Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пенкина Елена Викторовна

Развиваем у детей интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной- образовательной деятельности

в старшей группе

«Удивительный воздух»

                               

                                                     

 

Используемые технологии: экспериментально  исследовательская деятельность, моделирование.

                                                                         

                                                                 

                                                            Составила воспитатель ГБДОУ № 101

                                                                            Пенкина Елена Викторовна                                                        

 

                                             

Санкт-Петербург

2020 год

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

  • Познакомить детей с еще одним свойством воздуха- расширяться при нагревании.
  • Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
  • Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Продолжать формировать умение и желание зарисовывать эксперимент, как одного из приемов развития моторной (двигательной) и зрительной памяти.
  • Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность, расширять словарный запас.
  • Закрепить правила безопасности при работе с горячей водой.

Материал и оборудование: надутый воздушный шарик, карточки с алгоритмом описания предмета, ширма, стеклянная бутылочка, воздушный шарик, металлическая емкость, поднос.

Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром; чтение художественной литературы, игры с воздухом, опыты и эксперименты; просмотр презентации «Свойства воздуха», просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"

Ход занятия.

I. организационный момент

Воспитатель: 
Любознательные дети
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться! 
Воспитатель: Ребята, а вы любознательные? Вам интересно узнавать что-то новое и интересное?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы, наверное, задаете очень много вопросов: «почему», «как», «откуда», «бывает - не бывает». И это очень хорошо. Как вы думаете, что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?

Дети: Спросить у взрослых, посмотреть интересную передачу, прочитать в книге.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком: 
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Дети: О воздухе?!

Воспитатель:

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

II.Основная часть

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи и узнаем о нем кое-что новое. Вы хотите узнать, что происходит с воздухом, когда ему бывает жарко.
Дети: Да!
Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня за ширмой. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.

На фланелеграфе карточки с алгоритмом описания предмета:
1. геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.
2. кисть руки.
3. весы.
4. картинки кусочков материала: дерево и ткань.
5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей.)
Алгоритм подскажет вам, что можно спросить о спрятанном предмете. Вопрос надо формулировать так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». Можно спросить: какая форма предмета, какой он на ощупь, легкий или тяжелый, из какого материала сделан и как с ним можно играть.

Давайте поиграем в игру «Да – нет»

Проводится игра "Да - нет".

Дети: Этот предмет твердый?
Воспитатель: Нет.
Дети: Он мягкий?
Воспитатель: Да.
Дети: Этот предмет гладкий?
Воспитатель: Да.
Дети: Предмет тяжелый?
Воспитатель: Нет.
Дети: Значит легкий?
Воспитатель: Да.
Дети: Он деревянный (металлический, стеклянный)?
Воспитатель: Нет.
Дети: Предмет из резины?
Воспитатель: Да.
Дети: Он может летать.
Воспитатель: Да.
Дети: Он может прыгать (катиться)?
Воспитатель: Да.
Дети: Это шарик!
Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! 
(Показ) Как можно с ним играть?

Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать друг другу и ловить, можно просто учиться отбивать от стены, можно на него дуть и сбивать цель.
Воспитатель: А давайте мы все вместе поиграем с шариком.

Физкультминутка "Шарик"

Шарик, шарик мой воздушный,

Непоседа непослушный!   («подкидываем» шарик то левой, то правой рукой)
Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий.

Я на шарик нажимаю, (описываем руками круг, «трогаем» шарик, «гладим, нажимаем»)

Из-под рук он вылетает вверх.

Но я его поймал,

нитку к пальцу привязал.   (поднимаем кверху руки, «ловим» шарик, «наматываем нитку»)

Вправо -шарик, влево – шарик,

Мой светящийся фонарик!   (руки параллельно вправо и влево)

Дай, тебя я обниму

И к щеке своей прижму.

Ты меня не покидай,

 Будь со мной, не улетай!  («обнимаем» шарик. «прижимаем» к щеке).


Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, дуя на шарик, сдвинуть его с места? 
Дети: Потому, что он легкий.
Воспитатель: А почему он такой легкий?
Дети: Потому, что внутри у него воздух.
Воспитатель:
 Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила игры, следующие:

- отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик; 
- «да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает"

- Воздух бывает теплый?  (Бывает).
- Воздух бывает чистый? (Бывает).
- Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
- Воздух бывает легкий? (Бывает).
- Воздух бывает грязный? (Бывает).
- Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
- Воздух бывает холодный? (Бывает).
- Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
- Воздуху бывает жарко?(…).
Воспитатель:
  На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ. А поможет нам в этом опять воздушный шарик.

Показ эксперимента «Оживающий воздушный шарик».

Воспитатель: Для нашего эксперимента нам понадобится: поднос, стеклянная бутылочка, металлическая емкость, шарик.

На горлышко стеклянной бутылки мы наденем воздушный шарик (шарик свисает). Бутылку поставим в металлическую ёмкость, в которую нальем кипяток.

Воспитатель: Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.

Воспитатель: Что произошло, когда мы налили в емкость кипяток?

Дети: Шарик стал подниматься.

Воспитатель: Почему это происходит?

Выслушиваются предположения детей.

Воспитатель: Воздух в бутылке от горячей воды стал нагреваться, ему стало жарко, и он начал расширяться. Воздуху становится мало места, и он начинает «переходить» в шарик, поднимая его (шарик «встает»). Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».

Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.
Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.
 Зарисовка эксперимента.

III.Итог занятия

 Воспитатель: Ребята, расскажите, что больше всего понравилось, запомнилось? А что вас удивило? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня нам помогал воздушный шарик, и я хочу, напоследок, поиграть с вами в игру, в которую вы можете научить играть маму и папу.

Проводится игра «Ладонь в ладонь»

  Дети становятся парами, прижимая ладонями воздушный шарик между друг другом. Соединенные таким образом, они должны повторять движения, которые показывает ведущий (поднять руки вверх и опустить вниз, развести в стороны и свести вместе, нарисовать руками круги). Затем можно предложить детям передвигаться по комнате по определенному маршруту (приседая, обходя стулья, перешагивая через что-нибудь и т. д.). Главным условием является успешное прохождение маршрута без потери воздушного шарика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе "Удивительный воздух "

Тема: «Удивительный воздух»Цель: расширение знаний детей о свойствах воздухаЗадачи:Образовательные:1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;2. Учить самостоятельно ...

Методическая разработка для детей старшей группы «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ»

Цель: расширение знаний детей о свойствах воздухаЗадачи:Образовательные:1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментиро...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный воздух»

Цель: расширять  знания  детей о свойствах воздуха.Закрепить знания о некоторых свойствах воздуха  ( не имеет формы, при нагреваний расширятся, а при охлаждении сжимается, невидим, необ...

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (пос...