Конкурсная работа в номинации: «Образовательные мероприятия» по теме: «На Помощь Старичку-Лесовичку»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ермоленко Светлана Ивановна

Введение

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

М. М. Пришвин

 

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества  выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему  миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;

- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Новизна

Новизна заключается в том, что в проведении образовательного мероприятия была использована квест-игра.

Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, является игра.
В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест - игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест - технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест - игра - это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания”.

Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.

Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.

При разработке квест- игры по экологии «На помощь Старичку-Лесовичку», я использовала инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию: «Письмо-жалоба»; «кейс-технология»- Деловая игра «Что будет, если…?»; игровые обучающие ситуации (ИОС); «мнемотехника» - знаки правил поведения в природе; «экологический ай - стоппер» -лесная лужайка на экране телевизора;  «информационные технологии»- записи голосов птиц, дидактические картинки; СОРСИ - игра «Соберем съедобные грибы и ягоды».

 

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста целостное представление о бережном отношении к природе. Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели.

Задачи:

1. Систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы.

2. Развивать связную речь и активный словарь. Активизировать внимание, память. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

3. Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

Контингент участников мероприятия:

воспитанники старшей группы (5-6 лет) в количестве    человек.

Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение:

Итоговое мероприятие проводится на улице в весеннее время (май месяц).

В мероприятии принимают участие: 2 взрослых человека ( воспитатель, Старичок- Лесовичок),1 ребенок- Мишка.

Для проведения мероприятия используется: 4 письма с заданиями; телевизор с интерактивной игрой «Жизнь на лужайке»; аудиозапись со звуками птиц; игра «Кто, где живет»: карточки с животными, изображения мест обитания животных; 2 корзины, картинки ягод и грибов; знаки правил поведения в природе.

Ход мероприятия

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня, придя на работу, в нашем почтовом ящике обнаружила необычное письмо от Старичка- Лесовичка. В этом конверте лежит диск. Только я не успела его послушать, предлагаю сделать это вместе. Согласны? (Да)

Воспитатель: - Тогда внимание!

Аудио письмо: - Дорогие ребята, здравствуйте! Меня зовут Старичок- Лесовичок! Я прислал вам сегодня этот диск и хочу вас попросить мне помочь. Весна в полном разгаре, а в моем лесу тоскливо, уныло. Не слышно пения птиц, не видно насекомых, цветов. В моем лесу повсюду лежат письма от Дюдюки Бармидокской, но я, к сожалению, не умею читать. Она великая пакастница! Видимо что-то напутала и заколдовала лес. Вы такие дружные, веселые, умные. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: - Ребята, нас просят о помощи! Вы готовы? (Да.) Тогда в путь!

- Речёвку начинай!

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Идем по мягкой травушке

Весеннею порой.

Щебечут птички звонкие,

Порхают мотыльки,

Желтеют одуванчики,

Синеют васильки.

Воспитатель: - Смотрите ребята, вот мы и добрались с вами до лесной лужайки. Но обратите внимание, какая тишина !(На экране лужайка без цветов и насекомых)

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, в лесу должно быть тихо?

Ответы детей: в лесу должны петь птицы, стрекотать кузнечики, издавать звуки разные насекомые. Тишину должны соблюдать люди, чтобы не испугать жителей леса.

Воспитатель : - А вот и первое письмо от Дидюки, о котором нам говорил Старичок-Лесовичок. Давайте прочитаем его.

Письмо: « На этой лесной лужайке никогда не будет насекомых и цветов! Потому что я все заколдовала! А для того, чтобы расколдовать, надо отгадать загадки».

Воспитатель: - Отлично! Мы же с вами любим отгадывать загадки? Начнем? (Да)

Загадки:

1. Во фраке зелёном маэстро взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра и лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)

2. Червяком она была, только ела да спала.
Потеряла аппетит, смотришь - по небу летит. (Бабочка).

3. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела)

4. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (Муравьи)

5. Я шариком пушистым белею в поле чистом, 
А дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)

6. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)

7. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

(С каждым правильном ответе на экране появляется изображение).

