Экологические беседы. Подготовительная к школе группа.
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Сергухина Ирина Анатольевна

Экологические беседы.

Подготовительная к школе группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_pod_gr.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические беседы.

Подготовительная к школе группа.

Беседа «Где рождается снег?»

Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.

 Ход беседы: Педагог обращается к детям: «Вспомните первый зимний день, когда вы проснулись, подошли к окну и вдруг увидели, что все вокруг покрыто белым, пушистым снежным покрывалом. Еще вчера шел дождь, а сегодня все волшебно изменилось. А вы знаете, где рождается снег?» (Ответы детей.)

Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, там царит вечный холод. Из водяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю, каждый кристаллик растет и превращается в звездочку снежинку. Снежинки постепенно опускаются и падают на землю. А как образуются снежные узоры на окнах? Вы, наверное, заметили, что узоры появляются только в сильные морозы. И образуются они так же, как снег. В комнате, в воздухе, между рамами окон всегда есть водяной пар. Он — теплый, и когда оседает на холодных стеклах окон, то превращается в кристаллики льда. На каждом стекле есть маленькие, незаметные царапинки, там скапливаются кристаллики льда. Так появляются волшебные узоры, красивые, ледяные узоры, которые придумала сама природа.

Вопросы и задания:

•          Как рождаются снежинки? 

•          Как образуются снежные узоры на окнах?  

Сравните снег и лед.

Беседа «Как образуется иней?»

Ход беседы:  Иней образуется так же, как и роса. Иней — это твердая роса.

После захода солнца поверхность земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха. Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды. Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены до температуры выше 0°.

При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°, на земле и на разных предметах оседают не капли, а кристаллы воды. Это иней. Он образуется на земле, траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Почему говорят, что иней — это «твердая роса»?

•          Где чаще всего образуется иней?

Беседа «Елкины иголки»

Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

Ход беседы: Сбрасывают ли елки и сосны иголки? Конечно, сбрасывают. Вы же видели, сколько в хвойном лесу опавших иголок. А вот голых сосен и елей никто не видел. У сосны хвоя сохраняется в течение 2—3 лет, а у елей — 5—7 лет. А когда они опадают? Вот это загадка. Если рассмотреть молоденькую веточку ели, выросшую только этой весной, то увидим, что иголки на ней светло-зеленые и совсем мягкие. А когда же опадает старая хвоя? Хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. Но все-таки это было бы заметно на ветвях. А мы не замечаем. Потому что на смену старой хвое весной приходит молодая.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•  Почему лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а

хвойные — нет?

•          Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закон¬читься? За счет чего эти запасы пополняются?

•          Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться эко¬номно расходовать воду.

Беседа «С кем ель дружит?»

Ход беседы:

1. Рассматривание картин с зимним пейзажем.

2. Обратить внимание на ель, ее красоту и величие.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Каким живым существам ель дает пищу?

•          Где можно встретить ель?

•          Можно ли человека назвать другом ели?

•          Какие растения — спутники ели?

3. Чтение стихов о зеленой елочке.

4. Дидактическая игра «С какого дерева лист?».

Беседа «Может ли мороз убить дерево?»

Ход беседы:

Все животные и человек готовятся к холодной зиме. У животных вырастает теплый подшерсток. Многие из них делают запасы на зиму, подготавливают жилище, а готовятся ли к зиме деревья? На первый взгляд, кажется, что нет. Может быть, им это не нужно? Им морозы не страшны? Это не так, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев, особенно молодых. Поэтому деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

V сбрасывают листья и тем самым экономят свою энергию

и питание;

сброшенные листья «оставляют» на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания;

V  перестают расти, погружаются в глубокий сон;

V  как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза. Панцирь — это пробка, которая находится в коре. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нем пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые. Но самая лучшая защита для деревьев — это пушистый

снег (вспомнить проведенный с детьми опыт на выявление защитных свойств снега).

