Главные вкладки

    Проект на тему: «Загадочный космос так манит меня» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Шемякова Людмила Николаевна

    Ребёнок  является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Они активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. О Солнечной системе, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zagadochnyy_kosmos_tak_manit_menya.docx61.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    № 1 «Сказка»

    Проект  на тему:

    «Загадочный космос так манит меня»

    в группе компенсирующей направленности

    для детей от 6 до 7 лет

    Разработали  проект: Л.Н. Шемякова

    Мегион 2018 г.

    Введение.

    Актуальность проекта:

    В дошкольном возрасте формируется личность человека, его мировоззрение, которое определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. И немаловажное значение имеет астрономическая грамотность детей и взрослых. Это способствует расширению кругозора, даёт возможность в будущем ощутить связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты. С древних времен людей манило всё недоступное и загадочное и без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос.  Работа по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает  внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

    Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей  и взрослых, и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников, взрослых, находить общие интересы, для обсуждения, наблюдения,  совместного творчества. А также помогает сблизиться  и взрослому и ребёнку, найти совместные точки пересечения, которые будут интересны всем, такие как: просмотр мультфильмов, видеофильмов, чтение литературы, обсуждения, беседы,  совместное творчеств.

    Цель проекта:

    - систематизировать  представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах, о первых покорителях космоса.

    Цель работы с родителями:

    Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказавшись в роли педагога,  оказав им помощь в реализации  ответственности за воспитание и обучение детей.

    Задачи:

    - Создать атмосферу взаимопонимания общности интересов,  позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей;

     - Поддержать уверенность родителей  в собственных педагогических возможностях.

    Цель  работы с детьми:

    - Расширять знания и представления о космосе и профессии космонавт.

    Задачи:

    Задачи:         

    - Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину;умение работать в коллективе;

    - Развивать мышление, физическую активность, творческие способности детей  с помощью  музыки и подвижных игр.

    - Познакомить детей с историей освоения космоса;  дать представление о солнечной системе и порядке расположения планет вокруг солнца, познакомить с их названиями;

    - Формировать представление детей о космосе, космонавтах;

    - Активизировать словарь: планета, космос, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.

    Методы работы:

    - метод обследования, наглядный (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);

    - словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

    - практический (самостоятельное выполнение работы);

    - проблемно – мотивационный;

    - наблюдение;

    - творческая деятельность.

    Формы работы:

    - Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра; дидактические, настольно-печатные игры.

    - Беседа, чтение,  обсуждение, отгадывание загадок;

    - Просмотр презентаций, видео- роликов, мультфильмов;

    - Рассматривание иллюстраций; слушание музыкальных произведений;

    - Продуктивная деятельность: изготовление открыток-приглашений;


    Тип проекта: познавательно-творческий.

    Вид проекта:  краткосрочный.

    Участники  проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

    Оборудование: Интерактивная доска, мячи (синий, жёлтый, голубой), плакаты с изображением планет, три разрезные картинки с изображением ракет, музыкальное сопровождение, для сюрпризного момента  подарки для детей: открытки с изображением  космических ракет и звёзд для самостоятельного раскрашивания;

    Предварительная работа: Изготовление приглашений для родителей  своими руками; Родителям  и детям выучить стихи о космосе; Подготовить плакаты  с изображением планет солнечной системы и разрезные картинки  ракет;  Подобрать стихи, загадки о космосе; Подобрать музыку: А. Рыбникова;  Песню  А. Пахмутовой и А. Добронравова  «Знаете каким,  он парнем был»; Найти видеоролики о первом полёте Ю. Гагарина,  о планетах солнечной системы для детей; Подготовить изображения животных  первых покорителей космоса: Лайки, Белки и Стрелки; Подобрать картинки с изображением ракеты «Восток»,  лётчика-космонавта Ю. Гагарина;

    Предполагаемый результат: Сформированы представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: размере, форме, движении вокруг Солнца и своей оси; звездах; о первых покорителях космоса;

    - узнали имя первого космонавта Земли;

    - познакомились и узнали о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «орбита», «телескоп».

