Использование эвристического метода в работе с детьми ОВЗ
статья по окружающему миру (старшая группа)

Дитятьева Валентина Петровна

   В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

   Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_evristicheskogo_metoda.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование эвристического метода в работе с детьми ОВЗ.             

   В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

   Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы.

  Эвристика – методология научного исследования, а также  методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности детей в каком – либо виде деятельности.

   В чём же заключается суть данного метода?

   При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут детиИспользуя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.

   Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личность, формировать способность работать самостоятельно.

   Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем.

    Использование эвристического метода  в детском саду просто необходимо. С помощью этого метода мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно,  творчески, изобретательно. Задания могут быть самыми разнообразными.

   Позвольте вашему вниманию представить свой опыт работы по использованию эвристического метода в работе с детьми ОВЗ в течение тематической недели «Сказки». (Показ презентации)

  Слайд 2.

Цель данной тематической недели: активизировать личностный творческий потенциал  детей  и исследовать процесс создания фантастических героев сказок.

Задачи: формировать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку    сообща играть, трудиться, стремление радовать своим творчеством родителей и друзей.

формировать умение у воспитанников через продуктивную деятельность познавать себя и окружающий мир, воплощать новые знания в реальные продукты;

развивать самостоятельную творческую деятельность;

способствовать осмыслению и творческой интерпретации детьми полученных впечатлений при создании новых героев и развитии сюжета;

 развивать связную речь по средствам составления описательных рассказов о фантастических героях сказок.

Слайд 3.

В начале недели в группе создалась игровая ситуация: придумать фантастического героя и придумать сказку или «внедрить» в знакомую сказку своего выдуманного сказочного персонажа. Дети должны были проявить свои творческие, креативные способности в создании своего героя и придумать сказку, которую должны рассказать детям и родителям.

  Соответственно была проведена работа с родителями: они с интересом отнеслись к данному заданию. Но было одно условие: все свои задумки дети должны хранить в тайне до конца недели, не показывать и не рассказывать о них своим друзьям в группе.

  Для решения этой проблемы дети предложили составить план мероприятий  на всю неделю.

  Посмотрите, что у нас получилось.

  В понедельник , провели беседу о сказках, читали сказки по желанию детей, рассматривали иллюстрации к сказкам.

  Слайд 4.

  Во вторник дети играли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека», а во второй половине дня решили вылепить любимых сказочных героев.

  Слайд 5.

  Среда у нас был день театра: дети самостоятельно распределили роли, подобрали костюмы и пригласили своих друзей на сказку «Репка» на новый лад. После сна дети показали пальчиковый театр «Три поросенка».

  Слайд 6.

  В четверг девочки решили построить замок для сказочных героев, и предложили поиграть в подвижную игру «Раз, два, три - сказочная фигура замри».

  Слайд 7.

  В конце недели запланировали провести досуг «Наш волшебный сундучок».

В пятницу наш волшебный сундучок наполнился разнообразными сказочными героями и фантастическими предметами. Мы пригласили родителей, и все вместе стали с огромным интересом ждать сказки.

  Слайд 8.

  Артем придумал фантастического героя Зайчишку - Пушишку и сочинил сказку. Артем  мальчик очень стеснительный, замкнутый, но любопытный, поэтому ему помогала мама. Главным героем был сам Артем. Его мама помогла оформить сказку в виде книжечки, получилось оригинально. В этот день мы были приятно удивлены: мальчик стал смелее, более раскованным, потому что его сказка очень понравилась детям.

  Слайд 9.

  Женя придумала сказочную героиню Русалочку и сочинила сказку. Представила сказку в виде схемы. Женя очень любит рисовать и она сама придумала и нарисовала схему, а в группе, как настоящая сказочница выразительно и эмоционально поведала историю возвращения Русалочки из заколдованного леса на свою любимую водную планету ВодоМарс.

  Слайд 10.

  Даша взяла на себя роль Принцессы и представила сказку «Репка» в новой интерпретации.

Дашина мама сняла видеоролик о том, как ее Даша придумала и рассказала сказку «Репка», изменив не только персонажей, но и конец сказки: девочке помогали разные принцессы, а потом они дружно, созвонившись по скайпу, отправились на пикник, где угощали пареной репой лесных зверушек. Этот видеоролик Ольга Геннадьевна принесла для просмотра детям в группе.

В итоге: каждый из детей проявил творчество, выдумку. Ведь главное в

 использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.

Ценность использования эвристического метода в нашей работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, мы, воспитатели, лишь подводим их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.

  Слайд 11.

И закончить свое выступление я хочу словами Ральфа У. Эмерсона:

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам» .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.

В статье  представлен  опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...

"Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями"

Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий - метод проектов - направлен на развитие творческого...

Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста

Арт – терапия относительно новый  метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

«Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста.»

laquo;Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста.»...