Технология проектной деятельности в старшей группе "Колокольчики" по теме "Ленинград- город герой"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство с героическим прошлым родного города, воспитание патриотизма и чувства любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проектной деятельности по теме "Ленинград-город герой" | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности
в старшей группе «Колокольчики» по теме «Ленинград – город герой»
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии проектной деятельности заключается в том, что она имеет:
- Выраженную поэтапность;
- Включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе;
- Позволяет педагогу предвидеть промежуточные и итоговые результаты;
- Конкретность целей и задач;
- Возможность использовать разнообразные способы, формы и приёмы для реализации;
- Позволяет достичь поставленные цели.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: с сентября 2019 по май 2020 года.
Вид проекта: обучающий, познавательно – исторический, нравственно-патриотический.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители.
Обоснование выбора темы:
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о ее защитниках и героях.
Как поддержать интерес ребенка помочь ему узнавать новую, интересную информацию о Великой Отечественной войне. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников.
Актуальность:
9 мая 2020 года страна будет праздновать великий праздник «75 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне». Поэтому в преддверии праздника, было принято решение разработать и реализовать проект « Ленинград – город герой».
Потому что важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашего города. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями прошлого родного города в Великой Отечественной войне. Надо помочь детям увидеть любимый город в трудное время; узнать, какова была сила духа народа в годы испытаний, привить любовь к Родине, к ее героям, преданность ей.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Проблема:
• Как познакомить детей старшей группы в детском саду с темой «Великая Победа», донести всю интересующую детей информацию до их сознания.
• Недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне.
• Нет заинтересованности родителей в расширении патриотических знаний детей.
Цель проекта: Формировать патриотические чувства у дошкольников, уважение и гордость за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
• Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
• Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
• Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны; раскрыть понятие «Город-герой».
Гипотеза: Процесс патриотического воспитания дошкольников о Великой Отечественной войне в условиях ДОУ будет эффективным, если: работа по ознакомлению проводится систематически; подобраны адекватные возрасту формы и методы обучения дошкольников; созданы специальные условия; разработан механизм, объединяющий усилия детского сада и семьи по вопросам патриотического воспитания детей с данной темой.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Повысить уровень осведомлённости старших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым Ленинграда в период Великой Отечественной войны;
- познакомить с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
- повысить интерес детей к играм на военную тематику;
- воспитывать чувство гордости к защитникам Родины.
Родители:
- Обогащение уровня патриотических знаний родителей;
- активное участие родителей в реализации проекта;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Педагог:
- Повышает профессиональный уровень и личностный рост.
Этапы проекта:
1-й этап - Подготовительный
Постановка цели и формулирование задач.
Определение форм и методов работы.
Подбор методической литературы.
Выбор оборудования и материалов (дидактических игр, игровых упражнений, литературно-художественного материала).
Разработка календарно-тематического плана проекта.
2-й этап - Практический
Деятельность в соответствии с тематическим планированием:
Изготовление дидактических игр по теме проекта;
Игры;
Продуктивная деятельность детей;
Чтение художественной литературы;
Создание альбомов, книжек - малышек;
Выставки детского творчества.
Организация работы с родителями: беседы, встречи, консультации;
Выставки совместного творчества детей и родителей.
Создание макетов «Военной техники».
3-й этап - Итоговый
Итоговое мероприятия проекта - досуг «Ленинград – город герой».
Комплексно – тематическое планирование
по патриотическому воспитанию дошкольников старшей группы
Месяц | Тема | Направления | Формы взаимодействия | Задачи |
Сентябрь | «Героическая оборона Ленинграда» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Беседа на тему «Как началась война? Что ты знаешь о войне?»; - игра «Разрезные картинки»; - просмотр документальных фильмов об обороне Ленинграда»; - рисование «Противотанковые ежи»; - чтение рассказов Н.С. Тихонова «Враг у ворот», «Ночи Ленинграда»; - сюжетная игра «На границе»; - подвижная игра «Стенка – мишень»; - игра – соревнование «Забинтуй раненого». | - Расширять представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда; - познакомить с жизнью людей в это время. |
Октябрь | «Дети блокадного Ленинграда» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Игра «Перевезём продукты по дороге жизни»; - беседа «Свеча памяти»; - альбом «Рисунки детей блокадного Ленинграда»; - акция «Не потеряй ни крошки хлеба»; - просмотр мультфильма «Воробушек»; - рисование «Варежки для детей блокады»; - аппликация «Разорванное кольцо»; - беседа «Дети и война». | - Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать; - рассказать о жизни детей в тяжёлые годы войны (дневник Тани Савичевой). |
Ноябрь | «Боевые награды Ленинграда» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Чтение рассказа А. Митяева «Дедушкин орден»; - игра «Назови медали»; - рассматривание альбома «Ордена и медали»; - дидактическая игра «Назови награду»; - аппликация «Медаль за оборону Ленинграда»; - лепка «Военная техника»; - сюжетно – ролевая игра «Мы военные»; - познавательная игра «Раньше и теперь». | - Познакомить детей с боевыми наградами: орденами и медалями; - формировать представление о героизме, за который вручали награды. |