    Предполагаемый продукт проекта:

     рисунки   о космосе;  презентация проекта; совместный  с родителями и детьми праздник «День  Космонавтики».

    План  график мероприятий

    I этап – Предварительный

    1. Сбор информации по теме «космос».Подбор иллюстративного материала на тему о космосе. Подготовка консультаций для родителей по теме проекта. Подбор музыки, видеороликов, художественной литературы подвижных игр по теме. Изготовление пригласительных открыток детьми для родителей.  Подготовка разрезных картинок  с ракетами.
    2. Поручение для родителей – выучить стихи о планетах; распечатать на формате А-3 планеты солнечной системы.

    II  этап – Основной

    Дата

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Совершенствование предметно-развивающей среды

    09.04 -10.04

    1.Чтение художественной литературы: К.  Чуковский «Топтыгин и луна»,

    Н. Носов «Незнайка на луне»,

    П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп».

    2.Дидактические игры: «Добавь  словечко», «Четвертый лишний»;

    3.Изготовление пригласительных открыток для родителей;

    4.Наблюдение за солнцем

    5.Сюжетно ролевая игра «Будущие космонавты»

    6. Рассматривание  иллюстраций:

    Привлечь к подбору видеороликов, музыки по теме «Космос».

    Выучить стихи о планетах Солнечной системы

    Подготовить разрезные картинки  с изображением ракет.

     Дидактические игры:

    -  «Найди лишнее» 
    - «Четвертый лишний»;
    - «Добавь словечко»
    -«Куда летят ракеты»

    Подбор иллюстраций о космосе,  планетах.космонавтах, космических кораблях, о первых покорителях космоса;

    11.04 -12.04

    1.Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам;

    2.Подвижные игры: «Солнце, Земля, Луна», «Ракетодром»;

    3.Беседы на темы: «Что такое космос?», «Голубая планета  -Земля», «Луна – спутник Земли», «Семья Планет», «Солнце – источник жизни на земле».

    4.Рассматривание иллюстраций,

    5.Викторина на тему «Космос».

    6.Продолжаем наблюдать за солнцем;

    Распечатать  изображения планет Солнечной системы.

     Подготовить для детей раскраски  с изображением звездолётов,  ракет, для сюрпризного момента

    Подбор художественной  и  познавательной литературы:

    Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
    - В. Кащенко «Созвездие драконов»,
    - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
    - О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
    - Н.Носов « Незнайка на луне»

    -  К.  Чуковский «Топтыгин и луна»,
    - стихотворения и загадки о космосе.
    -Исследовательская работа «На борту космического корабля», тема: «Звёзды светят постоянно»

    13.04

    1.Просмотр мультфильма:  «Тайна третьей планеты», « «Незнайка  на  Луне», «Белка и Стрелка»;

    2.Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

    3.Строительная игра «Космодром» строительство из большого конструктора.

    Беседа: «Неизведанное рядом»

    Консультация для родителей: «Космос далёкий и близкий»»

    Подготовка презентации:  «О планетах солнечной системы»;

    «Он сказал «Поехали»;

    III этап  - Заключительный

    Проведение совместного мероприятия с родителями «Если очень захотим, в космос тоже полетим». В роли ведущего познавательно-развлекательного мероприятия  выступила мама Десятова Светлана Сергеевна. Все остальные родители  были  активными участниками.

    II. Оценка результатов и отчётность

    На практике  убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации дальнейшего обучения и окружающему миру.  Сформировано знания о том, что 12 апреля – День космонавтики и что есть такая профессия – космонавт; а также познакомились с первыми покорителями космоса; Познакомились с  понятием  «космос, солнечная система, планеты и их названия; Дети активно взаимодействовали  с родителями в поиске информации о космосе, в изготовлении  рисунков; Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребёнка, чувство гордости за свою страну, желание быть смелым, сильным, выносливым, дисциплинированным.

