Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Зимующие птицы».
проект по окружающему миру (старшая группа)

 

 

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. 

З

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy_aev.docx867.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Светлинский детский  сад «Светлячок»

Проект

по экологическому воспитанию детей на тему:

«Зимующие птицы».

C:\Users\сергей\Downloads\1 (2).jpg

                                                             Подготовила

Воспитатель Арбузова Е.В.

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. 

Зима - трудное время для птиц перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным .Большое количество пернатых гибнет зимой от нехватки корма (ягод, семян, насекомых).Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

        Тема проекта: «Зимующие птицы»

Проблемное поле проекта: 

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

  • Игровые
  • Проблемно – поисковые
  • Технология детских проектов
  • Исследовательско -поисковый
  • Информационно – коммуникативные технологии
  • Технология сотрудничества.
  • Технология моделирования

Цель: Формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Задачи:

  • Обогащать и углублять представления о зимующих птицах нашего края.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

ООД

 «Беседа о птицах»

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц:                   «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»

«Зимующие птицы»

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Наблюдение: «Жизнь птиц зимой»

Целевая прогулка по участку д/с

Наблюдение за поведением птиц на кормушке.

Наблюдение за синичками

3

Рассказывание

4

Чтение художественной литературы

Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба»

В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?»,«Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»

Г. Скребицкий «Появились синички»,

Л. Воронкова «Птичьи кормушки»

Заучивание стихотворенияА. Яшин «Покормите птиц зимой!»

Загадки про зимующих птиц

Чтение пословиц и поговорок  

5

Экспериментирование

Моделирование

«Исследование различного оперения птиц с помощью лупы»

Сбор материала для кормушек

6

Игры  (настольно-печатные и дидактические)

«Закончи предложение»

«Угадай по описанию»

«Кто что ест»

«Зимующие –перелетные»

7

Художественно-творческая деятельность:

«Птицы клюют зернышки»

Угощение для птиц

Рисование

Снегири на ветке.

Птицы на кормушке

Аппликация

«Птицы на дереве»

Планируемые результаты:

Для детей: 

У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

У детей сформированы  определенные системы природоведческие  знания, позволяющие  осознать единство всей природы и место человека в ней.

Обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;

Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;

дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях;

Для педагогов:

1.Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

2.Систематизация  знаний детей о  зимующих птицах.

3.Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

4.Подготовить презентацию по проекту «Зимующие птицы»

Для родителей:

Родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Заинтересованность  родителей  в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Активное участие родителей в реализации проекта.

Установление эмоционального контакта с детьми.

Сценарий совместной деятельности по решению задач.

Дети старшей группы

Продуктивная деятельность в процессе ООД. Помощь родителям. Участие в итоговом мероприятии.

Воспитатели

Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах .

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.

Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.

Организация прогулок и экскурсий.

Проведение ООД по тематике проекта.

 Подготовка итогового мероприятия

Родители

Проводить  совместные прогулки с детьми в лес (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Привлечь   родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе.

Подкармливая птиц, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Физ.инструктор

Разучивание новых подвижных игр.

Итоговое мероприятие:

Досуг «Сказка о зиме и птицах».

 Описание продукта, полученного в результате проекта:

Рисунки детей «Снегири на ветках»  «Птицы на кормушках»

         Лепка «Птицы  клюют зернышки»

         Аппликация «Птицы на дереве»  

         Ручной труд «Снегирь»

Презентация «Зимующие птицы»

Газета «Берегите птиц»

Угощение для птиц

Вид проекта – познавательно-творческий.

Состав участников: дети старшей  группы(5-6лет) , родители воспитанников, воспитатель.

Интеграция образовательных областей:

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Физическое развитие

Подвижные игры, изучение правил

Пальчиковая гимнастика

Развитие двигательной активности детей, в том числе  связанной  с   выполнением

упражнений, направленных  на  развитие  таких  физических    качеств, каккоординация  и  гибкость;   способствующих   правильному     формированиюопорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,   координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук

2

Речевое развитие

Чтение рассказов, сказок, загадок о птицах. Беседы с детьми.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. обогащение активного словаря. Развитие литературной речи к словесному искусству.

3

Художественно-эстетическое

Изготовление поделок

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

4

Социально-коммуникативное

Театрализованная деятельность:

Настольный театр «Гуси-лебеди»

Драматизация сказки «У кормушки »

Инсценировка стих-ия Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»

Развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со    взрослыми и

сверстниками;  становление  самостоятельности,       целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта,  формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками. Развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово.

5

Познавательное развитие

Беседа о птицах

Цикл наблюдений.

Цикл ежедневных наблюдений во время прогулок.

 Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий;  развитие  воображения  и    творческой активности; Формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

 для педагов:

Методическое:

– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,  и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

– презентация  «Зимующие птицы»;

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;

- аудиозапись с голосами птиц.

Для детей:

       Краски с кисточкой на каждого ребенка, альбомные листы, клей, пластилин, цветная бумага и картон , шаблон птицы, природный материал(пшено , семечки, зерно). Иллюстрации, дидактические игры.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

2 недели (18.01.2019 – 29.01.2019)

№№пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта.

18.01.2019-21.01.2019

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария.

22.01.2019

3

Практический

ООД; наблюдения; экспериментальная деятельность;  сюжетно-ролевые игры, подвижные игры,пальчиковая гимнастика

25.01.2019-

29.01.2019

4

Презентационный

Досуг «Сказка о зиме и птицах».

Презентация «Зимующие птицы»

29.01.2019

5

Контрольный

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.

29.01.2019

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

ООД

Познавательное развитие

«Беседа о птицах»

«Зимующие птицы»

Речевое развитие:  

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц:                   «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».

Рисование:

Снегири на ветке.

Птицы на кормушке.

Лепка:

«Птицы клюют зернышки»

Аппликация:

«Птицы на дереве»

Ручной труд:

   Угощение для птиц

25.01.2019-

29.01.2019

2

Наблюдение

Наблюдение за синичками.

Наблюдение: «Жизнь птиц зимой»

 Наблюдение за поведением птиц на кормушке

25.01.2019-

29.01.2019

3

Экспериментирование,

Моделирование

«Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».

28.01.2019

4

Самостоятельная работа детей

Раскраски, лепка

25.01.2019-

29.01.2019

5

Подвижные игры

«Гуси-лебеди»

 «Птички в гнёздышках»

 «Совушка»

«Перелет птиц»

.

Пальчиковая гимнастика:

Покормите птиц зимой.

Дятел.

25.01.2019-

29.01.2019

    6

Просмотр презентаций

Презентация  «Зимующие птицы»

29.01.2019

7

Взаимодействие с родителями

Сбор материала для изготовления съедобной кормушки

совместные прогулки с детьми в лес

18.01.2019-29.01.2019

8

Групповое обсуждение

Беседа "Зимующие птицы»

29.01.2019

9

Дидактические игры

«Закончи предложение»

 «Зимующие –перелетные»

25.01.2019-

29.01.2019

10

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание репродукций, иллюстраций  о птицах.

Рассматривание картины О. Потаса «Снегири прилетели»

январь

11

Восприятие худ.произведений

Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба» ,

В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?»,«Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»,

Г. Скребицкий «Появились синички»,

Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

Заучивание стихотворенияА. Яшин «Покормите птиц зимой!»;

Загадки про зимующих птиц

Чтение пословиц и поговорок  

25.01.2019-

29.01.2019

Форма проведения презентации:

Досуг «Сказка о зиме и птицах».

Презентации на тему: «Зимующие птицы »

Заключение:

       Проект по познавательно-творческому направлению с использованием  ИКТ «Зимующие птицы» полностью реализован.

Проект осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой, познавательной  и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной познавательной, художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

       В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи.

Литература:

  1. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
  2. Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
  3. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г
  4. «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;
  5. Программа  по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  7. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
  8.  Интернет.

C:\Users\1\Desktop\Camera\фото\IMG_20180126_120411.jpgC:\Users\1\Desktop\Camera\фото\IMG_20180126_120404.jpgC:\Users\1\Desktop\Camera\фото\IMG_20180126_120722.jpgC:\Users\1\Desktop\Camera\фото\IMG_20180126_120205.jpgC:\Users\1\Desktop\Camera\фото\IMG_20180126_120505.jpgC:\Users\1\Desktop\Camera\фото\IMG_20180126_121717.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Зеленый наряд детского сада».

Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой....

Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Наши младшие друзья».

Проект призван привлечь внимание к вопросу о важности домашнего животного, так как наличие последнего является мощным воспитательным фактором и помощником в эмоциональной разгрузке детей....

Проект по экологическому воспитанию детей по тему: "Лес-наше богатство"

Формирование удетей культуры поведения,направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе,его значении для хизни всего живого через различные виды детельности...

проект по экологическому воспитанию детей. Тема "Покормите птиц зимой"

Воспитание у детей любви и  сострадания к братьям нашим меньшим. Прививать желание оказывать помощь тем кто в этом нуждается....

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей старшей группы «Помоги птицам зимой!»

Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы. Задачи:обучающие:                             ...

Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Съедобные и несъедобные ягоды»

Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше временипроводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес...

Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Помоги птицам зимой!»

Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы...