Конспект занятия в старшей группе на тему: «Растения – наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Растения – наши друзья»

Образовательная область: Познание.

Задачи:

-Закреплять у детей представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях, о многообразии их внешнего строения, об основных жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение).

-Продолжать  формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

- Развивать диалогическую речь.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, безопасность, труд, социализация, музыка, здоровье, физкультура.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Растения – наши друзья»

Образовательная область: Познание.

Задачи:

-Закреплять у детей представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях, о многообразии их внешнего строения, об основных жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение).

-Продолжать  формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

- Развивать диалогическую речь.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, безопасность, труд, социализация, музыка, здоровье, физкультура.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, труд в цветнике; экскурсии в парк, сквер; чтение: А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад», С. Есенин «Черемуха», В. Бианки «О травах», экологическая сказка «Шиповник»,А. Пришвин «Иван – чай», Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения»,
Т. Белозеров «Одуванчик», журнал о природе для детей «Филя»; рисование: «Яблонька», «Осенние цветы», «Деревья нашего участка», «Гроздья рябины»;  д/игры: «От какого дерева листочек», «Беги к растению, которое я назову», «Собери растение» (по моделям) ,«Дерево, куст, трава» (на фланелеграфе), «Шкатулка загадок»; работа с родителями: сбор гербария, шишек.

Ход занятия:

Организационный момент.

 Предлагаю детям подойти к окну.

-Посмотрите, какая сегодня погода? (ответы детей)

-Чтобы  наше настроение не было таким же  хмурым, как это осеннее утро,  улыбнитесь  друг другу, подайте друг другу  руки, почувствуйте тепло ваших  рук, посмотрите ласково друг другу в глаза, и сразу всем станет веселее.

(Если утро солнечное, то же самое для установки солнечного настроения).

Основная часть.

-Чтобы ваше настроение оставалось таким же добрым и веселым, я приготовила для вас сюрприз (достаю уже знакомую детям шкатулку загадок).

-Хотите, узнать какие загадки  сегодня приготовила для вас шкатулка? Тогда сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети рассаживаются перед проектором. Зачитываю загадки о растениях:

Оно непременно,
На каждое лето
Наряд одевает
Зеленого цвета.
А с осени поздней
Бесстрашно потом
Оно до апреля,
Стоит голышом.

Отгадка: Дерево

-Давайте вспомним, какие мы знаем деревья?

На экране появляются изображения деревьев, дети перечисляют их.

- Как мы узнаем деревья? Что есть у всех деревьев?  (есть высокий ствол, много веток, которые образуют крону, листья, ствол покрыт корой, корень).

Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель дерева.

-Посмотрите, у нас получилась модель дерева.

-Найдите у себя модель дерева. Положите перед собой.

-Послушайте следующую загадку:

И ограда в саду,
И закуска дрозду,
И от хвори настой –
Душистый, густой (шиповник).

-Шиповник это дерево? (куст). Правильно – куст, Какие еще мы знаете кусты? (демонстрация кустов на экране).

-Давайте докажем, что всё это кусты, а не деревья. (Кусты ниже деревьев, у кустов ветки - стволы растут прямо из земли, они покрыты корой, есть листья, цветы, ягоды).

Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель куста.

-Найдите у себя модель куста. Положите перед собой.

-Послушайте следующую загадку:

Высока и зелена,
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы.
Есть ее всегда готовы.
(Трава)

-Вспомним, какие мы знаем травянистые растения.

На экране появляются изображения травянистых растений, дети перечисляют их.

- Как мы узнаем травянистые растения? Чем они отличаются от деревьев и кустов? (у них тонкий, зеленый стебель, есть листья, цветы).

Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель травянистых растений.

-Что у нас получилось? (модель).

Положите перед собой модель травянистого растения.

-Посмотрите перед вами модели дерева, куста, травы. Каким одним словом мы можем их назвать? (растения).

-Чем отличаются деревья, кусты и травы (размером, у деревьев – высокий ствол, у кустов – ветки растут прямо из земли, у травянистых растений – стебелек).

-Что общего у всех растений? (корень).

-Что происходит с  растениями осенью? (ответы детей).

 Растения на зиму засыпают, у деревьев и кустов опадают листья, кора на стволах и ветках оберегает их от мороза, трава вянет, и все растения под теплым снежным одеялом спят до весны,  весной просыпаются и начинают радовать нас зеленью, а летом вкусными плодами и ягодами.

-Я хочу вам загадать еще одну загадку из нашей шкатулки загадок:

На высоких стройных ёлках
Дружно прячутся в иголках.
Любят белочка и клёст
Ими лакомиться. Прост
Мой вопрос для вас, детишки:
- Что ж едят они все?  (Шишки)

-Правильно, это шишки (Достаю корзинку с шишками).

-От какого дерева эти шишки? (сосны).

-Возьмите и положите на руку шишку. Ребята, вы видели на ладони целый лес, много - много деревьев?  Ответы детей.

А ведь именно у вас на руке целый лес. В шишках находятся семена и если их посадить, то из них вырастут деревья, много-много, т. целый лес.