    III. Приложение

    ПриложениеI.

    Конспект

    открытая образовательная деятельность

    с участием родителей к

    Дню Космонавтики

    «Если очень захотим – тоже в космос полетим!»

    Гр. КН 6 – 7 «Г»

    Ответственная:

    Шемякова Л. Н.

    Цель работы с родителями:

    Сделать родителей активными участниками педагогического процесса,  оказав им помощь в реализации  ответственности за воспитание и обучение детей.

    Задачи:

     Создать атмосферу взаимопонимания общности интересов,  позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей;

     Поддержать уверенность родителей  в собственных педагогических возможностях;

    Цель  работы с детьми: расширять знания и представления о космосе и профессии космонавт.

    Задачи: воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину;

    формировать представление детей о космосе и космонавтах;

    развивать мышление, физическую активность, творческие способности детей  с помощью  музыки и подвижных игр.

    Оборудование: Интерактивная доска, мячи (синий, жёлтый, голубой), плакаты с изображением планет, три разрезные картинки с изображением ракет, музыкальное сопровождение, для сюрпризного момента  подарки для детей: открытки с изображением  космических ракет и звёзд для самостоятельного раскрашивания;

    Предварительная работа: Изготовление приглашений для родителей  своими руками; Родителям  и детям выучить стихи о космосе;

    Подготовить плакаты  с изображением планет солнечной системы и разрезные картинки  ракет;  Подобрать стихи, загадки о космосе;

    Подобрать музыку: А. Рыбникова;  Песню  А. Пахмутовой и А. Добронравова  «Знаете каким он парнем был»;

    Найти видеоролики о первом полёте Ю. Гагарина,  о планетах солнечной системы для детей; Подготовить изображения животных  первых покорителей космоса: Лайки, Белки и Стрелки;Подобрать картинки с изображением ракеты «Восток»,  лётчика-космонавта Ю. Гагарина;

    Нарисовать рисунки  приуроченные ко дню Космонавтики;  Подготовить презентацию.

    Ход занятия:

    Ведущий.  - Ребята, сегодня мы собрались в зале, чтобы отметить праздник – День Космонавтики.

    С давних времен люди стали думать над вопросами: «Что такое космос?

    Если другие планеты  кроме планеты Земля? И есть ли там жизнь?»

    И тогда советские ученые и конструкторы создали первый космический корабль «Восток».  Ребята а вы знаете, кто самым первым отправился в космос?

    - Дети (Да,  собака Лайка).

    Слайд.  Фото собаки Лайки.

    Вед. Да ребята, прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка.  К сожалению, Лайка не смогла вернуться на Землю, но она так помогла развитию космонавтики, что в Москве ей поставили памятник.  Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились.

    Слайд. Фото собак Белки и Стрелки.

    Вед. -  А 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в истории стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту, он облетел вокруг Земли.

    Слайд. Фото корабля «Восток».

    Полёт длился всего 108 минут. И с тех пор в этот день, 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики. Мы помним эту дату и гордимся, что именно наш, русский человек, впервые покорил Космос, гордимся и любим нашу великую страну.

    - А кто знает, кто был первым космонавтом, который полетел к звёздам?

    Дети. Юрий  Гагарин!

    Вед. – Да ребята, Юрий Алексеевич Гагарин стал героем всей Земли.  Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что наша планета Земля действительно круглая, и очень красивая.

    Слайд. Фото Ю. Гагарина

    Вед.  Композитор А.Пахмутова и поэт Н.Добронравов посвятили  Ю.Гагарину замечательную песню «Знаете, каким он парнем был».

    Слайд. Видео – ролик (3 мин)

    Вед.  - А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие?

    Дети – Да.