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Какие «хитрости» используют деревья, чтобы не замерзнуть зимой?

•          Какой панцирь защищает дерево?

o          Как можно помочь молоденьким деревцам не замерзнуть зимой?

 

Беседа «Народный календарь о январе»

Ход беседы:

6/1 -г Сочельник. В этот день «Ясный день — сильные холода (морозы), к хорошему урожаю».

7/1 — Рождество. Рождественские праздники — Святки (от 7/1 и до Крещения 19/1). Во все это время справляются святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. Рождество — один из главнейших праздников в году. «Зима за морозы — мужик за праздники».' «Если в этот день тепло — весна холодная будет». «На Рождество и солнце играет». «Иней на деревьях — к обильному урожаю хлеба». «Снега глубоки, так травы хороши и хлеб». «В ночь звезд густо — густо и ягод будет летом».

7/1 — Рождественские морозы.

19/1 — Крещение.

Славилось Крещение по всей Руси своими холодами. Крещенские морозы — самые сильные. После Крещения с удовлетворением говорили: «Дуй не дуй — не к Рождеству пошло, а к Великодню», т.е. холода медленно идут на убыль. Замечали: «Если Крещенские морозы возьмут верх над Рождественскими и Сретенскими, то будет урожайный год». С Крещения до Масляной пошли недели свадебные. По наблюдениям крестьян: тепло, туман, снег, иней на Крещение служат самыми благоприятными признаками для будущего урожая. «На Крещение оттепель — к урожаю».

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Какие большие народные праздники в январе вы знаете?

•          Какие приметы связаны с этими праздниками?

  • О каком празднике говорит примета «Если в этот день тепло — весна холодная будет»?

Беседа «Как зимуют животные Севера?»

Цель: Дать детям понятие «Север», особенности климата и растительности. Дать представление об особенностях жизни животных на Севере (Белый медведь, олень, тюлень, морж, песец, полярный волк, полярная сова). Рассказать о характерных особенностях внешнего вида. Воспитывать интерес к жизни животных на Севере.

Ход беседы:  Какие же приспособления имеют все животные Севера, позволяющие им пережить у себя на родине долгую и суровую зиму?

1) Во-первых, покровы их тела — шерсть или перья — на зиму становятся очень густыми. При этом волосы на теле северного оленя к концу утолщаются, так что под ними образуется воздушный слой, особенно хорошо препятствующий отдаче тепла. Особенно густой покров образуется на легко зябнущих конечностях. У песца вся подошва густо покрыта волосами, которые не только согревают ноги, но и помогают зверю бегать по скользкому снежному насту и льду. Из наиболее прочных и теплых шкур, снятых с ног северных оленей, местное население изготовляет свою зимнюю обувь. У куропаток и белой совы перья на пальцах отрастают настолько, что совершенно скрывают их когти, выполняют роль лыж (снегоступов).

2) Толстый слой жира согревает тело зимой. Этот жир имеет и другое назначение: это запасной питательный материал, т. к. зимой в тундре очень мало пищи, а в холодное время потребность в незначительно повышается (на 1/3). Очень жирны зимой песцы, белые куропатки. У северных оленей толщина жирового слоя достигает 3—5 см. Даже заяц-беляк к зиме нагуливает много сала.

3) Приспособления для разгребания снега. У куропаток, пеструшек сильно отрастают когти к зиме. У чечеток, добывающих зерна из-под снега, удлиняется клюв. Чтобы добраться до ягеля, северные олени разгребают снег широкими копытами. Морда у них вплоть до пространства между ноздрями густо покрыта волосами. Это связано с питанием зимой. Животному постоянно приходится рыться мордой в снегу и даже прогрызать в нем узкие ямы до 0,5—0,7 метра глубиной, чтобы добраться до ягеля.

4) Зимняя белая окраска под цвет снега, свойственная чуть ли не большинству тундровых зверей и птиц (песец, куропатка, заяц, горностай, ласка). Северные олени и волки сильно светлеют.

