Краткосрочный проект «Соль: друг или враг?»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Соколова Юлия Николаевна

Краткосрочный проект "Соль: друг или враг?" 

Актуальность:

Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем каждый день.

Например, зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар… Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.

Нас заинтересовал вопрос исследования соли. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознаваемая и таинственная….

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, педагоги.

Длительность проекта: краткосрочная (2 недели)

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через опытно-экспериментальную деятельность

Задачи:

Образовательные:

Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Формировать умение рисовать нетрадиционным способом - солью.

Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

Развивать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования;

Развивать творческие умения и навыки изобразительной деятельности.

Развивать у детей чувство красоты, художественного вкуса, творческого изображения, фантазии.

Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.

Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве, помочь детям почувствовать радость творчества.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, активность.

Приобщать родителей к проведению совместной деятельности с детьми, воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.

Проблемная ситуация:

С этого и началась наша работа над проектом.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? И не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, понять, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Однажды во время прогулки в детском саду, мы с детьми увидели, как сторож посыпал лёд и снег. Мы спросили у него «Почему и зачем посыпается лед и снег? И чем он посыпает?» Сторож нам ответил, что солью. А что соль топит снег? Нет, соль разрушает кристаллы, из которых состоит снег, а снег состоит из снежинок, а снежинки – это кристаллы, замерзшей воды. Детей очень удивили ответы нашего сторожа, и мы решили уделить пристальное внимание этому вопросу, а заодно выяснить: всегда ли соль полезна не только для человека, но и для окружающей экологии?

Стремясь ответить на эти вопросы, мы начали работу над н проектом. Наши воспитанники и их родители активно участвовали в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aritkulova_sokolova_sol_drug_ili_vrag.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

Школа №2120, ДОП-7

Экологическое воспитание и образование 2020

«Соль: друг или враг?»

Авторы проекта:

воспитатели

Ариткулова Д.В.,

Соколова Ю.Н.

Москва, 2020

Актуальность: 

Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем каждый день.

Например, зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар… Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.

Нас заинтересовал вопрос исследования соли. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознаваемая и таинственная….

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, педагоги.

Длительность проекта: краткосрочная (2 недели)

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через опытно-экспериментальную деятельность

Задачи: 

Образовательные:

Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Формировать умение рисовать нетрадиционным способом - солью.

Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

Развивать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования;

Развивать творческие умения и навыки изобразительной деятельности.

Развивать у детей чувство красоты, художественного вкуса, творческого изображения, фантазии.

Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.

Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве, помочь детям почувствовать радость творчества.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, активность.

Приобщать родителей к проведению совместной деятельности с детьми, воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.

Проблемная ситуация:

С этого и началась наша работа над проектом.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? И не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, понять, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Однажды во время прогулки в детском саду, мы с детьми увидели, как сторож посыпал лёд и снег. Мы спросили у него «Почему и зачем посыпается лед и снег? И чем он посыпает?» Сторож нам ответил, что солью. А что соль топит снег? Нет, соль разрушает кристаллы, из которых состоит снег, а снег состоит из снежинок, а снежинки – это кристаллы, замерзшей воды. Детей очень удивили ответы нашего сторожа, и мы решили уделить пристальное внимание этому вопросу, а заодно выяснить: всегда ли соль полезна не только для человека, но и для окружающей экологии?

Стремясь ответить на эти вопросы, мы начали работу над н проектом. Наши воспитанники и их родители активно участвовали в проектной деятельности.

Этапы проекта:

1 этап - Подготовительный. 

Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта. Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.

2 этап - Основной.

Работа с детьми.

Методы проекта: утренний круг; беседа; просмотр презентации; сбор образцов соли; знакомство с художественными произведениями, в которых говорится о соли; лепка из соленого теста; рисование с помощью соли.

Познавательное развитие.

Цель: Вызвать познавательный интерес у дошкольника об истории и добычи соли. Расширять представления о соли, ее свойствах и качествах, характере использования человеком. Приобщать к элементарному экспериментированию, способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями. Побуждать ставить цель, определять последовательность действий, оценивать и корректировать свои действия, радоваться результату экспериментирования.

Просмотр и обсуждение презентации «Где и как добывают соль»

Просмотр и обсуждение мультфильма «Как казаки соль добывали»

Опытно-экспериментальная деятельность:

  • Опыт № 1 «Соль - волшебница»

Изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.