-Давайте мы покатаем шишки по ручкам (самомассаж) и превратимся в маленькие семена.

Игра – эмпатия:

Я, дерево - мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветер, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым и пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелек с маленькими веточками. Маленькие деревца, руками - веточками тянутся к солнцу, вырастают и становятся большими деревьями.(игра сопровождается музыкой Нина Рота «Ромео и Джульета»)

Мы все стали деревьями.

Физкультминутка:

Стали мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой).

-Скажите, с помощью чего вы держались за землю, когда были деревьями? (с помощью корня). Могут растения обойтись без корня? Давайте это проверим опытным путем.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берём модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

-Для чего еще нужны дереву корни? (с помощью корней дерево питается). Посмотрим, как это происходит.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу и питательные элементы.

-Давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (удерживает растение в земле, всасывает влагу).

-Скажите, растения живые? (да).

-Давайте докажем. Чем отличаются все живые существа от не живых? (они дышат, растут, питаются, размножаются).

-Вы были семенами, я вашей мамой-сосной, значит, растения размножаются. Вы были маленькими росточками, потом стали большими деревьями, значит, растения растут. С помощью опыта мы доказали, что растения питаются. И растения, как и все живые существа на земле дышат.

Ответы детей сопровождаются моделью- схемой на экране, дети составляют модель у себя на столе.

Заключительная часть.

– Ребята, зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат.

- Как же мы должны относиться к растениям? Давайте вспомним правила

На экране демонстрируются модели – знаки:

Запрещающие                                          Разрешающие

-не ломать                                                  - поливать

-не рвать                                                    - высаживать

-не топтать                                                - ограждать

Молодцы! Хорошо знаете правила, и я надеюсь, что всегда будете их выполнять.

А сейчас давайте послушаем Катю:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

 То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты!

Правильно. Исчезнет красота. Не зря говорят: “Растение – земли украшение”. Но, исчезнет не только красота, Что произойдет, если на земле исчезнут все растения? (ответы детей).

-На земле не будет жизни.

                             Должны мы над растениями наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

На экране картина-плакат «Береги растения».

  -Я хочу подарить вам всем  значки-цветы вот с таким добрым лицом,  чтобы вы всегда помнили, что к растениям нужно относиться только по- доброму. F:\добродушное.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Растения – наши друзья»

Образовательная область: Познание.

Задачи:

-Закреплять у детей представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях, о многообразии их внешнего строения, об основных жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение).

-Продолжать  формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

- Развивать диалогическую речь.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, безопасность, труд, социализация, музыка, здоровье, физкультура.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, труд в цветнике; экскурсии в парк, сквер; чтение: А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад», С. Есенин «Черемуха», В. Бианки «О травах», экологическая сказка «Шиповник»,А. Пришвин «Иван – чай», Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения»,
Т. Белозеров «Одуванчик», журнал о природе для детей «Филя»; рисование: «Яблонька», «Осенние цветы», «Деревья нашего участка», «Гроздья рябины»;  д/игры: «От какого дерева листочек», «Беги к растению, которое я назову», «Собери растение» (по моделям) ,«Дерево, куст, трава» (на фланелеграфе), «Шкатулка загадок»; работа с родителями: сбор гербария, шишек.

Ход занятия:

Организационный момент.

 Предлагаю детям подойти к окну.

-Посмотрите, какая сегодня погода? (ответы детей)

-Чтобы  наше настроение не было таким же  хмурым, как это осеннее утро,  улыбнитесь  друг другу, подайте друг другу  руки, почувствуйте тепло ваших  рук, посмотрите ласково друг другу в глаза, и сразу всем станет веселее.

(Если утро солнечное, то же самое для установки солнечного настроения).

Основная часть.

-Чтобы ваше настроение оставалось таким же добрым и веселым, я приготовила для вас сюрприз (достаю уже знакомую детям шкатулку загадок).

-Хотите, узнать какие загадки  сегодня приготовила для вас шкатулка? Тогда сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети рассаживаются перед проектором. Зачитываю загадки о растениях:

Оно непременно,
На каждое лето
Наряд одевает
Зеленого цвета.
А с осени поздней
Бесстрашно потом
Оно до апреля,
Стоит голышом.

Отгадка: Дерево

-Давайте вспомним, какие мы знаем деревья?

На экране появляются изображения деревьев, дети перечисляют их.

- Как мы узнаем деревья? Что есть у всех деревьев?  (есть высокий ствол, много веток, которые образуют крону, листья, ствол покрыт корой, корень).

Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель дерева.

-Посмотрите, у нас получилась модель дерева.

-Найдите у себя модель дерева. Положите перед собой.

-Послушайте следующую загадку:

И ограда в саду,
И закуска дрозду,
И от хвори настой –
Душистый, густой (шиповник).

-Шиповник это дерево? (куст). Правильно – куст, Какие еще мы знаете кусты? (демонстрация кустов на экране).

-Давайте докажем, что всё это кусты, а не деревья. (Кусты ниже деревьев, у кустов ветки - стволы растут прямо из земли, они покрыты корой, есть листья, цветы, ягоды).

Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель куста.

-Найдите у себя модель куста. Положите перед собой.