5) Биологические особенности тундровых животных.

Очень немного зверей, впадающих в зимнюю спячку. Это связано с коротким летом, в течение которого животным трудно накопить достаточное количество жира на долгую зиму. Северные олени при сильных морозах сбиваются в плотные кучи, и исходящее от них тепло окутывает стадо густым облаком согретого воздуха.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Как приспособились к зиме северный олень и песец?

•          У каких животных на зиму вырастают «лыжи»?

o          Какие животные в тундре впадают в зимнюю спячку?

o          У каких птиц к зиме удлиняется клюв?

o          Почему северные животные белого цвета?

Беседа «Помогите птицам»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. 

Ход беседы: Стоит зима, метет пурга,

Сибирская, холодная.

Под снегом скрыты все корма,

Все зернышки съедобные.

Наступили холода. Зима - самое трудное для птиц время года. Оно приносит им много лишений и невзгод: холод, бураны, метели, но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное - голод. Труднее всего пернатым приходится в середине зимы. Снега много, а рябина и калина голые - ни ягодки!

Зимующие птицы (синицы, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости (снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи, слетаются поближе к жилью человека. В лесу и в поле пропитания они не добудут, поэтому стараются быть ближе к людям. Знают: человек не оставит их в беде, накормит. Чтобы согреться, птицам надо летать, а полет требует много сил. Поэтому и есть надо много. Детям предлагается вспомнить, чем питаются птицы, где они добывают корм зимой.

Дети сами приняли решение сделать вместе с родителями кормушки и домики для птиц. Принесли их в детский сад. Безусловно, пригодились запасы, которые делали летом и осенью. Насыпали корм в кормушки - угощение готово! «Когда мы уйдем, прилетят птицы и станут клевать корм», - объяснил воспитатель.

Малыши решают, что каждое утро будут выносить корм для птиц, следить, чтобы крошки со стола, остатки сыра, хлеба, каши взрослые собирали в отдельные пакеты. Одну из кормушек мы повесили так, чтобы ее было видно из окна группы (для последующих наблюдений за птицами). Это важно для осознания детьми пользы своих трудовых усилий, гуманного отношения к пернатым. Теперь они систематически подкармливают птиц, особенно в периоды снегопада и длительных похолоданий. Если еда закончилась, синички напоминают: стучат клювом в окошко - нам пора есть! Вы не забыли об этом?

Особенно удобно во время птичьего «обеда» наблюдать за повадками птиц, сравнивать их по размеру и окраске, замечать, какой корм предпочитает та или иная птица. Обязательно надо отметить особенности каждого вида: форму клюва, длину хвоста, цвет оперения на голове, грудке, крыльях - это пригодится во время зарисовок.

Наши кормушки и домики уже посетило много птиц. Синицы, воробьи, снегири прилетали стайками по 10-15 птичек, свиристели - парами. Наведывалась сорока, навестил нас и поползень. А голубей мы ходили кормить за территорию детского сада. Также мы предложили родителям сделать кормушки и развесить их за горо-дом. И там взрослые наблюдали за своими подопечными, прежде всего дятлами и щеглами, вместе с детьми.

Дети вместе с воспитателями и родителями подкармливали птиц, фотографировали их, делали поделки, зарисовки, сочиняли рассказы.

Застывшие реки, мороз, снег, следы птиц, пустые шишки под елями и соснами, снегири с ярко-красными грудками на ветках рябины, нахохлившиеся синицы и воробьи, с нетерпением ждущие корма, - все это прекрасный мир зимней природы! Он ждет от нас внимания, помощи и защиты, а чтобы его защитить, надо его узнать и полюбить. Подкармливать зимой птиц - работа несложная, а польза большая!

Загадки о зимующих птицах:

 

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

(Сорока.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

И большая голова.

Птица хищная... сова.

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.

(Сова.)  

Днем молчит, ночью кричит,

По лесу летает, всех пугает.