    Вед. А какими качествами должен обладать юный космонавт?

    Дети:

    1 ребёнок.

    Кто хочет космонавтом стать,

    Тот должен очень много знать,

    2. ребёнок.

    Усиленно питаться и спортом заниматься.

    3. ребёнок.

    Капризных, вредных и сердитых

    Не возьмём мы на орбиты.

    5. ребёнок.

    Возьмём мы только дружных,

    Все.

    А скучных нам не нужно!

    Вед. Чтобы в космос слетать,

    Нужно многое знать!

    Сейчас я проверю, что вы знаете о космосе. Отгадайте загадки:

    (на экране демонстрируются отгадки, после того, как дети дадут правильный ответ)

    1. В небе виден жёлтый круг

    И лучи, как нити.

    Вертится Земля вокруг,

    Словно на магните.

    Хоть пока я и не стар,

    Но уже учёный –

    Знаю, то – не круг, а шар,

    Сильно раскалённый. (Солнце).

    2. Человек сидит в ракете.

    Смело в небо он летит,

    И на нас в своём скафандре

    Он из космоса глядит. (Космонавт).

    3. Ночью огоньки сияют,

    А наутро исчезают.   (Звёзды)

    4. Буква «А», буква «А» -

    Алфавита голова.

    Знает Вова, Знает Света

    «А» похожа на… (Ракету).

    5. Освещает путь,

    Звёздам не даёт заснуть.

    Пусть все спят. Ей не до сна –

    В небе светит нам …(Луна).

    6. Человек сидит в ракете.

    Смело в небо он летит.

    И на нас в своём скафандре

    Он из космоса глядит.  (Космонавт).

    Ответы детей.

    Вед. -  Молодцы ребята!  Вы уже много знаете о космосе. Давайте мы с вами посмотрим небольшой мультфильм  о планетах Солнечной системы.

    Слайд. Видео- ролик о планетах (1 мин 34 с)

    Вед. - Чтобы вы лучше могли себе представить, как движутся планеты вокруг солнца,

    давайте поиграем в такую игру:

    Игра "Солнце, Земля, Луна".

    Предварительно необходимо вспомнить с детьми, что вокруг чего вращается.

    Играют 3 человека. Звучит "космическая" музыка.

    Первый ребёнок стоит на месте, держит в руках Солнце (оранжевый или желтый мяч).

    Второй ребёнок ходит вокруг Солнца, в руках держит зеленый мяч (Это Земля вращается),

    Третий ребёнок в это время бегает вокруг ребёнка с зеленым мячом, в руках держит голубой мяч (это Луна вращается вокруг Земли).

    Поменялась тройка и игру повторить.

    Вед. – Ребята, а вы хотите попасть в космос? Отправляемся  на космодром. Да вот ребята, я не знаю, как выглядит ракета, а нам привезли детали  ракет  из конструкторского бюро,  вы сможете помочь собрать ракеты? А иначе мы не сможем отправиться в полёт.

    Дети. – Да

    Игра- « Собери ракету»

    На полу  раскладываются детали  трёх ракет, каждая картинка разрезана на  4 части.  Приглашаются дети,  3 команды и они собирают ракеты.

    Вед. – Молодцы,  я бы не смогла справиться без вашей помощи. А теперь построим одну большую ракету.

    Игра «Ракетодром»  Приглашаются все дети.

    (Дети строятся , буквой Ѵ). Перед полётом нужно проверить  - всё ли в порядке.

    Фонопедическое упражнение «Ракеты»:

    Проверяем топливо: дети произносят «Ш-Ш-Ш».

    Открываем и закрываем люк «глиссандо» вверх-вниз на «а».

    Проверяем радио: дети произносят короткие и острые звуки  «у».

    Включаем двигатель: звук «р» и вращают кулачками.

    Вед.

    Внимание! Внимание!

    Звездолёт готов для старта,

    Экипаж команду ждёт.

