Экологический проект "Волшебная вода"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кемерова Любовь Александровна

Расширить у углубить знания детей о воде и её свойствах; о значимости воды в жизни человека и всего живого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Волшебная вода».

Информационная карта проекта «Волшебная вода»

Тема

«Волшебная вода»

Идея проекта

Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.

Участники и адресаты проекта

•Дети старшей группы, 5-6 лет, (27 человек: 20 девочек и 7 мальчиков)

•Родители воспитанников старшей группы;

•Воспитатели старей группы

Сроки реализации проекта

 Февраль, март

Тип проекта

По времени: краткосрочный.

По характеру: в рамках ДОУ;

По числу участников: групповой;

По содержанию:

•воспитательный;

•познавательно – исследовательский;

•творческий.

Проблема проекта

Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а также ее значимости; ухудшение экологической обстановки.

Методы и формы проекта

Формы:

занятия, досуги, развлечения, экскурсии, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы:

наблюдение, рассказ, чтение художественной литературы, игры, показ.

Дидактические принципы, лежащие в основе проекта

•Системность и последовательность

•Доступность

•Наглядность

•Сознательность и активность

•Прочность знаний и умений

Виды детской деятельности

•Игровая

•Коммуникативная

•Музыкальная

•Изобразительная

•Познавательная

Интеграция образовательных областей

•Речевое развитие;

•Познавательное развитие;

•Художественно-эстетическое развитие;

•Социально-коммуникативное развитие;

•Физическое развитие.

Аннотация

Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования экологической культуры старших дошкольников. Проект включает в себя три этапа: диагностико-аналитический, основной, контрольно-оценочный, предполагает продолжительность реализации 2 месяца.

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой и не живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир: необходимость получения знаний и представлений детьми, об основных свойствах воды, её состояниях и значении для всего живого на планете Земля.

Цель разработки и реализации проекта

Создание благоприятных педагогических условий для формирования у детей начала экологической культуры. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей через организацию совместной познавательной и трудовой продуктивной деятельности.

Доказать: что вода имеет различные свойства и состояния. Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи для разработчиков

Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.

Разработать план реализации проекта по этапам.

Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программ основного этапа реализации проекта.

 Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации.

Выявить результат реализации проекта на основе использования: метод наблюдения, беседа, игровые методы.                                                                                 Составить методические рекомендации для педагогов и родителей.                                                                          Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.

Развивать познавательные способности у детей в процессе в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение.

Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состоянии, о значимости воды в жизни человека и всего живого.

Ожидаемые результаты – эффект (что должно измениться)

 Дети.                                                                                                               - получат знания о воде, ее свойствах, значении в природе и жизни людей;                                                                                - научатся делать выводы по результатам проведённой работы, предлагать свои пути решения проблемы;               - сформируются начальные умения в опытнической деятельности.

 Воспитатели.                                                                                       - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников;                                                                                                  - творческая самореализация в профессиональной деятельности (копилка дидактических игр, систематизация художественного слова по экологическому воспитанию;                       - апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс элементов проектной деятельности; создание предметно-развивающей среды, способствующей экологическому воспитанию детей.

 Родители :                                                                                    - родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»; 

- сплочение детей и родителей через совместные мероприятия (совместно с детьми проводят опыты и эксперименты в домашних условиях);

- сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития    ребенка; 

- повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

Закон РФ «Об образовании».

Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

 Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования РФ».

ФГОС ДО.  

Устав ОУ

Кадровое обеспечение:

Квалифицированные педагогические кадры ДОУ.

Методические

Программа «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Гризик Т. И.; Доронова Т. Н. и др.)                                                                                             Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.

Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга».

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада.

Методики определения уровня речевого развития: Рыжовой Л. В.; Цветковой И.В.;

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. (рекомендованы программой)              

Технические и материальные ресурсы:

Наличие библиотеки научно – методической и художественной литературы.                                                                                           Наличие аудиовизуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты, диафильмы, музыкальный центр, ИКТ).                                                                               Наглядные материалы;                                                           Материалы для работы с родителями;    

Уголок экологии и экспериментирования в группе

Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).

Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.).

Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»

Сбор иллюстративного материала                                

Оригинальность проекта

Реализация проекта предполагает интегрирование работы по экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателей, родителей воспитанников.

Продукт проекта

1.Комплекс методических рекомендации для педагогов ДОУ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2. Создана картотека дидактических игр, опытов, систематизация художественного слова по экологическому воспитанию.

3. Создан экспериментальный уголок.

4. Выступление на педагогическом совете, показ презентации.

Пояснительная записка.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно – исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний и навыков, а главным образом как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающих их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.                                                                                            Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.

Принципы, цели и задачи экологического воспитания.