-Послушайте следующую загадку:

Высока и зелена,
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы.
Есть ее всегда готовы.
(Трава)

-Вспомним, какие мы знаем травянистые растения.

На экране появляются изображения травянистых растений, дети перечисляют их.

- Как мы узнаем травянистые растения? Чем они отличаются от деревьев и кустов? (у них тонкий, зеленый стебель, есть листья, цветы).

Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель травянистых растений.

-Что у нас получилось? (модель).

Положите перед собой модель травянистого растения.

-Посмотрите перед вами модели дерева, куста, травы. Каким одним словом мы можем их назвать? (растения).

-Чем отличаются деревья, кусты и травы (размером, у деревьев – высокий ствол, у кустов – ветки растут прямо из земли, у травянистых растений – стебелек).

-Что общего у всех растений? (корень).

-Что происходит с  растениями осенью? (ответы детей).

 Растения на зиму засыпают, у деревьев и кустов опадают листья, кора на стволах и ветках оберегает их от мороза, трава вянет, и все растения под теплым снежным одеялом спят до весны,  весной просыпаются и начинают радовать нас зеленью, а летом вкусными плодами и ягодами.

-Я хочу вам загадать еще одну загадку из нашей шкатулки загадок:

На высоких стройных ёлках
Дружно прячутся в иголках.
Любят белочка и клёст
Ими лакомиться. Прост
Мой вопрос для вас, детишки:
- Что ж едят они все?  (Шишки)

-Правильно, это шишки (Достаю корзинку с шишками).

-От какого дерева эти шишки? (сосны).

-Возьмите и положите на руку шишку. Ребята, вы видели на ладони целый лес, много - много деревьев?  Ответы детей.

А ведь именно у вас на руке целый лес. В шишках находятся семена и если их посадить, то из них вырастут деревья, много-много, т. целый лес.

-Давайте мы покатаем шишки по ручкам (самомассаж) и превратимся в маленькие семена.

Игра – эмпатия:

Я, дерево - мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветер, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым и пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелек с маленькими веточками. Маленькие деревца, руками - веточками тянутся к солнцу, вырастают и становятся большими деревьями.(игра сопровождается музыкой Нина Рота «Ромео и Джульета»)

Мы все стали деревьями.

Физкультминутка:

Стали мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой).

-Скажите, с помощью чего вы держались за землю, когда были деревьями? (с помощью корня). Могут растения обойтись без корня? Давайте это проверим опытным путем.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берём модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

-Для чего еще нужны дереву корни? (с помощью корней дерево питается). Посмотрим, как это происходит.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу и питательные элементы.

-Давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (удерживает растение в земле, всасывает влагу).

-Скажите, растения живые? (да).

-Давайте докажем. Чем отличаются все живые существа от не живых? (они дышат, растут, питаются, размножаются).

-Вы были семенами, я вашей мамой-сосной, значит, растения размножаются. Вы были маленькими росточками, потом стали большими деревьями, значит, растения растут. С помощью опыта мы доказали, что растения питаются. И растения, как и все живые существа на земле дышат.

Ответы детей сопровождаются моделью- схемой на экране, дети составляют модель у себя на столе.

Заключительная часть.

– Ребята, зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат.

- Как же мы должны относиться к растениям? Давайте вспомним правила

На экране демонстрируются модели – знаки:

Запрещающие                                          Разрешающие

-не ломать                                                  - поливать

-не рвать                                                    - высаживать

-не топтать                                                - ограждать

Молодцы! Хорошо знаете правила, и я надеюсь, что всегда будете их выполнять.

А сейчас давайте послушаем Катю:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

 То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты!

Правильно. Исчезнет красота. Не зря говорят: “Растение – земли украшение”. Но, исчезнет не только красота, Что произойдет, если на земле исчезнут все растения? (ответы детей).

-На земле не будет жизни.

                             Должны мы над растениями наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

На экране картина-плакат «Береги растения».

  -Я хочу подарить вам всем  значки-цветы вот с таким добрым лицом,  чтобы вы всегда помнили, что к растениям нужно относиться только по- доброму. F:\добродушное.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему «Вода – наша спутница всегда»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать творческое воображение, умение проводить  несложные эксперименты. Сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следствен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

План-конспект проекта по УМК в детском саду в старшей группе по теме "Овощи - наши друзья"

Мы живем в многонациональной республике Татарстан, где основная часть населения разговаривает на русском и на татарском языках. Населению  важно знать оба основных языка республики. Начальные нав...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: "Книги-наши друзья"

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:«Книги - наши друзья».Цель: расширять представления и знания детей о книгах.Задачи:1.Развивать познавательный интерес к истории зарождени...

конспект занятия в средней группе по теме "Деревья - наши друзья"

Данное занятие формирует представления о дереве, как о растении, которое имеет корень, ствол, ветки и листики ;позволяет говорить о дереве;как о живом существе, которое живет, дышит, растет, питается...

Открытое занятие в старшей группе на тему: «Деревья наши друзья».

Государственное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад № 79 комбинированного видаВыборгского районаСанкт-Петербурга       Открытое занятие в старш...