(Филин.)

Летом прячется в лесу,

А зимою на виду.

Эта птица-невеличка.

Как зовут ее?

(Синичка.)

Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»

Ход беседы: Педагог начинает беседу с чтения рассказа Н. Сладкова «Кого спасать?».

После чтения детям задается вопрос, правильно ли поступил автор рассказа.

Педагог обобщает высказывания детей: все живые организмы нуждаются в пище. У каждого эта пища своя: растения получают пищу от солнечного света и из почвы.

Педагог подводит детей к выводу, что нет вредных животных — есть вредители сельского хозяйства. Например, моль человек считает вредным насекомым. А в дикой природе моль перерабатывает шерсть, мех погибших животных, т. е. участвует в круговороте веществ. Таким образом, можно выделить две среды. В одной из них — искусственной, созданной человеком, законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных для нас животных (тараканов, крыс, мышей) должна регулироваться самими людьми. Но в другой среде — в экологической системе — все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия в природе, следовательно, нельзя делить их на вредных и полезных.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Каких животных мы называем хищными, травоядными, всеядными?

•          Кто такие вредители садов и огородов? Почему человек называет их вредителями?

•          Есть ли в природе животные или растения, которые никому не нужны и приносят только вред?

Беседа «Что помогает животным выжить?»

Ход беседы: Животные     Особенности приспособления к зиме

Грызуны (мышь, хомяк)

            Находят пищу в лесной подстилке, под снегом.

Зайцы  устраивают в снегу лежки.

Ежи, бурундуки, медведи спят.

Глухари, рябчики, тетерева закапываются в снег. По бокам пальцев у глухаря и рябчика находятся зубчики.  Они помогают удержаться на скользящих обледенелых ветках во время кормежки на деревьях.

Рябчик, сыч, сова, куропатка         Покровительственная окраска (под цвет стволов и снега).

Ястреб            Короткие закругленные крылья и длинный хвост помогают летать в лесу в поисках добычи.

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Какие виды приспособления животных к зиме мы знаем?

•          Кто из животных зимой спит?

•          Кто из животных запасы на зиму делает заранее?

•          Как питаются зимой грызуны?

•          Как лесные птицы приспосабливаются к зиме?

 «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Вопросы к беседе.

  • Знаешь ли ты, с какого дня (по календарю) начинается осень?
  • Какой бывает осень?
  • У какого зверя осенью, в листопад, рождаются детеныши? (У зайчихи, ее осенние зайчата так и называются – листопаднички).
  • Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? (Некоторые бабочки окукливаются, некоторые жуки откладывают личинки и погибают, некоторые насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.)
  • Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние припасы? (Белка)
  • Куда исчезают на зиму лягушки? (засыпают в иле на дне водоемов)
  • Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?
  • Что для птиц страшнее – голод или холод?
  • Как деревья готовятся к зиме?
  • Листья каких деревьев осенью краснеют?
  • Как готовятся к зиме муравьи?

От каких зверей колхозники огораживают стога в лесу и на лугах?

 «Деревья нашего двора»

Вопросы к беседе.

  • Можно сказать, что в царстве растений есть три государства. Можешь ли ты назвать их?
  • Какие виды деревьев ты знаешь? Почему некоторые деревья называются лиственными? Почему другие деревья называются лиственными? Почему другие деревья называются хвойными?
  • Какие деревья называют плодовыми? Почему? Ведь плоды есть у каждого дерева?
  • Какие лиственные деревья ты можешь назвать?
  • А какие хвойные ты знаешь?
  • Плодами каких растений, деревьев люди любят лакомиться?
  • Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? Какую пользу они приносят?
  • Какие вещи люди научились делать из древесины?
  • Почему к деревьям необходимо относиться бережно?
  • Назови свое любимое дерево. Почему именно оно тебе нравится? Постарайся описать его, обрисовать словами.

 «Прогулка по огороду»

Вопросы к беседе.