Воспитатель: - Молодцы! Всё правильно отгадали. Посмотрите, как оживилась лужайка! (На экране фрагмент «Жизнь на лужайке»).

Воспитатель: - Но здесь еще одна загадка:

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом

В нём найдут приют и птицы

Зайки, волки, кабаны… (Лес)
 

Воспитатель: - Смотрите, за лужайкой у нас лес. Идемте скорее туда! Что-то он грустный какой-то….

Воспитатель: - А вот и еще один конверт с заданием.

Письмо: « Птицы никогда не смогут петь. Я отняла у них голос. Для того чтобы они снова приобрели голос, надо отгадать исполнителя каждой мелодии».

Дети слушают мелодии: дятла, кукушки, воробья, вороны, жаворонка. Отгадывают.

Воспитатель: - Какие вы внимательные. Старичок-Лесовичок очень обрадуется вашим отгадкам. Смотрите ребята, как ожил лес! Птицы как вам благодарны! Заливаются разными голосами. (Звучит мелодия леса)

Физ.мин. « Мы в лесу»

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

 

Воспитатель: - Птицы в лесу теперь есть. А кто еще в лесу живет?

Дети: - Звери.

Воспитатель: - Только в лесу не слышно и не видно ни одного животного. А что за лес без животных? Надо найти еще одно письмо. (Дети ущут письмо.) - А вот оно!

Письмо: «Поиграйте в игру «Кто, где живет» и тогда в этом лесу появятся звери. Вы должны сопоставить зверя и место его обитания. А если не сможете, то и зверей здесь никогда не будет».

Игра «Кто, где живет»

Ребята играют в дидактическую игру «Кто, где живет». У воспитателя карточки с животными, у детей - изображения мест обитания животных. Воспитатель показывает картинку с изображением  животного, ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» его у себя, показав карточку воспитателю.

Воспитатель: - Замечательно! И с этим заданием вы справились!

Воспитатель: - Смотрите! К нам мишка идет!

Мишка (ребенок): - Ребята, спасибо вам, что расколдовали животных! Только мы такие голодные! Соберите пожалуйста ягод и грибов! А что бы справиться быстрее, разделитесь на две команды. Одна будет собирать ягоды, а другая грибы.

Игра «Соберем съедобные грибы и ягоды»: Дети делятся на две команды. Проводится эстафета.

По окончании игры корзинки с ягодами и грибами отдают мишке.

Мишка: - Спасибо, вам ребята! Вот теперь мы полакомимся с друзьями. Досвидание!

Воспитатель: - Смотрите! А вот и наш Старичок-Лесовичок!

Старичок-Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! Огромное спасибо вам за помощь! Лес стал таким веселым и ярким! Теперь можно гулять по лесу, наслаждаться его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.

Старичок-Лесовичок: - А для этого мы должны с вами обязательно соблюдать правила поведения в природе! Ребята, вы знаете эти правила?

Дети: -Да.

Старичок-Лесовичок : -Посмотрите, Дедюка перепутала все знаки правил поведения в природе! Помогите мне разобраться с ними. Предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…?». А вы будите отвечать  и показывать знак.

1.Что будет, если после пикника, мы мусор оставим на лужайке?

2.Что будет, если ловить бабочек, стрекоз и птиц?

3.Что будет, если разорить муравейник?

4.Что будет, если ломать ветки деревьев и кустарников?

5.Что будет, если мы будем жечь костры и, уходя, не тушить их?

6.Что будет, если будем шуметь в лесу?

7.Что будет, если рвать в лесу и на лугу цветы?

8.Что будет, если разорять гнезда птиц?

Старичок-Лесовичок: - Вот теперь вы не только навели порядок в лесу, но и закрепили правила поведения в природе! Я очень вам благодарен. У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками! А вам, за вашу помощь, хочу подарить знаки правил поведения в природе.

Воспитатель:- Нам пришла пора отправляться домой! До свидания, Старичок-Лесовичок!

Ребята: До свидания!

Полученные результаты:

Дети систематизировали знания по экологии.  У них сформировалось целостное представление о природных явлениях. В течении мероприятия ребята активизировали внимание и память. Анализировали вопросы и загадки, давали полный содержательный ответ. Работали в команде, соблюдая правила. Закрепили правила для сохранения природного мира.

Выводы, результаты мероприятия.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

В представленном мной материале показана работа педагога по экологическому образованию дошкольников.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано  с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Они учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.

Результаты проведенного мероприятия говорят о том, что используемые  методы и приемы, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Для проведения мероприятия была использована квест-игра. Она является эмоционально привлекательной для ребёнка-дошкольника. Позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

В итоге можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

На момент проведения итогового занятия по экологии, в группе работал экологический кружок «Юный эколог» в течение трех лет.

Была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

-воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

Поэтому дети охотно приняли участие в данном мероприятии, закрепили знания, умения и навыки.

Единственной сложностью в проведении данного мероприятия было оснащение ИКТ. Так как мероприятие проводилось на улице, то пришлось телевизор вынести и установить на территории детского сада, а для этого потребовался удлинитель для подключения к электросети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Мишутка» г. Волгодонска

Конкурс методических материалов естественнонаучной направленности  «ЭКОДЕТСТВО»

Конкурсная работа в номинации: «Образовательные мероприятия»

по теме: «На Помощь Старичку-Лесовичку»

(итоговое)

возрастная группа детей «Эколята – дошколята»

( старшая группа 5-6 лет; количество участников 20 человек)

Автор работы: Ермоленко Светлана Ивановна

Место работы: МБДОУ ДС «Мишутка»

Должность: воспитатель

г.Волгодонск  Ростовская обл.

2020г.

Оглавление

Введение                                                                                                              3

Актуальность                                                                                                       3

Новизна                                                                                                                4

Цель, задачи                                                                                                         5

Контингент участников мероприятия                                                                 6

Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение                      6

Содержание мероприятия                                                                                6

Выводы, результаты мероприятия                                                                10 

Заключение                                                                                                        11 

Введение

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

М. М. Пришвин

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества  выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему  миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;

- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Новизна

Новизна заключается в том, что в проведении образовательного мероприятия была использована квест-игра.

Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, является игра.
В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест - игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест - технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест - игра - это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания”.

Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.

Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.

При разработке квест- игры по экологии «На помощь Старичку-Лесовичку», я использовала инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию: «Письмо-жалоба»; «кейс-технология»- Деловая игра «Что будет, если…?»; игровые обучающие ситуации (ИОС); «мнемотехника» - знаки правил поведения в природе; «экологический ай - стоппер» -лесная лужайка на экране телевизора;  «информационные технологии»- записи голосов птиц, дидактические картинки; СОРСИ - игра «Соберем съедобные грибы и ягоды».

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста целостное представление о бережном отношении к природе. Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели.

Задачи:

1. Систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы.

2. Развивать связную речь и активный словарь. Активизировать внимание, память. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

3. Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Контингент участников мероприятия:

воспитанники старшей группы (5-6 лет) в количестве    человек.

Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение:

Итоговое мероприятие проводится на улице в весеннее время (май месяц).

В мероприятии принимают участие: 2 взрослых человека ( воспитатель, Старичок- Лесовичок),1 ребенок- Мишка.

Для проведения мероприятия используется: 4 письма с заданиями; телевизор с интерактивной игрой «Жизнь на лужайке»; аудиозапись со звуками птиц; игра «Кто, где живет»: карточки с животными, изображения мест обитания животных; 2 корзины, картинки ягод и грибов; знаки правил поведения в природе.

Ход мероприятия

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня, придя на работу, в нашем почтовом ящике обнаружила необычное письмо от Старичка- Лесовичка. В этом конверте лежит диск. Только я не успела его послушать, предлагаю сделать это вместе. Согласны? (Да)

Воспитатель: - Тогда внимание!

Аудио письмо: - Дорогие ребята, здравствуйте! Меня зовут Старичок- Лесовичок! Я прислал вам сегодня этот диск и хочу вас попросить мне помочь. Весна в полном разгаре, а в моем лесу тоскливо, уныло. Не слышно пения птиц, не видно насекомых, цветов. В моем лесу повсюду лежат письма от Дюдюки Бармидокской, но я, к сожалению, не умею читать. Она великая пакастница! Видимо что-то напутала и заколдовала лес. Вы такие дружные, веселые, умные. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: - Ребята, нас просят о помощи! Вы готовы? (Да.) Тогда в путь!

- Речёвку начинай!

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Идем по мягкой травушке

Весеннею порой.

Щебечут птички звонкие,

Порхают мотыльки,

Желтеют одуванчики,

Синеют васильки.

Воспитатель: - Смотрите ребята, вот мы и добрались с вами до лесной лужайки. Но обратите внимание, какая тишина !(На экране лужайка без цветов и насекомых)

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, в лесу должно быть тихо?

Ответы детей: в лесу должны петь птицы, стрекотать кузнечики, издавать звуки разные насекомые. Тишину должны соблюдать люди, чтобы не испугать жителей леса.

Воспитатель : - А вот и первое письмо от Дидюки, о котором нам говорил Старичок-Лесовичок. Давайте прочитаем его.

Письмо: « На этой лесной лужайке никогда не будет насекомых и цветов! Потому что я все заколдовала! А для того, чтобы расколдовать, надо отгадать загадки».

Воспитатель: - Отлично! Мы же с вами любим отгадывать загадки? Начнем? (Да)

Загадки:

1. Во фраке зелёном маэстро взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра и лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)

2. Червяком она была, только ела да спала.
Потеряла аппетит, смотришь - по небу летит. (Бабочка).

3. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела)

4. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (Муравьи)

5. Я шариком пушистым белею в поле чистом, 
А дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)

6. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)

7. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

(С каждым правильном ответе на экране появляется изображение).

Воспитатель: - Молодцы! Всё правильно отгадали. Посмотрите, как оживилась лужайка! (На экране фрагмент «Жизнь на лужайке»).

Воспитатель: - Но здесь еще одна загадка:

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом

В нём найдут приют и птицы

Зайки, волки, кабаны… (Лес)

Воспитатель: - Смотрите, за лужайкой у нас лес. Идемте скорее туда! Что-то он грустный какой-то….

Воспитатель: - А вот и еще один конверт с заданием.

Письмо: « Птицы никогда не смогут петь. Я отняла у них голос. Для того чтобы они снова приобрели голос, надо отгадать исполнителя каждой мелодии».

Дети слушают мелодии: дятла, кукушки, воробья, вороны, жаворонка. Отгадывают.

Воспитатель: - Какие вы внимательные. Старичок-Лесовичок очень обрадуется вашим отгадкам. Смотрите ребята, как ожил лес! Птицы как вам благодарны! Заливаются разными голосами. (Звучит мелодия леса)

Физ.мин. « Мы в лесу»

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

Воспитатель: - Птицы в лесу теперь есть. А кто еще в лесу живет?

Дети: - Звери.

Воспитатель: - Только в лесу не слышно и не видно ни одного животного. А что за лес без животных? Надо найти еще одно письмо. (Дети ущут письмо.) - А вот оно!

Письмо: «Поиграйте в игру «Кто, где живет» и тогда в этом лесу появятся звери. Вы должны сопоставить зверя и место его обитания. А если не сможете, то и зверей здесь никогда не будет».

Игра «Кто, где живет»

Ребята играют в дидактическую игру «Кто, где живет». У воспитателя карточки с животными, у детей - изображения мест обитания животных. Воспитатель показывает картинку с изображением  животного, ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» его у себя, показав карточку воспитателю.

Воспитатель: - Замечательно! И с этим заданием вы справились!

Воспитатель: - Смотрите! К нам мишка идет!

Мишка (ребенок): - Ребята, спасибо вам, что расколдовали животных! Только мы такие голодные! Соберите пожалуйста ягод и грибов! А что бы справиться быстрее, разделитесь на две команды. Одна будет собирать ягоды, а другая грибы.

Игра «Соберем съедобные грибы и ягоды»: Дети делятся на две команды. Проводится эстафета.

По окончании игры корзинки с ягодами и грибами отдают мишке.

Мишка: - Спасибо, вам ребята! Вот теперь мы полакомимся с друзьями. Досвидание!

Воспитатель: - Смотрите! А вот и наш Старичок-Лесовичок!

Старичок-Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! Огромное спасибо вам за помощь! Лес стал таким веселым и ярким! Теперь можно гулять по лесу, наслаждаться его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.

Старичок-Лесовичок: - А для этого мы должны с вами обязательно соблюдать правила поведения в природе! Ребята, вы знаете эти правила?

Дети: -Да.

Старичок-Лесовичок : -Посмотрите, Дедюка перепутала все знаки правил поведения в природе! Помогите мне разобраться с ними. Предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…?». А вы будите отвечать  и показывать знак.

1.Что будет, если после пикника, мы мусор оставим на лужайке?

2.Что будет, если ловить бабочек, стрекоз и птиц?

3.Что будет, если разорить муравейник?

4.Что будет, если ломать ветки деревьев и кустарников?

5.Что будет, если мы будем жечь костры и, уходя, не тушить их?

6.Что будет, если будем шуметь в лесу?

7.Что будет, если рвать в лесу и на лугу цветы?

8.Что будет, если разорять гнезда птиц?

Старичок-Лесовичок: - Вот теперь вы не только навели порядок в лесу, но и закрепили правила поведения в природе! Я очень вам благодарен. У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками! А вам, за вашу помощь, хочу подарить знаки правил поведения в природе.

Воспитатель:- Нам пришла пора отправляться домой! До свидания, Старичок-Лесовичок!

Ребята: До свидания!

Полученные результаты:

Дети систематизировали знания по экологии.  У них сформировалось целостное представление о природных явлениях. В течении мероприятия ребята активизировали внимание и память. Анализировали вопросы и загадки, давали полный содержательный ответ. Работали в команде, соблюдая правила. Закрепили правила для сохранения природного мира.

Выводы, результаты мероприятия.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

В представленном мной материале показана работа педагога по экологическому образованию дошкольников.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано  с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Они учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.

Результаты проведенного мероприятия говорят о том, что используемые  методы и приемы, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Для проведения мероприятия была использована квест-игра. Она является эмоционально привлекательной для ребёнка-дошкольника. Позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

В итоге можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

На момент проведения итогового занятия по экологии, в группе работал экологический кружок «Юный эколог» в течение трех лет.

Была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

-воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

Поэтому дети охотно приняли участие в данном мероприятии, закрепили знания, умения и навыки.

Единственной сложностью в проведении данного мероприятия было оснащение ИКТ. Так как мероприятие проводилось на улице, то пришлось телевизор вынести и установить на территории детского сада, а для этого потребовался удлинитель для подключения к электросети.

Приложения

Опубликовано https://www.maam.ru/detskijsad/konkursnoe-itogovoe-zanjatie-po-yekologi-v-starshei-grupe-na-pomosch-starichku-lesovichku.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «На помощь ёжику» (2 младшая группа)

Цель: Формировать у детей первичные представления о мире животных леса, учить детей бережному отношению к животным. Учить  украшать изображения разных предметов дорисовками. Учить детей пра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «На помощь ёжику» (2 младшая группа)

Цель: Формировать у детей первичные представления о мире животных леса, учить детей бережному отношению к животным. Учить  украшать изображения разных предметов дорисовками. Учить детей пра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «На помощь ёжику» (2 младшая группа)

Цель: Формировать у детей первичные представления о мире животных леса, учить детей бережному отношению к животным. Учить  украшать изображения разных предметов дорисовками. Учить детей пра...

Конспект интегрированной итоговой образовательной деятельности по теме: «На помощь к Звёздной фее» с детьми подготовительной к школе группы №7

Конспект интегрированной итоговой образовательной деятельностипо теме: «На помощь к Звёздной фее» с детьми подготовительной к школе группы №7...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Старичок лесовичок"

Развивать творческую фантазию и воображение детей, учить самостоятельно составлять общую композицию....

Непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы с использованием ИКТ и музыкальным сопровождением: « На помощь старичку-лесовичку»

Занятие направлена на  формирование познавательного интереса к жизни в лесу в зимнее время через игровую ситуацию с использование ИКТ и музыкальным сопровождением...