Главные вкладки

    Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо - дом!»
    проект по окружающему миру (старшая группа)

     Урбанова Инна Германовна

    Проект «Чудо-дом»

    Мир природы таинствен и прекрасен.

    Радость неведомого захлестывает тебя.

    Положи руку на пульс лесных дебрей,

    вслушайся в их тихий, затаенный стук.

    Не спеши обрывать крылья у бабочки:

    береги свое удивление”

    Н. Сладков

    КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

    Основная цель данного проекта направлена на формирование основ экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность.

    Решение задач поставленных в проекте, поможет нам в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка.

    В результате реализации проекта, дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков грамотного поведения в природе.

    Проект разработан в рамках общего проекта ДОУ «Экологический марафон», который характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых. Проект не ограничен во времени, количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.

    Реализация проекта «Экологический театр» осуществляется с сентября 2018г. Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

    Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний.

    Например: пятилетний малыш безжалостно топчет муравья, отрывает насекомым крылья, обрывает и бросает листья. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому, что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы и дт.

    Кого винить в том, что в жизни насущной при нехватке средств и времени, мы упускаем из виду такие ценные качества человека, как любовь к природе, бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

    Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.

    Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Цели:

    Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

    Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

    Задачи:

    научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы,

    учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.

    Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

    Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

    Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе, формировать гуманное отношение к природе.

    Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

    Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, этюдов.

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1. Организационно-подготовительный

    Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

    Определение цели и задач проекта;

    Подбор литературы, пособий, атрибутов;

    Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

    Составление тематического планирования мероприятий;

    2. Основной

    Деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.

    Работа в режиме инновационной деятельности.

    3. Заключительный

    Обобщение результатов работы;

    Анализ деятельности;

    Презентация итогов работы через театрализацию.

    МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и постановки.

    Театрализованная деятельность - одна изнетрадиционных форм экологического образования ивоспитания детей. Нетрадиционных, потому чтопроблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

    Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.

    Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание,которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, продолжительность спектакля, стараемся сделать его легким для восприятия.

    В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Моя задача как педагога – помочь ребенку научиться свободно, ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

    Проект «Экологический театр» помимо театрализации включает в себя разные виды деятельности. Вместе с детьми мы придумываем игры - макеты, изготавливаем атрибуты и декорации к спектаклям, разрабатываем и реализуем мини – проекты на интересующую тему. (Приложение 5) Для экспериментирования также отведен уголок, чтобы дети могли сделать несложные опыты - наблюдения и т. д.

    Рассказывая детям сказку, необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Для этой работы используем наше многофункциональное «панно», которое является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как Машенька идет среди самых настоящих сосен и берез, да и лесные звери здесь выглядят как-то более убедительно. (Приложение 1)

    Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку, дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

    В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в зоопарк, в лес, оказывают помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового и природного материалов.

    Перед каждым спектаклем вместе с детьми устраиваем ''Вернисаж'' для детей и родителей. Для детских рисунков у нас изготовлены рамочки, которые помогли нам сделать родители, а для поделок из глины и природного материала сделана специальная ''живая полочка''.Все это помогает сплочению коллектива: дети - родители - воспитатели. (Приложение 6)

    Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Даю советы родителям по вопросам бережного, заботливого отношения к природе, о том, как развивать осознанное отношение к объектам природы,например: "Как читать с детьми книги о природе?".

    КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.

    Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

    Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)

    Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

    Быстрое запоминание текста.

    Обширный словарный запас.

    Большая сосредоточенность внимания.

    КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Сформированные представления у детей о растениях, их значимости в жизни человека.

    Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

    Бережное отношение детей к природе.

    Раскрытие творческого потенциала детей.

    Сформированные элементарные понятия у детей«травы»«кустарники»«деревья»«растения»«насекомые»«рыбы»«птицы»«среда обитания»«сезонные изменения».

    Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально - практический отклик на окружающую природу. А самое главное в конце лексических тем стали проводить вместо обобщающих бесед театрализованные представления, которые интересны педагогам, детям, родителям. (Приложение 4)

    По результатам диагностики и анализа уровней экологической воспитанности детей видно, что работа по реализации проекта приносит свои плоды. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к окружающему. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. (Приложение 2, 3)

    В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.

    Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.

    В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём.

    Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека,заповедью которого станут слова:

    «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,

    что в мире много существ меньше и слабее меня, и

    можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти

    мимо, не задев, не затронув»

    Е. Леонов

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Чистый мир »

    Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...

    Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

    В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

    Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год

    Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...

    Образовательный проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дыши сибирскими лесами!..."

    Проект направлен на изучение природы родного края, развитие эколого-патриотических чувств ребенка....

    Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Повысить уровень знаний у детей о природе и животном мире окружающий нас....

    Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"

    Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии....


     

    Комментарии

    Ретинская Мария Александровна

    Понравился ваш проект. Спасибо за публикацию.