    Не теряя ни минуты,

    Отправляемся в полёт

    Даю команду на взлёт космического корабля! 5, 4, 3, 2, 1! Пуск!

    Звучит космическая музыка.

    (Дети делают 2-3 кружка «галкой»  и выстраиваются в линию). Мы уже в полёте! Давайте рассмотрим планеты в «иллюминаторе».

    «Парад планет»  родители держат в руках плакаты с изображением планет.

    Вед. По порядку все планеты назовёт любой из нас:

    Родители:

    1.        Раз – Меркурий

    2.        Два – Венера,

    3.        Три – Земля,

    4.        Четыре – Марс!

    5.        Пять - Юпитер,

    6.        Шесть – Сатурн,

    7.        Семь – Уран,

    8.        Восьмой – Нептун.

    9.        И девятая планета – Под названием Плутон! (стихи А. Хайта)

    Звучит космическая музыка.

    Звучит космическая музыка.

    Вед. -  Какие все молодцы!  Но наш космический  полёт заканчивается и нам пора возвращаться на Землю!

    Звучит космическая музыка.

    Родители:

    1.        Время мчится, будто птица, и, наверно, в добрый час,

    2.        Космонавтом сильным, смелым станет кто-нибудь из вас.

    3.        Ждут вас быстрые ракеты для полета на планеты,

    4.        Стоит только захотеть, чтобы к звёздам полететь!

    Вы успешно прошли все испытания в школе космонавтов. Но ещё многому предстоит научиться, многое узнать!  А сейчас мы хотим вручить вам космические подарки. (Детям вручаются открытки и шоколадки).

     До свиданья! До скорых встреч! Фото всех участников детей и родителей.

    Используемая литература:

    1. А. Барто «Веревочка».

    2. Ю. А. Гагарин «Вижу землю».

    3.С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

    4.К,Чуковский «Топтыгин и луна»

    5.Энциклопедия «Загадки космоса»

    6.Первый в космосе (полёт Гагарина) «Юный эрудит» 2011.

    Приложение II

    Исследовательская работа «На борту космического корабля»

     Тема: «Звёзды светят постоянно»

    Материал: дырокол, картон размером с открытку, белый конверт, фонарик.

    Ход: пробить в картоне дыроколом несколько дырок. Положить картон в белый конверт. Стоя в хорошо освещённой комнате, взять конверт в одну руку, а фонарик в другую на расстоянии 5 см от конверта, сначала посвятить на одну его сторону, потом на другую

    Вывод: дырки в картоне не видны, если освещена повёрнутая к ребёнку сторона конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет направлен с противоположной стороны. Со звёздами происходит то же самое. Днём они светятся также, но небо столь яркое, что свет звёзд затемняется.

    Приложение III

    1. Беседа «Что такое космос».

        Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

    2. Беседа «Голубая планета - Земля».

    Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

    3. Беседа «Луна - спутник Земли».

    Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

    4. Беседа «Семья планет».

    Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы

    5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

    Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

    Сюжетно-ролевые игры:

    " Космонавты"

    Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

    «Полёт в космос»

    Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада  предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.

    «Космическое путешествие».

    Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

    Подвижные игры:

    «Ракетодром»

    Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для полётов по планетам.

    На какую захотим,

    На такую полетим!

    Но в игре один секрет –

    Опоздавшим места нет!

    Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

    «Ждут нас быстрые ракеты»

    По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

    - Ждут нас быстрые ракеты

    Для полёта на планеты.

    На какую захотим,

    На такую полетим!

    Но в игре один секрет:

    Опоздавшим места нет!

    После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

    «Космонавты»

    Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

    - Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

    - Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом

    - Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

    - На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.

    Игра повторяется несколько раз по желанию детей

    .

    Викторина. Вопросы.

    •        Какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля 1961 год)

    •        Почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)

    •        Какие животные первые побывали в космосе? (собаки)

    •        Какие главные герои летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)

    •        Как звали человека, который впервые полетел в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)

    •        На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)

    •        А как люди находятся  в космосе? (в невесомости)

    •        Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)

    •        Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)

    •        Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)

    •        Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

    Дидактические игры

    Игра «Дополни словечко»

    Чтобы глаз вооружить                                              

    И со звездами дружить,                                              

    Млечный путь увидеть чтоб

    Нужен мощный … (телескоп)

    На корабле воздушном,

    Космическом, послушном,

    Мы, обгоняя ветер,

    Несемся на… (Ракете)

    У ракеты есть водитель,

    Невесомости любитель.

    По-английски: «астронавт»,

    А по-русски … (космонавт)

    Самый первый в космосе,

    Летел с огромной скоростью

    Отважный русский парень,

    Наш космонавт … (Гагарин)

    Освещает ночью путь,

    Звездам не дает заснуть.

    Пусть все спят, ей не до сна,

    В небе светит нам … (Луна)

    Планета голубая,

    Любимая, родная.

    Она твоя, она моя,

    А называется… (Земля)

    Он дружит с ветром и водой,

    Она – с Полярною звездой.

    Никак не могут встретиться

    Медведь с Большой … (медведицей)

     Специальный космический есть аппарат,

    Сигналы на Землю он шлет всем подряд,

    И как одинокий путник,

    Летит по орбите … (спутник)

    В космосе сквозь толщу лет

    Ледяной летит объект.

    Хвост его - полоска света,

    А зовут объект… (комета)

     Что видим мы, взглянув в оконце,

    Нам ярким светом светит … (солнце)

    «Добавь словечко»

    Главным правилом у нас

    Выполнять любой (приказ).

    Космонавтом хочешь стать?

    Должен много-много (знать).

    Любой космический маршрут

    Открыт для тех, кто любит (труд).

    Только дружных звездолёт

    Может взять с собой (в полёт).

    Скучных, хмурых и сердитых

    Не возьмём мы на (орбиту).

    Чистый небосвод прекрасен,

    Про него есть много басен.

    Вам соврать мне не дадут,

    Будто звери там живут.

    Есть в России хищный зверь,

    Глянь – на небе он теперь!

    Ясной ночью светится –

    Большая …(Медведица).

    А медведица – с ребенком,

    Добрым, славным медвежонком.

    Рядом с мамой светится

    Малая … (Медведица).

    Планета с багровым отливом.

    В раскрасе военном, хвастливом.

    Словно розовый атлас,

    Светится планета … (Марс).

    Чтобы глаз вооружить

    И со звездами дружить,

    Млечный путь увидеть чтоб,

    Нужен мощный… (телескоп).

    До луны не может птица

    Долететь и прилуниться,

    Но зато умеет это

    Делать быстрая… (ракета).

    У ракеты есть водитель,

    Невесомости любитель.

    По-английски астронавт,

    А по-русски… (космонавт).

    Д/И «Собери  ракету» - (Дети выкладывают ракету из  разрезанных картинок).

    Приложение IV

    Консультация для родителей

    «Как познакомить детей дошкольного возраста с космосом?»

    Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел всё знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение.

    Развивать познавательный интерес ребёнка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире.

    Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребёнком, рассказывать ему обо всём, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

    Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь», - частый ответ.

    Но от этого космос не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

    Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней. Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом. Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более, что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!

    Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления наобычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли. Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.

    Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет. Предложите ребенку стать главным Звездочётом, которому будет поручено сосчитать все звёзды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета. Когда ребёнок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке. Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?», мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребёнком детские книги о космосе.

    Сейчас, в информационный век, несложно найти любую интересующую информацию. В данном случае: книги, стихи и рассказы о космосе, написанные понятным для детей языком. Для этого лишь стоит заглянуть на соответствующие родительские сайты.Строение Солнечной системы, карта звёздного неба, первый полёт в космос, виды галактик и строение Вселенной - множество интересной информации встретите там Вы и Ваш ребёнок. Вместе вы сможете познакомиться с такими терминами, как планета, звезда,  галактика, метеорит, астероид, чёрные дыры и многими другими. Что лукавить, думаем, эта информация пригодится и для нас, взрослых.

    Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

    Родителям рекомендуем:

    1.        Просматривать и обсуждать информацию из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звёздных войнах;

    2.        Привлекать детей к творческой художественной деятельности на темы («летательные аппараты», «звёзды и планеты», «космическое пространство» и др.) с использованием разнообразного неоформленного материала;

    3.        Понаблюдать за разными фазами луны (новолуние, узкий серп (месяц), половина луны, полнолуние);

    4.        Придумывать вместе с ребенком истории на космическую тематику («Моя звездная история»; Мы летим в космос…» и т.д.)

    Играем с ребенком дома:

    1.        Игра «Почему бывают день и ночь»

    Ход игры:

    Расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребёнку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».

    Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход), север — ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара).

    Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит— на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.

    Предложите ребёнку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночёвка; свет, светлячок, солнце, светлеть.

    Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный).

    Спросите: каким может быть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...);  день, вечер, ночь?

    2.        Игра «Звезды»

    Ход игры:

    Скажите ребёнку, что Солнце кажется намного больше, чем звезды, потому что находится не очень далеко от Земли. Спросите у ребёнка, знает ли он, что луч света летит до нас всего восемь минут. А лучи от самых близких звезд летят к нам целых четыре года! Вот как далеко находятся от нас звезды!

    Предложите ребёнку подобрать синонимы (слова, близкие по значению) к словам: огромный ... (грандиозный, громадный), быстрый ... (торопливый, скорый, стремительный). Попросите его придумать словосочетания с каждым из этих слов. Попросите подобрать антонимы к словам: быстрый — ... (медленный), огромный — ... (крохотный).

    3.        Игра «Почему в космос летают на ракете»

    Ход игры:

    Расскажите: «Существует земное притяжение. Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни подпрыгнул, он все равно опустится обратно. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь: 8 километров в одну секунду! Самолет не может лететь так быстро! А ракета может». Предложите ребёнку расположить слова по порядку (по мере возрастания — убывания): огромный, большой, громадный, большущий; очень маленький, маленький, малюсенький, крохотный.

    4.        Игра «Зачем лететь в космос?»

    Ход игры:

    -Спросите: «Почему люди так стремятся в космос? Ведь в космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают опасности...» Расскажите, что воздух мешает отчётливо видеть звезды с Земли. В нём постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, можно наблюдать звезды без всяких помех! Каждый  экипаж,  отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.Попросите ребенка определить, какие из этих слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении: темная ночь, темные мысли, темное небо, темные дела, темные волосы, темный цвет.

    Консультация для родителей

    «Детям о космосе»

             Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.         Наверное, каждый взрослый человек и ребёнок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

            В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем советские дворняги - Белка и Стрелка.  Еще бы! Им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми!

             За этот период времени, произошли огромные изменения, как в нашем обществе, так и в вопросах изучения космического пространства. Теперь нет такого ожидания запуска каждой ракеты, новые достижения, зачастую, проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов.

             Да и вообще, многие ли из них знают об этом? Наша с Вами задача рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

    Совсем скоро 12 апреля, мы  будем отмечать День космонавтики. 12 апреля 1961 года впервые огромная ракета с первым космонавтом на борту – Юрием Гагариным отправилась  в небо. Давайте попробуем рассказать детям о космонавтах и космосе доступным и простым языком.

    Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики. А как же он улетел в космос? Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.  Давайте покажем детям на простом примере, как летит ракета в космос.

    Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами.  А потом разожмите пальцы, и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

    Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

    А после Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов. А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве.

