«Волшебные свойства магнита»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Марина Александровна Шумова

Ознакомления со свойствами магнита 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение детский сад №6 «СЕМИЦВЕТИК» комбинированного вида городского округа город Шарья Костромской области

Конспект

по опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

общеразвивающей направленности

Тема: «Волшебные свойства магнита»

Образовательные области:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное»

Подготовила и провела

воспитатель                                                                        

Шумова

Марина Александровна

Шарья 2017 г.

Цель. Развитие познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами магнита и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с понятиями «Магнит», «Магнетическая сила». Продолжать формировать представления о магните и его свойствах магнита: притягивать/отталкивать; действие магнетических сил через разные материалы; способствовать формированию умения выявлять магнетические и немагнетические материалы.

- Формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов.

Развивающие:

- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,активизировать словарь детей: магнетические и немагнетические материалы, намагничивать, притягивать, отталкивать, магнитная сила.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Организация детских видов деятельности:

  • общение ребенка с взрослым;
  • игровая деятельность;
  • исследовательская деятельность

Метод - словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик». Беседа о магнитах . Рассматривание магнитов

Дидактические игры на магнитной основе. Игры с магнитной доской и магнитными буквами. Игры с магнитом в уголке экспериментирования.

Материалы: магниты по количеству детей; магнетические предметы (монеты, железные ключи, скрепки и т. д.); немагнетические предметы (деревянные карандаши, пластмассовые,бумажные. резиновые предметы) ;волшебная рукавица,письмо от Буратино.контейнер с песком.таблицы для фиксации опыта.удочки магнитные по количеству детей,сачок,ведро «искусственный пруд»,мелкие металические предметы,носовые платки,ключ,иrрушка Буратино,черепаха Тортилла

Части СООД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

Вводная часть

 (организационный

момент)

Подходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Круг вы дружно соберите,

Друг на друга посмотрите,

Всем улыбки подарите!

Поприветствуйте скорей

Здесь присутствующих гостей.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.)

(дети  здороваются

Вводная часть (мотивационный

момент)

цель:Создать мотивацию на предстоящую деятельность.

Расширять знания о свойствах магнита

Дети,ой , что утром было

я же вам сказать эабыла,

На работу я шла.         

рукавичку нашла.         

Рукавичка не простая,         

а на ней письмо лежало.

Взяла я эту рукавичку и принесла в детский сад

Основная часть

Цель:Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,активизировать словарь детей: магнетические и немагнетические материалы, намагничивать, притягивать, отталкивать, магнитная сила.

Прочитать я письмо не смогла ,т.к. рукавичка

волшебная крепко держит его.         

-Может вы мне подскажете,почему так происходит?

-А где он? Давайте проверим.         

-если магнит такой сильный, что может притянуть

письмо, то может он притянет и другие предметы?

-Хотите проверить?

Для этого мы с вами превратимся в исследователей.

А кто такие исследователи?

«А вы хотите стать сегодня исследователями?»

Превращение детей в исследователей: «Раз ,два,три

дети в исследователей превратись»

Вот вам бейджики научных исследователей

Вот мы и исследователи

-А где работают исследователи?

-проходите в лабораторию, занимайте места

Дети давайте вспомним правила поведения в лаборатории при работе с магнитом

1.Ничего нельзя брать в рот

  1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
  1. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.

4.Обращайтесь бережно с посудой, оборудованием.

5 .Не бегать,не толкать друг друга.

При работе с магнитом надо надеть шапочки.чтобы

волосы не мешали

Сядьте,поудобней,спина прямая(обращаю внимание на осанку детей)

Ответ детей:.

Обследуют рукавичку,находят

магнит, вытаскиваю его

ответы детей на поставленные вопросы

Дети превращаются в исследователей

Рассказывают правила при работе в лаборатории

Дети садятся за столы надевают шапочки

Дети эмоционально откликаются на сюрприз.

