Главные вкладки

    Конспект к презентации , занятие в средней группе по формированию представлений об окружающем мире в средней группе "Свойства стекла и пластмассы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Котяева Янина Николаевна

    Подробный конспект к презентации по формированию представлений об окружающем мире  в средней группе "Свойства стекла и пластмассы" . Сопровождение каждого слайда поможет донести всю информацию до ребёнка, сформирует полноценные знания в соответствии с возростными особенностями и задачами по ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие в средней группе «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы» .

    Задачи:

    1. Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.

    Стекло – гладкое, твердое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжелое, холодное.

    Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, легкая, теплая.

    1. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя.
    2. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам.
    3. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.

    Наглядный материал:

    Презентация к занятию. 

     Предметы из стекла и пластмассы у воспитателя : пластмассовая линейка, стеклянный бокал, пластмассовый стаканчик.

    Ход занятия:

    1 часть. Просмотр презентации.

    Воспитатель  показывает 2 слайд презентации, на которой по очереди появляются предметы из стекла и пластмассы. Получается, что предметы разделились на  две группы: с одной стороны предметы из стекла, с другой – предметы из пластмассы.

    -  Ребята, посмотрите внимательно на экран, какие предметы вы видите?  (Дети называют  предметы ) .

    - Предметы разные по назначению. Чем  они отличаются друг от друга? (Предметы разные по цвету, по форме, по величине).

    - Кто догадается, по какому признаку я разделила все предметы на две группы? (одни предметы из стекла, другие из пластмассы)

    - Чем похожи все эти предметы? (Воспитатель показывает на предметы, сделанные из стекла).

    - Правильно, все эти предметы сделаны из стекла, они стеклянные.

    3 слайд

    Стекло изобрели 5 тыс. лет назад. Делали его так. В глиняный горшок сыпали песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом.

    4 слайд

    Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, стекло для шкафов, машин.

    5 слайд.

    Стекло хрупкое, легко разбивается на множество осколков, и поэтому с вещами из стекла нужно быть очень аккуратными не ронять стеклянные предметы. Ну а если на предмете образовалась трещина или откололся кусочек, то такими  предметами пользоваться нельзя. Почему? (дать детям порассуждать на тему безопасности)

    6 слайд

    - А эти предметы что объединяет? (Показывает на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется?

    - Правильно это пластмасса. Повторите это слово – пластмасса. Послушайте,  какое это интересное слово. Оно состоит из двух слов: пластическая масса. Пластическая – это значит мягкая.

    7слайд

    Если стекло делают из природного материала – песка, то пластмассу изобрели учёные-химики. Это искусственный материал.

    - Как вы понимаете слово искусственный? (Не природный).

    - Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы.

    Но сначала нам нужно набраться сил, а поможет нам зарядка!

    8 слайд «Физкультминутка»

    9 слайд «Опыты с предметами»

    Воспитатель берёт в руки линейку из пластмассы.

    - Эта линейка из пластмассы. Её можно немного согнуть. (Сгибает).

    - Посмотрите, я её отпускаю и она снова выпрямляется, принимая свою первоначальную форму. О каких свойствах  пластмассы мы можем сказать?(дети рассуждают)

    - Верно, этот материал гибкий, упругий. Повторите  это слово – упругий.  

    - А вот у меня на столе стеклянный бокал. Какой он на ощупь. (ребёнок осматривает бокал и проговаривает его свойства)

    - Значит, если пластмасса материал мягкий, то стекло какой материал? (Твёрдый).

    - У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы? (Нет). Значит, какое у них общее свойство? (Дать возможность детям подобрать подходящее слово).

    - Стекло и пластмасса - материалы водонепроницаемые, т.е. вода сквозь них не проникает. Повторите это трудное слово.

    - Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства?

    - Проведите ладонью сначала по стеклянному предмету, а потом по пластмассовому. Что можно сказать о поверхности стекла и пластмассы? (Стекло и пластмасса гладкие).

    - Теперь возьмите в одну руку стеклянный предмет, а в другую – пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой материал тяжелее? (Стекло тяжелее, чем пластмасса).