  • Опыт № 2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на нее сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день. Сделали вывод, что соль, как снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

  • Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»

Взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. И выяснили что, при взаимодействии с водой соль растворяется.

  • Опыт № 4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной. Дети увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

  • Опыт № 5 «Плавающее яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки. Сделали вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»).

  • Опыт № 6 «Кристаллы из соли»

Мы для опыта взяли ветку дерева, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку и насыпали соли. На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть. Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза. Сделали вывод, что кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении воды.

  • Опыт № 7 «Растения и соленая вода»

При высадке растений для уголка природы, провели эксперимент с солёной водой. Первые 5 горшочков поливали специально отстоявшейся водой, а последний 6й горшочек поливали сильно концентрированным солёным раствором В итоге в 5м горшочке растение не выросло, и почва покрылась белёсым налетом. Сделали вывод, что соль в большом количестве вредна для почвы и растений.

Социально-коммуникативное развитие:

Цель: Расширять кругозор посредством приобщения к опыту познания окружающего мира. Пробуждать положительное, бережное отношение к окружающему миру.

Проведение утреннего круга, на котором воспитатель рассказывала о том, какими свойствами обладает соль, какие виды соли бывают.

Беседа «Путешествие в царство соли»

Художественно-эстетическое развитие:

Цель: Расширять кругозор посредством приобщения к опыту познания окружающего мира. Пробуждать положительное, бережное отношение к окружающему миру.

  • Рисуем, с помощью соли. (рисование солью «Яблоня»)
  • Лепим, из соленого теста. (лепка из слоеного теста «Поваренок»)
  • Готовим сувениры из разноцветной соли (Сувенир «Волшебная соль»)

Физическое развитие:

Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством продуктивной деятельности. Активизировать двигательную активность.

Речевое развитие:

Цель: Развивать свободное общение со взрослыми, обогащать словарь детей, развивать связную речь. Приобщать к слушанию познавательной и художественной литературы

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
  • Знакомство с французской народной сказкой «Я люблю тебя, как соль»
  • Экологическая сказка «Соль дороже золота» с использованием мнемотаблицы.
  • Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками, про соль.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

От хлеба – соли и царь не отказывается.

Недосол на столе, пересол на спине.

Щепотка соли делает сахар слаще.

От хлеба – соли не отказываются.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Хлеб да соль, да обед пошел.

Речь без пословицы, все равно, что еда без соли

Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже...(Соль)  

Что за странный порошок,
С виду неприметный.
Но любое блюдо он,
Делает отменным..(Соль)

Мясо любит и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может хватит или мало?..(Соль)

В воде родится, 
А воды боится…(Соль)

И т.п.

3 этап – Работа с родителями

В рамках проекта также были задействованы родители, которые проявили желание поучаствовать в совместной с детьми и воспитателями деятельности.

Были использованы следующие формы работы с родителями:

  • Консультация для родителей «Соль друг или враг?»
  • Полезные советы для родителей «Соль – много, что умеет»

Цель: Расширить представления родителей о пользе и вреде соли, ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Результаты проектной деятельности:

  • У детей повысился уровень знаний о соли и ее свойствах, обогатился словарный запас.
  • Дети расширили свои знания в опытно-экспериментальной деятельности.
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Методическое обеспечение:

  • Из книги «Творческое воспитание», автор Джин Вант Хал, 2015
  • Из серии «Хочу все знать», Барский Юрий Петрович, 1970
  • «Маленький исследователь», Савенков А. И. 2015
  • «Лепим с мамой из соленого теста», Лыкова И.А., Грушина Л.В.,2013
  • А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика – Пресс»1987,1990,1991,1992.
  • М. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
  • А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
  • Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
  • Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
  • Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г
  • Журнал "Мастерилка" (11.05) Издательского Дома "Карапуз" .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...

Творческий краткосрочный проект "Наш друг - светофор"

Творческий краткосрочный проет "Наш друг светофор" для детей средней группы,  рассчитан на одну неделю....

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

Краткосрочный проект "Соль: друг или враг?"

Краткосрочный проект "Соль: друг или враг?" Актуальность:Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забы...

Проект "Соль - друг, соль- враг"

Проект "Соль-друг, соль - враг" и презентация к проекту "  Соль-друг, соль-враг"...

Проект "Соль друг - соль враг"

Проект "Соль друг - соль враг"...