    Наверно, многие дети уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают  роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические  машины, опутанные проводами и датчиками. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть земли и доставить её на Землю для исследования. Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через ее ядовитые облака и теперь у ученых есть карты этой планеты.

    Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как? Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки- это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.

    Игры на тему «Космос»

           Мастерим ракету.

    Смастерите всей семьей ракеты и устройте соревнования «Чья ракета улетит дальше». Для работы понадобится лист тонкой бумаги А-4. Не забудьте детали соединять клеем. Готовую ракету, установите на устройство для запуска. Хорошенько дунем – ракета летит в космос!

          "Космическая" считалка.  

    Разучите с ребёнком считалку. Используя её можно определить очерёдность запусков ракет:

    На Луне жил звездочёт

    Он планетам вёл учёт:

    Меркурий — раз,

    Венера — два-с,

    Три — Земля,

    Четыре — Марс,

    Пять — Юпитер,

    Шесть — Сатурн,

    Семь — Уран,

    Восемь — Нептун,

    Девять — дальше всех Плутон,

    Кто не видит — выйди вон.

    «Портрет пришельца».

    Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

     «Космические загадки»

    Без огня горит, без крыльев летит. (Солнце).

    Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. Что это? (Небо, звезды, месяц).

    Эта планета нам всем дорога, нам жизнь подарила планета … (Земля.)

    Стихотворение «Планета Земля»

    Планета Земля – родимый наш дом.

    Но много ли, дети, мы знаем о нем?

    Загадки ее постоянно решаем.

    Но форму Земли до конца мы не знаем.

    А форма Земли без рек и морей

    Зовется геоид! Учи и умней!

    А что там внутри? Принимаем на веру:

    Не видно ядро. Летим в атмосферу!

    Мы ей благодарны, что можем дышать

    И много проблем с нею можем решать.

    Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

    От злых и коварных метеоритов.

    От трения в воздухе камни сгорают

    И звездным, красивым дождем выпадают

    Озоновый слой, без всяких сомнений,

    Нас защищает от плохих излучений.

    Земля несравненная! Чудо природы!

    Ее заселяют зверье и народы.

    Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,

    Плохо ее защищаем пока.

    Чтоб жизнь на планете родной сохранить,

    Надо стараться ее не грязнить!

    А сколько уж лет говорят год от году:

    «Не надо сорить! Берегите природу!»

    Ж.Парамонова

    Список литературы:

    1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.

    2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.

    3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»

    4.Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г

    5.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.

    6.Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.

    Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000

    7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.

    8. Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.

    9.Левитан Е.П. Звёздные сказки. Мои первые книжки  по астрономии.М.,1986г.

    10. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.

    11. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.

    12. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.

    13  Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.

    14. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя)

    15. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г. 

            



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) «Школа выживания. Огонёк хочет в лес»

    Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в лесу....

    Занятие по изодеятельности в старшей группе на тему :" Загадочный мир космоса"

    Занятие по рисованию: "Загадочный мир космоса"( старшая группа)Программные задачи: Уточнить знания детей о космосе: планетах Солнечной системы, современные летательные аппараты, первом  косм...

    Проект на тему: «Загадочный космос так манит меня» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

    Совместная работа  воспитателя и родителей по  теме   "Космос"  Вовлечь родителей  в единое образовательное пространство.Создать у детей и взрослых радостное, б...

    Итог проектной деятельности за 2018-2019 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

    В статье рассматривается важность развития творческихспособностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); понятия"творчество" и "социализация"; условия для реализации...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Животный мир Якутии» в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР (старшая группа)

    Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;Формировать первоначальное представление о «Красной книге...

    Сценарий совместного спортивного развлечения с родителями к празднику 23 февраля для детей старшей группы компенсирующего характера (дети с ОВЗ)

    Данный конспект совместного спортивного развлечения с родителями к празднику 23 февраля для детей старшей группы компенсирующего характера (дети с ОВЗ) подойдет для работы воспитателей ...