Обследование свойств магнита

Опыт Nol «Притягивает, не притягивает?»

цель: способствовать формированию

умения выявлять магнетические

и немагнетвчеекае материалы.

ОпытNо2 «Кладоискатели».

Цель:Продолжать формировать

представления о

свойствах магнита:

притягивать(действие магнетичес

ких сил через песок)

п/и «Примагнить»

цель:Формировать умение снимать негативное настроение, мышечное напряжение.

Опыт No3 «Волшебный пруд»

Цель:Продолжать формировать

представления о

свойствах магнита: притягивать(действие магнетических сил через воду)

Опыт No;4 «Золотой ключик»

Цель:Продолжать формировать

представления о свойствах магнита:

притягивать

(действие магнетических сил через ткань)

- Я вам предлагаю подтвердить свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Перед вами контейнер, в котором находятся предметы,

сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:

У каждого из вас на столе лежат таблицы с

изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.

- Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице

- Какой предмет первый изображен?

- Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?

- Значит в карточке напротив деревянного образца, какой знак надо поставить? .

Продолжите экспериментирование самостоятельно.

Давайте проверим результаты вашего опыта, На какие предметы не действует сила магнита?

На какие предметы действует сила магнита?

- Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.

Вывод: магнит притягивает (какие?)

железные(маrнетические )предметы и не действует на (какие материалы?) другие

материалы(немаrнетические): пластмассу,

дерево,резину , бумагу)

Вспомните,если магнит притянулписьмо,значит

письмо какое ?

От кого это письмо могло бы

быть,представления не имею?» (на письме изображён Буратино).Читает письмо

 Обращается к вам Буратино с просьбой .Ему нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы.

Ребята, поможем Буратино ?

Конечно, ведь вы маленькие исследователи,

первооткрыватели, любознайки,экспериментаторы

.Возьмите каждый по магниту, вдруг они нам

пригодятся и пойдем на помощь Буратино .

Узнаем первую просьбу Буративо

Просьба Nоl(Помогите мне найти мои монетки, Лиса Алиса и кот Базилио спрятали их от меня).

- Дети .смотрите ,на листе написана какая цифра?

Значит пройдем к столу под № 1.

- Ребята, здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино золотые монеты в песок. А как же нам помочь Буратино вернуть денежки?

- Как мы можем их найти в песке? Ведь они такие маленькие.

Почему магнит может вам помочь?

- Давайте проверим.

-Как мы можем сделать?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод :(вместе с детьми): Магнитные силы действуют через песок.

просьба №2( срочно найдите пруд и помогите чепрепахе Тортилле)

Чтобы отыскать где находиться следующий пункт мы должны найти цифру №2.

Если мы с вами пойдём по отдельности, то потеряем друг друга из виду? Давайте сделаем цепочку из вас и пойдем по узкой извилистой тропинке, чтобы никто не потерялся. А чтобы цепочка не разорвалась, что мы возьмем?

Описание игры: воспитатель - магнит, остальные дети-звенья цепи Дети цепляются друг за друга и двигаются

 До кого дотрагивается ребенок-магнит, того - притягивает, «намагничивает» и идутдальше притягивая остальных,образуя цепочку.

. Дети почему цепочка не разорвалась?

А если магнит убрать, цепочка разорвется?

Вот мы и пришли к «Волшебному пруду», в котором живёт черепаха Тортилла.

Ребята, смотрите, сколько здесь железного мусора и других предметов! Как же нам достать их, не замочив рук.

- Какие предметы вы смогли достать?

-Помешала вам вода?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод (вместе с детьми): Магнит притягивает

металлические предметы, эти предметы

обладают,каким свойством? (дети: магнетическим).

Магнит сохраняет свои свойства в воде

-Молодцы!Магниты возьмите с собой,они нам могут пригодиться .

просьба №З (Карабас Барабас украл золотой

ключик,помогите его найти).

