Практический материал для экологической тропы "Метеостанция"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Николичева Елена Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meteostantsiya.docx54.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида»

Метеостанция в детском саду своими руками

(для детей старшего дошкольного возраста)

                                                                                              Воспитатели:Фролышева М.С.

                                                                                                                     Николичева Е.В.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Метеостанцию можно установить самостоятельно, а потом познакомить с ней детей, или процесс установки доверить детям, как часть практического занятия.

Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, а еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому многие детские сады строят свои метеостанции, обучая на живом примере детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Метеостанция в детском саду своими руками

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с профессией метеоролога;
  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;
  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы:

  • флюгер;
  • дождемер (осадкомер);
  • ветряной рукав;
  • термометр;
  • компас;
  • солнечные часы;
  • кормушки ;
  • вертушки.

Пожалуй все приборы не трудно найти в магазинах, но мы совместно с родителями  смастерили сами . Эти предметы прикрепили  к специальным ранее сделанным шестам и встаили в землю. Всю, свою метеостанцию мы построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать свои наблюдения.

Итак, «измерительные приборы» у нас с вами готовы, а теперь давайте разберемся, как же они работают и как их можно использовать в обучении детей.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

 Снегомер- наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.

Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной

140 см. шириной 6см и толщиной 2 см.Окрашена (белой) масляной краской

и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.

Всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов. Стенд магнитно-маркерный

Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом.

В оформлении метеостанции используют стенд, на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Такой стенд можно сделать своими руками или приобрести в специализированном магазине. Стенд поможет организовать пространство — он станет основой для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать термометр, дождемер и другие приборы.  Метеостанция — это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на вашей станции.

На консультациях  буду  советовать  родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции :слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Метеостанция в детском саду — это как экологический уголок на территории ДОУ.

Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Примерный план работы метеостанции.

№ п/п

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Используемое оборудование и материалы

1.

Знакомство с метеобудкой и ее содержанием.

Познакомить детей с назначением метеорологической будкой, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

Совместное обследование метеобудки.

Практическое снятие показаний термометра.

Термометр, схема-график для фиксации результатов.

2.

Знакомство с водным термометром .

Дать понять детям, что объекты неживой природы (воздух, вода,) имеют свою температуру, как и человек.

Сравнительные наблюдения и практическое снятие показаний.

Термометры воздуха и воды, схема для фиксации результатов.

3.

Какой бывает ветер?

Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный , порывистый, ураган, смерч).

Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости.

султанчики, вертушка, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча.

4.

Знакомство с компасом.

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами;

Упражняться в определении сторон света и определении направления движения ветра.

Совместная лабораторная деятельность по обследованию компаса.

Компас

5.

Части света и солнце.

Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.

Задание для совместного проведения с родителями утром и вечером.

Компас, графическое изображение.

6.

Откуда дует ветер?

Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи.

Совместная практическая деятельность.

Запись в дневниках наблюдений

ЮЗ-2

7.

Что такое осадки и как их измерить?

Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями.

Совместное изготовление дождемера из подручного материала.

Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч.

8.

Рассматривание облаков.

Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми.

Наблюдение за формой и движением облаков.

Карточки с изображением разнообразных облаков.

Словарик юного метеоролога.

Метеоплощадка – это площадка на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.  

Метеобудка -  служит для размещения метеоприборов.

Флюгер – прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра. 

Солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и ее движение по циферблату.  

Термометр  - прибор для измерения температуры воздуха, воды.  

Ветряной рукав – определяет силу ветра.  

Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

 Осадки - влага которая падает на поверхность земли, выделена из воздуха или почвы в капельном или твердом виде.  

Снегомер - прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.

 Компас - прибор для определения сторон света.  

Гигрометр - определяет влажность воздуха.  

Описание исследования:

 

1. Что влияет на температуру воздуха на улице? (солнце) 

 Опыт. Как солнце может влиять на температуру воздуха. Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.

 Вывод: показания термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами выше, чем показания термометра, расположенного под крышей домика, в тени. Это происходит потому, что термометр нагревают солнечные лучи и показания его выше. А термометр, расположенный в тени, защищен от солнечных лучей, его показания ниже.  

 2. Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?

 Дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе. Делают вывод, что на улице температура воздуха ниже.  - Почему в группе теплее, чем на улице: защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, влияет искусственное освещение.

 Опыт 1.  Действительно ли лампы могут обогревать воздух. Для этого необходимо включить настольную лампу. Взять термометр и отметить температуру воздуха на начало опыта. Через некоторое время отметить температуру воздуха около настольной лампы.  

