщаться с этой игрушкой

Дидактические задачи:

  • Закреплять и уточнять представления детей о животных; а также об основных цветах оттенках.
  • Развивать связную речь, вступая в диалоги со зверюшками, приезжая в гости.
  • Вызвать симпатию к традиционно неприятным или пугающим животным (злой волк, противная лягушка, хитрющая лиса). ("Мы любим всех зверей, ко всем в домишки заглянем".)
  • Развивать двигательную активность.

В игре важно обеспечить эмоциональное общение детей с персонажами.

Можно облегчить задачу, убрав кубики и оставив только фигурки зверей, но в таком случае эта игра будет менее интересной. объектам природы.

Игра "Разноцветный финиш"

Игровая задача: съехать с горки на санках как можно дальше по одной из цветовых пометок внизу ската. Цветовые пометки могут быть как основных цветов, так и их оттенков, если вы хотите познакомить малышей с ними.

Дидактические задачи: 

  • Упражнять в различении и назывании цветов и их оттенков.
  • Вызвать симпатию к любимой игрушке.
  • Поощрять взаимопомощь малышей во время подъема.
  • Порадовать детей, внеся разнообразие в привычное катание на горке.

Упражнять в разнообразных движениях: подъем по ступенькам около ската, самостоятельное усаживание, отталкивание (незначительная помощь взрослого по просьбе ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста».

Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста»....

Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста...

Статья: Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста

Статья: Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста...

Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста.

Основной вид деятельности детей раннего возраста- игра. Учимся играя....

Использование элементов технологии квест - игры в экологическом воспитании детей раннего возраста

Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности...

Консультация для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагоговна тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...