Изучение природы на дошкольном этапе, также, как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход (например, уход за растениями, домашними животными и т.д.). Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть формировать и развивать любознательность малышей; развивать креативность; давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними; воспитывать уважение к общему дому — планете Земля — и с пиететом относиться к народам её заселяющим.

Нормативные документы.

Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются: •Законом Российской Федерации “Об образовании”.                                           •Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”                                            •ФГОС ДО.

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, начиная с 1 января 2014 года, компонент экологического воспитания подвергся некоторой переработке, в частности, вместо десяти стратегий образования было оставлено пять:

 - социально коммуникативное развитие;                                                                                                 - познавательное развитие;                                                                                                                     - речевое развитие;                                                                                                                                 - художественно эстетическое развитие;                                                                                      - физическое развитие.

Знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении теперь регламентируется стратегией «Познавательное развитие» (раньше она называлась «Познание»). А вся работа приобрела интеллектуальный и познавательно-творческий характер вместо исследовательского и продуктивно-деятельностного, который был ведущим до 2014 года. Между тем сохранился принцип индивидуализации образования в целом, в том числе и экологической составляющей. Он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша. Так, если ребёнок любит наблюдать за птицами, кормить их и строить скворечники, то о видах атмосферных осадков ему лучше рассказывать на приметах, связанных с пернатыми. Например, если ласточки летают низко, то пойдёт дождь, а если куры гуляют в ненастье, то плохая погода скоро сменится солнечной. Таким образом, усвоение материала идёт легче и быстрее.                                                                                                             Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

•устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;                             •бережного отношения к природе;                                                                                          •правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;                                                   •моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;                            •эмоциональной отзывчивости к живой природе;                                                                 •положительных эстетических ощущений от любования природой;                                 •умений познавать особенности окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

•наблюдения;                                                                                                                           •опыты;                                                                                                                                      •исследования;                                                                                                                           •игры;                                                                                                                                                     •труд;                                                                                                                                 •художественно-эстетическая практика;                                                                           •знакомство с природоведческой литературой;                                                                   •занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:                                                                                                    •на обучающих занятиях;                                                                                                               •в повседневной жизни.                                                                                                  Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Цель экологического воспитания: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью.  

Задачи:

 - формировать у детей элементы экологического сознания;                                                          - формировать у детей первоначальные навыки и умения экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения, при этом деятельность детей должна носить природоохранный характер;                                                                           - развивать познавательный интерес к миру природы;                                                                           - воспитывать гуманное, социально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувства эмпатии к объектам природы.

Технология проекта и этапы реализации плана проекта.

План реализации проекта.

Этапы

Содержание

1 этап

Диагностико - аналитический

Цель: Осуществление диагностической деятельности, выявление психолого – педагогических потребностей родителей, анализ отношение родителей к данной проблеме. Анализ программы, создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы; разработка плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума; планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.

2 этап

Основной

Цель: реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми; проведение досуговых мероприятий с привлечением детей, родителей; организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.

3 этап

Контрольно-оценочный

Цель: обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ, семьи.

I этап – подготовительный.

Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей и воспитанников, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта. На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой экологического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. В процессе совместного обсуждения с детьми, в соответствии с интересами и возможностями, был составлен план по ознакомлению детей с водой, её свойствами, состояниями и значимостью воды в жизни человека и всего живого, определены основные направления работы.

План реализации подготовительного этапа:

1.

Изучение интереса детей для определения задач проекта (анкетирование детей и родителей)

Воспитатели

2.

Подбор художественной литературы по теме вода.

Воспитатели, родители

3.

Подбор энциклопедий, карт, схем

Методист, воспитатели, родители

4.

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок

Воспитатели

5.

Составление картотеки «Опыты с водой». Создание условий для исследования, подготовка материала к экспериментированию.

Методист, воспитатели

6.

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Воспитатели, родители

7.

Разработка конспектов ООД по теме.

Воспитатели

Этапы реализации проекта

1этап. Задачи:

1.Обследование актуальности темы, мотивация её выбора.                                                     2. Определить цели и задачи, подобрать и проанализировать литературу по теме проекта.                                                                                                                        3.Выбрать инструментарий диагностики.                                                     4.Использовать диагностические методики: методики, наблюдение.          5.Обработать полученные результаты.

Используемые методики:

Методика «Живая - неживая природа».                                                                                Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.                                                                                                       Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.       Проведение исследования: детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

Методика "Знатоки природы"                                                                                                    Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.                                                                                  

Проведение исследования: ребенку предлагаются следующие задания:

1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.                                                                               2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).                                                                  3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.                                  4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Методика «Живая вода» (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема «Кругооборот воды в природе».

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы: Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода? Где спряталась вода? Кто не может жить без воды? Где живёт вода? Кому нужна вода?

Показатели результативности:  

•проанализированы психолого- педагогические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и подобрана литература по теме проекта;

•выявлен уровень знаний экологических основ развития каждого ребенка и группы на начальном этапе реализации проекта;

•сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.