Пройдем к столу №З

Он спрятал его под одной из салфеток, но я не знаю под какой. Как же нам теперь это узнать?

А вот и золотой ключик! Молодцы ребята! Буратино будет рад!

С помощью чего вы нашли ключик?

Вывод вместе с детьми: Магнит помог найти

ключь, магнит притягивает металлические

предметы,ткань не препядствует этому.

Вот и Буратино!Давайте ему отдадим ключик и

расскажем:

Берут материал для

опыта(работают

парами)

Дети отвечают на поставленный вопрос

Ответы по ходу

исследовательских

действий детей.

Индивидуальная

работа за столом.

.

самостоятельно

проводят аналогично

опыты с другими

материалами,резуль

таты фиксируют в таблице

Совместно с

воспитателем делают

вывод

отвечаютна поставленный вопрос

дети предполагают,от кого письмо

(дети соглашаются)

берут магниты

Дети находят стол с

цифрой! ,подходят к

нему

дети выдвигают

гипотезу: монеты

можно найти с

помощью магнита,

т. к. он имеет

свойство

притягивать

металлические

предметы ( если

детям трудно, то

педагог помогает)

Опыт No 1. Дети

берут магниты,

подносят к

поверхности песка и

собирают монеты в

корзиночку.

Дети цепляются друг за друга и двигаются

 До кого дотрагивается ребенок- магнит, того -притягивает, «намагничивает».

Выдвагают

гипотезу:лучше

вытащить железный

мусор с помощью

с магнитной удочки

Опыт No 3.Дети

опускают в воду

удочку с магнитом на

конце и достают

предметы.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Делают выводы

Подходят к столу

Дети проводят

самостоятельно опыт

с помощью магнита.

Смена деятельнос-

ти.

Поощрения

Самостоятельный выбор предметов

с которыми взаимодействует магнит

Опыты, самостоятельные действия с магнитами

Решение проблемной ситуации

Пояснения, поощрения

Решение проблемной ситуации

Пояснения, поощрения

смена деятельности

Двигательная активность

Использование

магнитных удочек

Решение проблемной ситуации

похвала

Рефлексия: итог ОД.

Оценка деятельности детей.

С помощью чего мы смогли сегодня помочь Бурататино?

Как называются предметы,которые магнит

притягивает?Не притягивает?

-Какими свойствами обладает магнит?

Дети обобщают опыты.

похвала

Игра с магнитным конструктором

Цель:Способствовать воспитанию навыков сотрудничества

 Мне тоже понравилось с вами сотрудничать. Вы молодцы!

Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться назад в группу.А если возращаемся назад,то и отчет будет обратный,давайте скажем «три,два,один снова в детей превратись и в группу вернись»

Дети,а что мы сделаем с рукавичкой,ее наверно кто-то ищет.?

Ребята, какое у вас настроение? Давайте отобразим наше настроение с помощьюмагнитов на доске

За ваши добрые дела и старание Буратино дарит магнитный конструктор.

Вы сейчас с ним можете поиграть

Дети считают от трех

до одного

предлагают рукавичку  отдать в бюро

находок

Дети отмечают

смайликами

настроение

Дети переходят в

другую деятельность

поощрение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебные свойства магнита

Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Исследовательский проект в средней группе «Волшебные свойства магнита»

ДАННЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.В ЕГО РАМКАХ БЫЛ ПРОВЕДЕН ЦИКЛ ОЫТОВ, ИГР И ЗАНЯТИЙ.ДЕТИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА, С ИХ ВИДАМИ, А ТАК ЖЕ ИЗГОТОВЛИЛИ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ МАГН...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект Интегрированной организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства магнита»

Интегрированной организованной образовательнойдеятельности по экологическому воспитанию(окружающий мир, изучение свойств магнита) «Волшебные свойства магнита»Цель: Формирование  познава...

Волшебное свойство магнита

Познавательно-исследовательская деятельность...