Проект по окружающему миру. Тема: "Крапива - какая она?"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Барышникова Наталья Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №29» Коминтерновского района города Воронеж

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности  в подготовительной группе №11.

 

Тема: «Крапива – какая она?»

 

Подготовила:

воспитатель

подготовительной группы

 Барышникова Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

Воронеж – 2019

Актуальность: приобщение детей к проверенным временем народным способам лечения с применением натуральных природных средств.

 

Цель: познакомить детей со свойствами крапивы: как её используют и  чем полезна она для человека.

Задачи: - изучить крапиву;

               - узнать, почему крапива жжётся;

               - изучить полезные свойства крапивы;

               - выяснить, для каких целей люди используют крапиву.

 

Участники: дети подготовительной группы ДОУ (6-7 лет).

Оборудование:

 

Ход мероприятия:

(Слайд №1, слайд №2)

  Ведущий: - Здравствуйте, ребята. В начале недели мы с вами начали изучать полезные и удивительные растения нашей средней полосы, которые очень полезны для человека, но о которых мы, к сожалению, забываем. Сегодня нас с  вами ждёт интересное путешествие. Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд №3) , а я для вас подготовила загадку:            Растёт зелёною стеной,

Её обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

- Правильно, ребята, сегодня в наше увлекательное путешествие мы отправимся с крапивой. Нашей спутницей будет не жгучая и кусачая крапива, а добрая, полезная и очень заботливая тетушка Крапивушка.

(в зал под русскую народную музыку входит тетушка Крапивушка).

Крапивушка: - Здравствуйте, мои хорошие, румяные, веселые детки. Вчера получила ваше письмо, в котором вы задаете обо мне много вопросов. Я решила сама к вам добраться и рассказать, какая я на самом деле.

Меня вы будете узнавать,

А я хочу со всеми вами поиграть

И о себе все рассказать.

Ведущий: - Ну, что, ребята, вы готовы к путешествию. Тогда приготовились, мы отправляемся по этой извилистой дорожке: (слайд №4).

Хорошо, молодцы! Посмотрите, где мы с вами оказались? Правильно - это полянка с крапивой. (слайд №5).

Крапивушка: - Что там за белые цветы —
                             Резные листья?
                             Необычайной красоты
                             Весенний выстрел.
                             Закрыли тонкий стебелёк
                             Узором белым.
                            Кто это всё придумать смог?
                            Кто это сделал?
                            Красивый праздничный наряд,
                            Всё больше света,
                            Но люди часто говорят:
                            «Так что же это?»
                           Нельзя дотронуться рукой —
                           Земное диво.
                           Там, нарушая наш покой,
                           Цветёт крапива!

- Присаживайтесь вокруг нашей полянки, а я расскажу вам интересные факты про крапиву. Ребята, представляете, в древней Руси среди основных названий крапивы были такие, как пустопорожница, огонь-трава, зелёный кипяток, хлыст ведьмы и барсучий корень. Сейчас мы тоже поиграем с вами в ассоциации. Я предлагаю вам посмотреть на наш экран (слайд №6)  и назвать это растение с помощью прилагательных. (Например: зелёная, сочная, жгучая, кусачая, красивая…….)
- Хорошо. Следующий факт: Жгучесть.

Посмотрите, притаилась,
И пушистой притворилась!
Мы тебя, крапива, знаем,
Ни за что срывать не станем.

 С целью защиты от животных, основу питания которых составляет растительная пища, на поверхности листьев и самого стебля размещаются жгучие волоски. Каждый такой отросток представляет собой клетку в виде ампулы, в наконечнике которой находятся соли кремния. Самое слабое и незначительное нажатие на него приводит к надлому и проникновению острия с содержащимся в нём соком под кожу млекопитающего. Эта жидкость состоит из муравьиной кислоты, гистамина и холина; при контакте мгновенно появляется ощущение «ожога».

Следующая наша игра называется « Передай колючий мячик». (Дети садятся в круг и со словами: «Жгучий и колючий…» передают шарик Су- Джоку, катая его в ладошках, друг другу).
 - Здорово. Понравилась игра? Следующий факт: Полезные качества.

Говорят, что я — ленива,
Пригорюнилась крапива.
Просто так расту у грядки,
Пользы мало приношу…
Подходите всех за пятки
С пользою я вас «укушу». (слайд № 7)

Листья растения содержат значительное количество витаминов группы  А, В, С и К, а также белок, аминокислоты, дубильные вещества, железо и марганец, что делает их популярным ингредиентом для приготовления различных средств в народной медицине. Например, гелей или мазей, способствующих заживлению ран, а также масла для массажа при боли в мышцах. Значительных результатов улучшения состояния пациента при подагре можно достичь, применяя мази на основе крапивы. Также широко используется в парфюмерии, косметологии и фармакологии, например, её экстракт, который добавляется при производстве шампуня в качестве укрепляющего средства и для роста волос. Отвар эффективен при выпадении волос, его втирают в кожу головы массажными движениями или ополаскивают волосы после основного мытья шампунем.

- А мы с вами вспомним пословицы про крапиву:

Пословицы про крапиву

 

1.Не садись под чужой забор — а хоть в крапивку, да под свой.

2.Не всякая мачеха — крапива, не всякая падчерица — маков цвет.

3.На лицо красива, а на язычок — крапива.

 

- Следующий не менее важный факт: применение в пищу.  (слайд №8)

Вашему вниманию наши маленькие хозяюшки приготовили рецепты с полезной крапивой.

Девочка №1: На Руси сразу после Троицы на крапиве говели  — ее, добавляли в  салаты, варили щи, заквашивали – таким образом, очищались от скверны, дурных мыслей и лишнего веса. Вспомним эти замечательные и полезные рецепты простых и вкусных блюд из молодой крапивы.

Салат из молодой крапивы с кефиром

Вам понадобится: 1 стакан молодой порубленной крапивы, полстакана

порубленного молодого лука, одно варёное куриное яйцо.

 

Нарезанные -  крапиву и лук смешиваем, добавляем кефир,  сверху кладем

нарезанное кружочками яйцо. Все салат готов. В него можно добавить и

любую другую зелень с огорода по желанию.

Приятного аппетита!

 

 

Девочка №2:       Бутерброд с крапивой

Заготовьте сухие листья крапивы, мелко их протрите в порошок, который

смешайте со сливочным маслом (соотношение 1:1). Крапивное масло

намазывайте на хлеб и кушайте по утрам. Этот бутерброд очень полезен.

 

Девочка №3:          Фасолевый суп с крапивой

Вам понадобится: 1 стакан фасоли 300г рубленой крапивы 1

луковица растительное масло 100г сметаны пучок укропа соль по

вкусу.

Фасоль замочите с вечера и сварите до готовности залив 2 литрами

воды. На растительном масле  спассеруйте мелко порезанный лук до

золотистого цвета и добавьте к фасоли. Крапиву порубите и, в самом

конце положите в суп, доведите до кипения, после чего выключите

плиту. Подавать фасолевый суп можно со сметаной и мелко

покрошенным укропом.

Приятного аппетита!

Девочка №4:         Чай из крапивы

Если вы хотите сами заготовить листья крапивы, а не покупать их в аптеке, то лучше всего это делать в мае-июле (разумеется, необходимы перчатки!). Листья срывают со стеблей и сушат на свежем воздухе (вдали от солнечных лучей). Высушенные листья залить кипятком (одну чайную ложку травы на стакан воды). Настоять в течение 5 минут, теплый чай следует пить маленькими глотками. Принимать по стакану два раза в день - утром и вечером.

Ведущий: - Спасибо, девочки. Вы рассказали нам множество полезной, а главное вкусной информации. Вам понравилось наше путешествие? Давайте скажем большое спасибо нашей гостье, тетушке Крапивушке, за интересное путешествие в мир этого удивительного и полезнейшего растения.

 Крапивушка: - Спасибо и вам, ребята. Вы были очень внимательные и любознательные. Я обязательно приду еще к вам в гости, потому что знаю очень много о своих родственниках - благородных крапивках.

Ведущий: - А нам ребята пора возвращаться по нашей извилистой тропинке обратно в нашу группу. (слайд №9 ) Всем большое спасибо!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Крапива - какая она?807.92 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром дидактическая игра "Какой сегодня суп".

Дидактическая  игра для детей 3-4 лет «Какой сегодня суп».В игре участвуют 5-6 человек, ведущий.Цель:- повторить с детьми названия овощей, формировать представление об особенностях ...

Познавательное развитие (формирование первичных представлений об объектах окружающего мира): "У кого какие шубки"

формировать представление у детей об "одежде" зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскируетот врагов....

Технологическая карта для детей дошкольного возраста средней группы по ознакомлении с окружающим миром на тему: "Какие краски у весны"

Технологическая карта для средней группы по ознакомлению с оружающим миром  на тему " Какие краски у весны",помогает педагогу подготовиться и провести интересное занятие....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вот оно какое, наше лето» (вторая младшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вот оно какое, наше лето» (вторая младшая группа)Возраст детей: от 3-4 лет (2 младшая группа);Задачи:Цель: Формирование...