II этап – основной

Основной этап по реализации проекта «Волшебная вода» включал в себя: занятия, наблюдения на прогулках, беседы, литературы, работу с родителями.

Задачи:

1.Разработать план мероприятий, способствующих формированию экологического воспитания, подобрать дидактический материал, адекватно возрасту детей; составить картотеку разных видов дидактических игр; подобрать иллюстрированную литературу: загадки, стихи и т.д.

2.Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

3.Провести завершающее мероприятие.

Шаги реализации.

На втором этапе реализации проекта составлен перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировала работу.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие.

Беседы:

 «Где живет вода»

«Если б не было воды»

«Вода нужна всем»

Рассматривание иллюстраций 

«Природные водоемы» (река, ручей, озеро)

«Искусственные водоемы» (фонтан, аквариум)

«Осадки» (град, туман, дождь, снег)

Д/и «Кто живет в воде»

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование

«Снежинка»

«Морозные узоры на стекле»

Аппликация «Аквариум»

Конструирование лодочки из бумаги для игр с водой.

Прослушивание аудиозаписей

«Звонкий ручей»

«Шум водопада»

Чтение произведений

«Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.

«Ручей» Т. Жиброва.

«Что случилось с рекой» Б. Заходер.

«Алеша и снежок» Е. Андреева.

«Трудолюбивая вода» Е. Иванова.

«Речка зимой» В. Фетисов.

Заучивание потешек, закличек о воде.

Знакомство с пословицей «Упадешь в воду- сухим не выйдешь»

Разгадывание загадок о воде.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Почему воду надо беречь?» «Вода в жизни человека». «Вода вокруг нас». «Водоёмы». «Дождь и снег».

Трудовая деятельность

«Напоим цветы водой»

Рассматривание иллюстраций о трудовой деятельности взрослых, связанной с

водой.

Игры с водой:

«Рыбалка»

«Пускаем кораблики»

Речевое развитие.

Составление коллективного рассказа «Что мы знаем о воде».

Физическое развитие.

Подвижные игры:

«Ручеек»

«Удочка»

Игра-эстафета «Кто быстрее перенесет воду»

Пальчиковые игры:

«Рыбка в озере живет»

«Вышел дождик погулять»

«Снежок»

Опыты с водой

Опыт «Имеет ли вода форму?»

Переливая воду из одного сосуда в другой, дети убеждаются, что вода жидкая, течет, не имеет форму. Принимает форму того сосуда, в

который она налита.

Опыт «Спрячь игрушку в воде»

Дети опускают различные игрушки в емкость с водой и делают вывод, что вода- прозрачная. Тяжелые предметы тонут, легкие плавают.

Опыт «Запах воды»

Убедившись в том, что вода не имеет запаха и своего вкуса у воды нет, дети выжимают сок апельсина в емкость с водой и делают вывод, что вода приобретает вкус и запах того вещества, которое в него добавили.

Опыт «Исследуем состояние воды- пар»

Дети наблюдают как при нагревании вода из жидкого состояния превращается в газообразное – пар, пар, охлаждаясь, превращается в капли воды.

Опыт «Окрашиваем и замораживаем воду»

Дети окрашивают воду, разливают ее в формочки и выносят на улицу. Делают вывод, что вода, растворяя некоторые вещества, приобретает их цвет; при низких температурах превращается в твердое вещество – лед. Лед имеет форму. Украшают цветными льдинками постройки на участке.

Опыт «Все ли вещества растворяются в воде?»

Детям предлагают положить в один стакан соль, в другой – песок, дети рассказывают о результатах и делают вывод, что не все вещества растворяются в воде

Опыт «Освобождение из плена»

Дети знакомятся с агрегатным состоянием воды: вода-лед-вода. Делают вывод, что лед-это вода.

Опыт «Выпаривание соли»

Дети растворяют соль в емкости с водой и открытой ставят ее на батарею. Через несколько дней в стакане образуется соль. Дети делают вывод, что вода при нагревании испаряется.

Опыт «Снег сохраняет тепло»

На прогулку выносят две банки с водой Одну закапывают в снег, другую оставляют на поверхности. Через некоторое время дети

видят, что в снегу вода не замерзла, потому, что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед.

Опыт «Лед легче воды»

Дети помещают кусочки льда в емкость с водой, лед не тонет. Делают вывод, что лед легче воды.

Опыт «Замерзание воды»

Дети измеряют воду меркой, выливают в баночку, такое же количество воды выливают в тарелку. Выносят на улицу, через некоторое время смотрят на результат и делают вывод.

Опыт «В какую бутылку вода нальется быстрее?»

Дети одновременно погружают в воду две бутылки: одну с узким горлом, другую с широким. Наблюдают и делают вывод.

Опыт «Вода – источник всего живого»

Дети садят лук в банку с водой и в банку без воды, ведут наблюдение и приходят к выводу, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поэтому лук в воде пророс.

Работа с родителями.

В родительский уголок поместить письменную консультацию

«Детское экспериментирование».

Создать буклет по теме экспериментирования с водой.

Рекомендовать родителям провести дома с детьми опыты по теме

«Чудесные превращения воды».

Создать фотоматериалы проекта «Мы экспериментаторы»

Помощь родителей в пополнении оборудования для

экспериментирования.

3 этап. Заключительный.

Задачи:

1. Обобщение результатов работы, анализ деятельности.

2.Использовать диагностические методики.

3.Обработать полученные результаты.

4.На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы.

5.Составить отчет о проделанной работе.

Для реализации заключительного этапа проекта «Волшебная вода» мы использовали весь необходимый материал, подобранный и изготовленный в ходе проекта. Итоговым мероприятием была презентация проекта, которую дети и воспитатели представили на родительском собрании.

План реализации заключительного этапа:

1.

Повторное (анкетирование детей и родителей)

Воспитатели

2.

Презентация коллажей «Кому нужна вода», обмен

буклетами «Берегите воду»

Воспитатели

3.

Итоговое занятие по теме «Волшебная — вода»

Воспитатели

Дети

Родители

4.

Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;

Воспитатели

5.

Создание практического материала для родителей:

буклеты, консультации.

Воспитатели

Результаты реализации проекта.

Чтобы выявить результативность работы было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности. Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по экологическому воспитанию.

Работа с детьми:

Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомлению детей со свойствами воды.  Дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-исследовательской деятельности; дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов; самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; вода-лед; вода-пар. В результате познавательно-исследовательской деятельности детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вкуса; вода прозрачная; вода является растворителем. Дети получили представление о воде, как источнике жизни живых организмов, поведения в природе и в быту. Ребята научились ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника. У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

Работа с семьёй:

Создана модель взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Волшебная вода» повысил воспитательную компетентность родителей в экологическом воспитании дошкольников, способствовал творческому самовыражению воспитанников и их родителей, а также укрепил детско-родительские отношения.

Работа с педагогами:

Разработано перспективное планирование по использованию экологического воспитания в работе с детьми старшей группы. Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно – педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Данный проект способствовал укреплению связей в работе педагогического коллектива и родителей через совместные мероприятия; повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников; развитию творческой самореализации педагогов; созданию предметно- развивающей среды, способствующей экологическому воспитанию детей.

Новизна проекта:

Реализация проекта предполагает интегрирование работы по экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателей, воспитанников, родителей воспитанников.

Теоретическая значимость проекта.                                                                                                     • внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к экологическому, нравственному, познавательному и речевому развитию подрастающего поколения.

Практическая значимость проекта.                                                                                          • разработанная технология использования экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приносит пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.

Критерии и показатели результативности

Познавательный: расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата; развитие речевых способностей; развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп).

Эмоционально-волевой: улучшение микроклимата в группе, повышен уровень навыков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, правильно понимают эмоциональное состояние других людей (близких, друзей), активно выражают готовность помочь. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия.

Деятельностный: умение применять полученные знания для решения определённых задач поставленных перед ними; умение работать в коллективе; приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риск 1. Слабая заинтересованность детей и родителей в данном проекте.        

Минимизация. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности, беседы, поручения.

Риск 2. Нежелание родителей принимать участие в открытых мероприятиях проекта.        

Минимизация. Беседы с родителями, вовлечение родителей в демонстрацию показа своего творчества в рамках проекта (помощь любого вида).

Риск 3. Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.        

Минимизация. Индивидуальная работа с детьми и родителями (индивидуальные поручения).

Прогноз и перспектива

1. Проект «Волшебная вода» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема экологического воспитания всегда остается актуальной.

2. Продолжать работу по экологическому воспитанию детей с использованием дальнейших наблюдений и опытным путём.

3. Пополнять и совершенствовать «Уголок экологии и экспериментирования», для создания благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Список используемой литературы:

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга».

Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Ребенок в мире поиска Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Иванова А. И.  Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Методики диагностирования эмоционально – ценностного отношения к природе Цветковой И.В.;

Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Мозаика, Синтез: Москва, 2010.

Программа «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Гризик Т. И.; Доронова Т. Н. и др.)  

 Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.                                                                                      

 Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект « Водичка, водичка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 5Экологический проект « Водичка, водичка»( краткосрочный ноябрь – декабрь)...

Экологический проект «Водичка, водичка» в средней группе

Тип проекта: познавательно-поисковыйУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 3 месяца ( январь, февраль, март)....

Экологический проект "Вода? Вода! Ты откуда и куда?"

Материал содержит описание экологического проекта округовороте воды в природе....

Экологический проект "Водичка, водичка"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...