Декабрь | «Достопримечательности памяти В.О.В.» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Беседа по вопросам: «Как чтут память героев войны? Какие памятники героям войны вы знаете?»; - сюжетно-ролевая игра «Санитары»; - рисование «Цветок Жизни»; - словесное упражнение «Подбери слово к иллюстрации»; - дидактическая игра «Подбери к эмоции слово и картинку»; - дидактическая игра «Сигнальные флажки»; - конкурс рисунков «Мир на Земле»; - дидактическая игра « Отгадай военную профессию». | - Сформировать представление о памятниках, зачем они нужны; - воспитывать уважение к истории города, значимого прошлого, чувство гордости за предков. |
Январь | «Блокада Ленинграда в литературе» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Конкурс чтецов «Хотят ли русские войны»; - книжки – малышки «Стихи о блокаде Ленинграда»; - сборник пословиц и поговорок о В.О.В.; - чтение стихотворений Н. Майданик «День Победы», С. Михалкова «Победа»; - аппликация «Самолёты летят»; - физкультминутки: «Ура, «Будем мир мы защищать», «Пограничник на границе», «Вертолет»; - дидактическая игра «Чья форма»; - подвижная игра «Попади в цель». | - Познакомить детей с художественными произведениями о блокаде Ленинграда; - развивать умение анализировать произведение; - воспитывать способность сопереживать другим людям, сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений; - закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа. |
Февраль | «История георгиевской ленточки» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Беседа «История георгиевской ленточки»; - рисование «Георгиевская ленточка»; - эстафеты: «Доставь донесение в штаб», «Перетягивание каната»; - дидактическая игра «Для кого это оборудование»; - подвижная игра «Стенка-мишень»; - лепка на тему «Пограничник с собакой»; - конструирование на тему «Военный корабль»; - аппликация «Голубь мира». | Познакомить ребят с историей и значением Георгиевской ленточки; - воспитывать чувства патриотизма; - развивать чувство гордости за Родину. |
Март | «Песни военных лет и фронтовой треугольник» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Аппликация «Фронтовой треугольник»; - прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», марш «Прощание славянки», «В землянке», «Журавли», «Дымилась роща», «Смуглянка»; - подвижная игра «Письмо на ходу»; - сюжетно-ролевая игра «Лётчики»; - дидактическая игра «Что в военном пакете?»; - лепка «Самолеты»; - подвижная игра «Помоги раненому». | - Развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой; - продолжать знакомить детей с техникой оригами, развивать мелкую моторику пальцев рук; - обобщать и расширять знания детей о ВОВ, дать представление о жизни людей на войне и в тылу. |
Апрель | «Подвиги героев Ленинграда» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Игра «Перейди на другой берег»; - раскрашивание «Сюжеты о войне»; - чтение рассказа Л. Кассиля «Твои защитники»; - игры – состязания: «Самый меткий», «Самый смелый»; - беседа по вопросам: «Как победила наша Армия фашистов? Кого называют героями войны? Что они совершили? Как награждали победителей?»; - сюжетно-ролевая игра «Моряки»; - подвижная игра «Собери патроны»; - словесно-дидактическая игра «Подбери профессии воинов по образцу». | - Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ; - расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду; - способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени; - формировать умение уважительно относиться к подвигу наших солдат; - содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, чтение рассказов и беседы. |
Май | «9 мая – день Победы» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | - Музыкально – ритмическая игра «Наш парад»; - рисование «Праздничный салют»; - открытка «День Победы»; - беседа по вопросам: «Кто такие ветераны? Почему надо уважать и заботиться о ветеранах? Кто из твоих родственников участвовал в войне?». - участие в акции «Поздравительная открытка ветерану ВОВ»; - подвижная игра «Переправа через мост», - дидактическая игра «Воину солдату своё оружие»; - лепка «Вечный огонь». | - Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы; - развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного; - развивать память, внимание, речь, мышление. |
ВЫВОДЫ:
Таким образом, проведенная работа по теме «Ленинград – город герой» сформировала у детей представление об истории ВОВ, о ее исторических фактах, об участии войск в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.
Работа по проекту позволила прийти к следующим результатам:
•Сформировались у детей элементарные знания о подвиге Ленинграда в Великой отечественной войне.
•Повысился уровень мотивации к занятиям.
•Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
•Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
•Воспитание патриотических чувств у ребенка, привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину желание быть смелым, сильным и выносливым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Дети заинтересовались темой «Ленинград – город герой», проявили познавательную активность.
Литература
1. Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., 2011г.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. – М., 2010г.
3. Морозова И.А, Пушкарева М.А. Мозаика – синтез. М. 2007. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет.
4. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет.
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. – М., 2010г.
6. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М., 2006г.
7. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М., 2009г.
8. Журналы: Дошкольное воспитание №4 2011, №5 2006, №3 2012
Ребенок в детском саду №2 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по проектной деятельности на тему «Мой родной город» Старшая группа
Творческий отчет по проектной деятельности на тему «Мой родной город» Старшая группа...
Итоговая совместная проектная деятельность с детьми «Мой родной город» старшая группа
На этой большой планете,...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии проектной деятельности старшая группа Тема «Ожившие предметы»
Закрепление с детьми знаний о посуде и её характерных особенностях....
Конспект занятия по легоконструированию с использованием технологии проектной деятельности «Дома в нашем городе»
закрепление навыков конструктивной деятельности с помощью «Лего»...
Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)
Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...
Технология проектной деятельности в старшей групее.
План проектной деятельности в старшей группе....