  • Что мы называем овощи? Как ты думаешь, в чем различие между овощами и фруктами? А что у них общего?
  • А какой из овощей тебе нравится больше всего? Ты знаешь, как выращивают этот овощ?

Какие ты знаешь сказки, где героями являются овощи? (При проведении беседы можно использовать дидактическую игру «Угадай овощ по ответам и вопросам». В этой игре ведущий загадывает овощ, остальные игроки пытаются его отгадать, задавая вопросы: размер? форма? хвостик есть? какая кожица на ощупь? вершок или корешок? какой на вкус? кто из животных его любит? что из него готовят? что можно заготовить на зиму? Отвечая на эти вопросы, ведущий учится точно и полно выражать свои мысли, передавать свои ощущения словами, а играющие, - отгадывающие дети – упражняются в формулировании вопросов, в преобразовании образных представлений в словесное описание.)

 «Прогулка по саду»

Вопросы к беседе.

  • Что мы называем фруктами? А какие фрукты тебе известны? Как ты думаешь, в чем различие между овощами и фруктами? А что у них общего?
  • Назови свой любимый фрукт. А ты знаешь, где он растет – на веточке дерева, на кустике?
  • А какой из фруктов тебе нравится больше всего? Ты знаешь, как выращивают этот овощ?

Какие ты знаешь сказки, где героями являются фрукты? (При проведении беседы можно использовать дидактическую игру «Угадай овощ (фрукт) по ответам и вопросам». В этой игре ведущий загадывает овощ, остальные игроки пытаются его отгадать, задавая вопросы: размер? форма? хвостик есть? какая кожица на ощупь? вершок или корешок? какой на вкус? кто из животных его любит? что из него готовят? что можно заготовить на зиму? Отвечая на эти вопросы, ведущий учится точно и полно выражать свои мысли, передавать свои ощущения словами, а играющие, - отгадывающие дети – упражняются в формулировании вопросов, в преобразовании образных представлений в словесное описание.

 «Хлеб – всему голова»

Вопросы к беседе.

  • Расскажи, как ты понимаешь эту фразу: «Хлеб – всему голова». Почему так говорят?
  • Вспомни, пожалуйста, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Люди каких профессий выращивают хлеб?
  • Люди каких профессий сохраняют хлеб? Как называются помещения, где хранится зерно?
  • А чем занимаются селекционеры? Расскажи об их работе.
  • Люди каких профессий занимаются изготовлением хлеба и различных изделий из муки?
  • А какие еще изделия можно сделать из муки, кроме хлеба?
  • Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?

Вспомни, какие поговорки, пословицы ты знаешь о хлебе? (Особое внимание при проведении беседы с детьми надо обратить внимание на то, как они понимают значение пословиц и поговорок, заключенную в них мудрость. Побуждайте детей использовать в своих ответах образные выражения, синонимы.)

 «Как мы грибы искали»

Вопросы к беседе.

  • Ты когда-нибудь ходил в лес с папой, мамой, дедушкой, бабушкой? Расскажи, что нового ты увидел и узнал во время этой прогулки.
  • Какой был лес – хвойный, лиственный или смешанный? А каких деревьев было больше – хвойных или лиственных?
  • Вспомни, какие хвойные деревья ты видел в лесу.
  • А какие лиственные деревья там были? По каким признакам ты их различал?
  • Какие грибы вы нашли во время этой прогулки?
  • Ты помнишь, как взрослые собирали грибы: они осторожно срезали их ножом или просто рвали? А как правильно нужно собирать грибы?
  • Что тебе еще запомнилось в этой прогулке по лесу?
  • Расскажи, что вы делали с грибами после того, как вернулись домой (на дачу).

 «Забавные истории о добрых животных».

Вопросы к беседе.

