Программа кружка по экологическому развитию детей подготовительной к школе группы "Природа - наш общий дом"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель Программы- воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_priroda-nash_obshchiy_dom.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Детский сад № 4»

_________________Смиронова Е.М.

Приказ № _   от  _______________

Программа кружка

 «Природа - наш общий дом»

для детей подготовительной к школе группы

Составитель:

воспитатель подготовительной к школе  группы Маланичева Н.И.

г. Кимры

2016 год

«Мир, окружающий ребенка –

это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

                          В. Сухомлинский.

Актуальность программы

Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии, жили по принципу устойчивого развития. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением. Основы такого мировоззрения закладываются в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования, их внутренние характеристики.

Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребёнка в постижении мира. Ребёнок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.

В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.

Ребёнок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно – образным мышлением появляются элементы словесно – логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.

Таким образом, данная программа ориентирована на формирование у старших дошкольников чувства ответственности, которое должно строиться, прежде всего, на информации об окружающих, доступных и знакомых для него объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка.

Программа дополнительного образования «Природа - наш общий дом» имеет социально - педагогическую направленность.

Цель данной программы – воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи программы:

  • Образовательные — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой. Подвести к понятию что взрослые и дети - это тоже часть природы. Показать важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека и животного мира.  Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
  • Развивающие — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды; развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
  • Воспитательные — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров. Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью. Воспитывать правильное поведение в природе.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет), предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью 30 минут во вторую половину дня.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Иметь представление о родном крае.
  • Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
  • Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
  • Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень, галка).

  1. Оценочные материалы

Оценочные материалы отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов.

Диагностический инструментарий для детей 6 -7 лет

по экологическому развитию.

(Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова)

Первичная диагностика (начало учебного года)

  1. Представления о природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребѐнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребѐнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолѐт.

Методика. Индивидуальная беседа с ребѐнком. Ребѐнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

  • Как ты догадался, что всѐ это живое?
  • Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
  • Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание №2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребѐнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что, где растѐт?» Методика. С ребѐнком проводится игра «Что, где растѐт?» Задание №3.

Цель. Выяснить, знает ли ребѐнок части растений и их функции.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1

Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребѐнок представления о стадиях роста растений.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.

Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и дать объяснение. Задание №5.

Цель. Выявить представление ребѐнка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоѐм, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза,

бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.

Методика. Ребѐнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребѐнка о назначении основных частей тела животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.

Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №7.

Цель. Выяснить имеет ли ребѐнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времѐн года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребѐнком по сюжетным картинкам:

  • Какое это время года?
  • Почему деревья так выглядят?
  • Как изменяется жизнь животных (называется время года)? Задание № 8.

Цель. Изучить особенности понимания ребѐнком ценности природных объектов.

Методика. Индивидуальная беседа с ребѐнком:

  • Любишь ли ты животных и растения?
  • С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
  • Зачем нужны животные и растения?
  • Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
  • Могут ли люди прожить без других людей? Почему? Задание № 9.

Цель. Выявить представления ребѐнка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребѐнком:

  • Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
  • Как бы ты поступил на его месте?
  • Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
  1. Отношение к природе.

Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам на участке, во время прогулок и экскурсий.

  • Почему ты хочешь ему помочь?
  1. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребѐнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребѐнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребѐнку предлагается:

  • выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
  • рассказать о последовательности ухода за растением;
  • непосредственно осуществить уход.

Контрольная диагностика (конец учебного года)

 1.Представления о природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребѐнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), 2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолѐт).

Методика. Из представленных картинок ребѐнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

  • Как ты узнал, что всѐ это живое?
  • Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?
  • Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?
  • Зачем нужны (называются части и органы)?
  • Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему? Задание №2.

Цель. Выявить характер представлений ребѐнка о среде обитания конкретных растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.

Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему. Задание №3.

Цель. Выяснить понимание ребѐнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.

Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №4.

Цель. Выявить знания ребѐнка об основных группах растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.

Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор

Задание №5.

Цель. Выявить представления ребѐнка о составе экосистем.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 7.

Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №6.

Цель. Выявить представления ребѐнка о стадиях роста хорошо знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 8.

Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №7.

Цель. Определить представления ребѐнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времѐн года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребѐнком.

  • Какое время изображено?
  • Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?
  • Чем занимаются люди в это время года? Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребѐнком ценности природных объектов.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребѐнком:

  • Любишь ли ты животных и растения?
  • С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?
  • Зачем нужны животные и растения?
  • Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
  • Могут ли люди прожить без других людей? Почему? Задание №9.

Цель. Выявить представления ребѐнка о нормах отношения к живому.

Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения детей в природе).

Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:

  • Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
  • Как бы ты поступил на его месте?
  • Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
  1. Отношение к природе.

Цель. Выявить характер отношения ребѐнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам на участке, во время прогулок и экскурсий.

  1. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребѐнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребѐнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребѐнку предлагается:

  • выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
  • рассказать о последовательности ухода за растением;
  • непосредственно осуществить уход.

В первичной и контрольной педагогической диагностике встречаются одинаковые задания – в связи с тем, что в начале года определяются представления и умения детей, на основе которых выстраивается содержание деятельности педагога на год.

Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:

Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов; Средний – от 1,7 до 2,3 баллов; Низкий – от 1 до 1,6 баллов.

 Высокий уровень.

Ребѐнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщѐнный, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам.

Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит еѐ красоту.

 Средний уровень.

Ребѐнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого.

Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

 Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.

Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Литература:

1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

2.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.

3.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.

4.Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013.

5. Шинкарева, Л.В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6.

6. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина.М.: Сфера, 2012. 

7. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

8. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.



Список рекомендуемой литературы

для чтения детям по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1. А.К. Толстой «Колокольчики».

2. В. Катаев «Цветик-семицветик».

3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

4. Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

5. Н. Сладков «Любитель цветов».

6. Ю. Мориц «Цветок».

7. М. Познананская «Одуванчик»

8. Е. Трутнева «Колокольчик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1. А.Н.Майков «Осень».

2. С. Есенин «Нивы сжаты…».

3. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».

4. Е. Трутнева «Осень»

5. В. Бианки «Синичкин календарь»

6. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

7. А. Плещеев «Осень наступила».

8. А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».

9. М. Исаковский «Вишня».

10. Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».

11. И. Токмакова «Дуб».

Тема: Овощи, фрукты

1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2. А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3. М. Исаковский «Вишня»

4. Ю. Тувим «Овощи»

5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

7. Б. Житков «Что я видел».

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

1. Р.н.с. «Гуси-лебеди».

2. К.Д. Ушинский «Ласточка».

3. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».

4. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук».

5. М. Пришвин «Ребята и утята».

6. Укр.н.с. «Хроменькая уточка».

7. Л.Н.Толстой «Птичка».

8. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

9. П.Воронько «Журавли».

10. В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».

11. А. Майков «Ласточка»

12. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

13. Л.Н. Толстой «Лебеди»

14. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

15. В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1. Е. Чарушин «Что за зверь?»

2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3. Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».

5. Р.н.с. «Волк и семеро козлят».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1. А.К. Толстой «Белка и волк».

2. Р.н.с. «Заюшкина избушка»

3. Г. Снегирев «След оленя»

4. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

5. Р.н.с. «Зимовье».

6. В. Осеева «Ежинка»

7. Г. Скребицкий «на лесной полянке».

8. В. Бианки «Купание медвежат».

9. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).

10. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц».

Тема: Поздняя осень. Предзимье

7. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

8. Д.М. Сибиряк «Серая шейка»

9. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

10. А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»

11. С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».

12. И.С. Никитин «Встреча зимы»

Тема: Зима. Зимующие птицы

1. Н. Носов «На горке»

2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»

3. В. Бианки «Синичкин календарь».

4. В. Даль «Старик – годовик».

5. М. Горький «Воробьишко»

6. Л.Н. Толстой «Птичка»

7. Ненецкая народная сказка «Кукушка»

8. С. Михалков «Зяблик».

9. И.С. Тургенев «Воробей».

10. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».

11. А.А. Блок «Снег да снег кругом».

12. И.З. Суриков «Зима»

13. Н.А.Некрасов «Мороз – воевода».

Календарно-тематическое планирование.

СЕНТЯБРЬ

Занятие № 1 «Планета Земля в опасности»

Задачи :  Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе.

               Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Занятие № 2 «Природа – чудесница»

Задачи : Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы.

             Развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Занятие № 3 «Природа живая и неживая»

Задачи :  Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей; развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять: воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.

Занятие № 4 «Путешествие в осенний лес.»

Задачи : Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.

             Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

ОКТЯБРЬ

Занятие № 1 ««Человек – часть живой природы»»

Задачи : Дать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботиться о братьях меньших.

                Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда.  

Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Занятие № 2 «Как растения готовятся к зиме»

(беседа с элементами наблюдения)

Задачи : Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.

                 Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

                 Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях.

Занятие № 3 «Воздух и его роль в жизни человека и растений»

Задачи : Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами,  рассказать о том, как растения очищают воздух.

                  Показать способы и приемы обнаружения воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха (воздух есть всюду, его можно сжимать, воздух имеет вес). Объяснить значение воздуха в жизни человека. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности. Воспитывать любознательность.

Занятие № 4 «Дикие животные готовятся к зиме»

(беседа с рассматриванием иллюстраций, видеоролики из жизни животных)

Задачи : Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных.

                 Обобщать представления детей об образе жизни и поведении диких животных в зимний период.

                 Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

ПРОГРАММА КРУЖКА «Я и Мы» (коммуникативно-личностное развитие детей подготовительной к школе группы)

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок  к учебной деятел...

План работы кружка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группе

Кружок «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы «Ирисы» МКДОУ г.Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида«Семицветик»...

методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...

План программа кружка "Занимательная математика для детей подготовительной к школе группе

Цель кружка - развитие познавательных процессов старших дошкольников через развивающие игры математического содержания....

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей подготовительного к школе дошкольного возраста группы № 2 «Вишенка» на 2021-2022 учебный год

Программа опирается на нормативно-правовую базу, в которой соотнесены цели Программы и планируемые способы их достижения в соответствии с действующим законодательством РФ и международными правовыми ак...