    - А сейчас приложите руку сначала к стеклянному предмету, а затем к пластмассовому (показать обследовательское действие). Какой предмет холодит руку? (Стеклянный). Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое? (Холодное). А пластмасса какой материал? (Тёплый). Стекло холоднее, чем пластмасса. Пластмасса теплее, чем стекло.

    - Кто знает, что произойдет, если стеклянный предмет  уронить на пол (Он разобьется)

    - Правильно, стекло бьётся, значит, оно какое? (Стекло бьющееся, хрупкое, непрочное).

    - А если я уроню пластмассовый предмет (роняет), он разбился? (Нет) Как можно сказать про пластмассу, какой это материал? (прочный, не бьющийся). Пластмасса прочнее стекла. Повторите.

    У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянный  предмет. Вы видите что-нибудь?

    - А теперь посмотрите через пластмассовый предмет. Что-нибудь видно?

    - Если через предмет видно, значит, он какой? (Прозрачный). А если через него ничего не видно, то он какой? (Непрозрачный). Итак, стекло материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный.

     Где используется это свойство стекла? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? (Оконное стекло, аквариум, электрические лампочки и т.д.).

    10 слайд

    - Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся, поэтому из пластмассы делают много разных предметов – игрушки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес. Предметы быта, мебель(Все эти предметы показать детям на экране, порассуждать).

    Предлагаю поиграть в игру « Я начну, а ты продолжи!»

    - стекло твердое, а пластмасса … (мягкая, упругая);

    - стекло холодное, а пластмасса … (тёплая);

    - стекло прозрачное, а пластмасса … (непрозрачная);

    - стекло хрупкое, а пластмасса … (прочная);

    - стекло тяжёлое, а пластмасса … (лёгкая).

    - пластмасса непрозрачная, а стекло … (прозрачное);

    - пластмасса теплая, а стекло …(холодное);

    - пластмасса прочная, а стекло …(хрупкое, бьющееся);

    - пластмасса лёгкая, а стекло … (тяжёлое).

    Итог: 

    Сегодня на занятии мы с вами познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных нужных в быту предметов.

    11слайд

    Много людей трудится над созданием разных очень нужных вещей, и наша задача беречь и сохранять предметы, которые нас окружают. Но даже если вещи ломаются, мы можем продлить им время службы, если будем правильно утилизировать сломанные предметы из стекла и пластмассы, ведь их можно переработать и сделать много хороших новых , очень нужных вещей, которые послужат нам еще долгое время.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»

    Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память.Материал: мнемотаблица «Осень» , му...

    Презентация для занятия по формированию представлений об окружающем мире. (Средняя группа)

    Эта презентация была использованиа в НОД по формированию представлений об окружающем мире в средней группе. Следующие несколько  занятий были организованы в виде экскурсий по детскому саду....

    Конспект занятий в средней группе .Развитие речи.Ознакомление с окружающим миром образовательная область:"Коммуникация","Познание".Тема :" Осень".

    Работа с мнемотаблицей «Осень», муляжами овощей, фруктов, две корзинки, каточки, иллюстрация «Осень»....

    Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по формирование целостного восприятия окружающего мира — «Богатство Земли» (эксперимент с воздухом)

    Уважаемые коллеги! Все мы знаем насколько сложно составлять занятия, которые были бы интересны детям. Очень много нюансов, которые надо предусмотреть и особенно если это занятие - эксперимент....

    Занятие в средней группе по формированию представлений об окружающем мире "Мир стекла и пластмассы"

    Я представляю конспект занятия и презентацию к нему по теме "Мир стекла и пластмассы".Очень важно сформировать представления детей о материалах, которые нас окружают в быту, об их ачествах и...

    Конспект НОД в средней группе по формированию знаний об окружающем мире с использованием здоровьесберегающих технологий "Будем здоровы"

    Цель: Формировать у детей основы здорового образа жизни. Задачи:Обучающие:- формирование у детей потребности в бережном отношении к здоровью- формировать навыки   укрепления своего...