  • Рассмотри внимательно эти фотографии и картинки. О каком из этих животных ты хотел бы придумать сказку?
  • Посмотри на этого льва (мартышку, бегемота, носорога, тигра и т.д.). Давай попробуем представить его характер. Как, по-твоему, добрый он или злой? Хитрый или простодушный? Умный или глупый? Веселый или грустный?
  • Какие еще черты характера ему присущи, кА ты считаешь?
  • Давай придумаем историю, которая приключилась с этим зверем в один из весенних дней.
  • А почему с ним могла приключиться именно эта история, как ты думаешь?
  • А может быть у этой истории другой конец? Веселый или грустный, счастливый или неудачный?

Во время беседы следить за тем, правильно ли дети строят фразы и предложения, правильно ли они согласовывают прилагательные и числительные с существительными. Развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в рассказе.

Тема: «Обитатели скотного двора»

Вопросы к беседе.

  • Каких домашних животных ты знаешь?
  • Как ты думаешь, почему этих животных называют домашними?
  • Для чего человек стал разводить домашних животных? Как они впервые появились у людей?
  • Как человек ухаживает за домашними животными? (Кормит, строит жилище, лечит.)
  • Какой корм дают домашним животным?
  • Как называются жилища домашних животных?
  • Как ты думаешь, могут ли корова, коза, свиньи, овцы жить с человеком в городе?
  • Вспомни, в каких сказках говорится о домашних животных? Попробуй рассказать одну из них.

 «На нашей улице весна»

Вопросы к теме.

  • Какие признаки наступившей весны ты заметил на своей улице, на участке детского сада, на воскресной прогулке в парку?
  • Расскажи, как ранней весной изменяется снег. А что с ним происходит потом?
  • Расскажи, как ранней весной изменяется снег. Что с ним происходит потом?
  • Отчего тает снег весной?
  • Как ты думаешь, почему весной день становиться длиннее? С этим связано и повышение температуры воздуха (потепление), и таяние снега.
  • Как называется процесс таяния льда на реках? Почему его так назвали?
  • Отчего в весеннем небе так много кучевых облаков? Их гораздо больше, чем зимой или летом. И почему их назвали «кучевые»?
  • Расскажи, почему весной начинается активный рост растений? Чем это вызвано? И почему зимой они росли, а как будто спали?
  • Отчего на деревьях и кустарниках набухают почки?
  • Какие первые весенние цветы ты знаешь?
  • Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края?

Какие насекомые появляются первыми весной? А где насекомые были зимой?

 «Перелетные птицы»

Вопросы к беседе.

  • Каких перелетных птиц, улетающих от нас осенью и возвращающихся весной, ты знаешь?
  • Как ты думаешь, почему птицы осенью нас покидают? По-твоему, что страшнее для птиц зимой – холод или голод?
  • Чем питаются перелетные птицы?
  • Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края? Как ты думаешь, какие весенние перемены в природе позволяют птицам вернуться в родные края?
  • Есть перелетные птицы, которые прилетают к нам осенью и зимуют с нами. Знаешь ли ты таких птиц, которых мы часто видим зимой, но не встречаем летом?
  • А почему оседлые птицы остаются у нас на зиму? Чем они питаются?
  • Как меняется поведение оседлых птиц весной?
  • Чем занимаются птицы после перелета?

Можно предложить детям игру «Да-нет» или «какая птица» с использованием наглядного материала: ребенок из подгруппы выбирает одну из птиц, изображения которых разложены на столе. Дети задают ему вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет»:

- Эта птица перелетная? (Эта птица оседлая?)

- У нее грудка красная7 (Белая, желтоватая и т.д.)

- У нее крылья заостренные? (У нее крылья закругленные?) 

 «Семь цветов радуги»

Вопросы к теме.

  • Мы говорим «Семь цветов радуги», «Краски разных цветов», «Цветные карандаши», и в то же время – «Полевые цветы», «Букет цветов». Как ты думаешь, почему для обозначения различных вещей используют одно слово «цвет»?
  • Вспомни, какие государства и сколько существуют в великом царстве растений?
  • Какую пользу приносят нам травы и цветы?
  • Как ты считаешь, красота цветов приносит людям какую-то пользу или она бессмысленна, бесполезна?
  • Какие лекарственные растения и цветы ты знаешь? Какие болезни они лечат?
  • Вспомни, пожалуйста, сказки, стихи, истории, в которых цветы и травы играют важную роль.

А теперь попробуй сам сочинить сказочную историю, в которой бы участвовал твой любимый цветок.

При проведении беседы нужно обратить особое внимание на то, насколько полно и точно дети отвечают на поставленные вопросы, поощрять применение эпитетов и образных выражений. 

 «Лето красное прошло»

Вопросы к беседе.

  • Как ты думаешь, почему лето называют «красным», а не «зеленым», к примеру?
  • Назови летние месяцы, из первых букв их названий составь «летнее слово».
  • Назови признаки лета.
  • Как ты можешь объяснить, почему летом идет дождь, а зимой снег?
  • Почему летом дни становятся длиннее, а ночи короче?
  • Расскажи, что происходит весной с растениями?
  • А чем заняты летом дикие животные наших лесов?
  • А какие ты знаешь пословицы и поговорки о лете?
  • Расскажи о своих любимых занятиях летом.

Где ты провел это лето? А куда ты мечтаешь поехать следующим летом

 «Вода на Земле»

Вопросы к беседе:

  • Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
  • Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
  • Знаешь ли ты, что водоемы тоже могут болеть, как люди? Чем они болеют и почему, как ты думаешь?
  • Какие свойства воды ты знаешь?
  • Как ты думаешь, что такое круговорот воды? Почему так говорят?
  • В каком виде может быть вода?
  • Зачем человеку нужна вода? Какую пользу она приносит людям?

Представь себе, что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода?

 «Эти удивительные насекомые»

Вопросы к беседе.

  • Можешь ли ты назвать отличительные признаки насекомых? Сколько у них лапок, из чего состоит их тело, у всех ли есть усики?
  • Какие виды насекомых ты знаешь?
  • Вспомни, пожалуйста, каких полезных насекомых ты знаешь? (Давай поиграем в игру «Узнай насекомое». Тебе придется вспомнить отличительные признаки различных видов насекомых. В этой игре воспитатель загадывает насекомое, а дети должны выяснить:

- Как оно двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает?

- Какие оно издает звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит?

- Какого оно цвета: черное, серое, зеленое, желтое, в крапинку, в полоску, в узорах?

- Какое у него тельце: жесткое, гладкое, мохнатое, мягкое?

- Оно жалит, кусается, щекочет, безобидное?

- Оно живет в большой семье или в малой?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию (подготовительная к школе группа)

Календарно-тематическое планирование включает в себя работу с детьми в разных областях (познание, художественное творчество, коммуникация, труд). Я постаралась раскрыть все темы экологического воспита...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

В союзе с природой экологический КВН (подготовительная к школе группа)

Цели: • учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их; • формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней; • закреплять знания детей о п...

Проект по познавательному развитию (экологический) для подготовительной к школе группы.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспи...

Конспект беседы в подготовительной к школе группе «Беседы о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. В. Бианки «Май»

Цель:• Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В. В. Бианки и его творчеством.• Пробуждать любознательность, активный интерес к ...

Проект « Мы - друзья природы» физкультурно-экологической направленности подготовительной к школе группы «Ромашки»

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманиюпроект по экологии. данная разработка и ее реализации произвела фурор в нашем детском саду. А самое главное родители были в таком "шоке" от совме...

Экологическая беседа для детей на тему «Научитесь беречь лес» (подготовительная к школе группа)

Дорогие друзья! Теперь вы знаете, какую большую пользу приносит лес. Умеете ли вы бережно относиться к нему?Чтобы узнать это, поиграем в игру «Умеете ли вы беречь лес?». Я стану задавать в...