 Вывод: с помощью настольной лампы воздух нагревается, и температура становится выше. Искусственное освещение влияет на температуру воздуха в группе.

 Опыт 2. Подышали на ладошку. Тепло или нет?  

 Вывод: Наше дыхание влияет на температуру воздуха в группе.

 3. Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.

  Опыт. Для опыта понадобится два термометра, лампа, длинная линейка.  

 Воспитатель вместе с детьми берет линейку и помещает один термометр на отметку 10 см, а второй термометр – на отметку 100 см. Поднести линейку от нулевой отметки к включенной лампе. Через 10 минут сравнить показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.

 Вывод: Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр.  

 4. Как температура воздуха зависит от солнечного тепла.

 Опыт 1. Сравнение температуры воздуха утром, днем, вечером. Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха утром, днем, вечером. Температура воздуха заносится в дневник наблюдений за температурой. Чертится температурный график. После чего дети сравнивают температуру воздуха в разное время суток и делают выводы.

 Вывод: Температура воздуха утром, днем и вечером отличается друг от друга. Температура воздуха днем самая высокая. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца.  Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т.е. становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность. Днем солнечные лучи короткие, земная поверхность нагревается сильнее.

 Опыт 2. Сравнение температуры воздуха по месяцам. Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха в течение двух месяцев. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного месяца и другого. Например, почему температура воздуха в октябре ниже, чем в сентябре?

 Вывод: Температура воздуха в октябре ниже, чем температура воздуха в сентябре. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца.  Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т.е. становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность.

 Опыт 3. Сравнение температуры воздуха по сезонам.  Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного сезона и другого. Например, почему температура воздуха зимой ниже, чем летом?

 Вывод: Температура воздуха зимой ниже, чем температура воздуха летом. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца.  Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т.е. становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность.

 Опыт 4. Сравнение температуры воздуха разных регионов. Воспитатель вместе с детьми в течение недели, например, зимой измеряют температуру воздуха в г. Мончегорске и в Крыму. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха г. Мончегорска и Крыма. Рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха г. Мончегорска и Крыма. Делают выводы.

Вывод: Температура воздуха зимой в г. Мончегорске ниже, чем в Крыму, потому что Крым находится южнее, т.е. ближе к Солнцу. Лучи Солнца меньше расходятся, т.е. становятся короче, и они могут сильнее нагреть земную поверхность.

Гигрометр- прибор для определения влажности воздуха (используется сосновая шишка) Расположение Гигрометр – установлен открытом воздухе так, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи.

Описание исследования: Цель: определение принципа работы гигрометра.

 Задачи: Познакомить детей с понятием «гигрометр»;  

Активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования; учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;  

Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.

Описание исследования:

Опыт 1. Узнать, почему открываются и закрываются сосновые шишки. В ведерко с водой дети опускают открытую шишку примерно через 2 часа шишка в воде закрылась. После высыхания она стала открываться.

Вывод: если воздух сухой, шишка раскрывается, если влажный – закрывается.

 Опыт 2. Может ли влиять температура воды на скорость открывания и закрывания сосновой шишки? 2 ведерка с водой – одну шишку опускаем в холодную воду, а другую в теплую. Шишка, которая находилась в ведре с теплой водой, закрылась быстрее. Вывод: если влажный воздух теплый, то шишка закрывается быстрее, а если влажный воздух холодный, шишка закрывается медленнее.  

Ветряные вертушки - для определения наличия ветра. Количество 3-5 штук разных размеров и форм. Расположение - по периметру метеоплощадки.

Описание исследования Цель: с помощью исследования определить наличие ветра и его силу.

Задачи: Познакомить детей с устройством вертушки и ее назначением, познакомить с понятием «сила ветра»;  

Активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;

Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;

Опыт № 1. Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики. Ход опыта: Взрослый показывает детям вертушку в действии.  Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

 Компас -  служит для ориентировки на местности и определения сторон света: где находятся север, юг, запад и восток.  Расположение – в уголке познавательно-исследовательской деятельности.

Описание исследования Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Задачи: познакомить детей с устройством компаса и его назначением; познакомить с понятием «стороны света»; активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;

Опыт № 1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).

Вывод: Компас – специальный прибор, с помощью которого можно определить стороны света. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная -  на юг.  

 

Опыт №2. Игра «Команды». (Вариант 1) Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например, сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т.д. Научите детей находить с помощью компаса запад и восток. Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса. Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки «смотрел» на букву С, т.е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток. Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта.

 (Вариант 2) Заранее положить несколько предметов в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание найти игрушку, сопровождая командами: игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо-западе, игрушка спрятана на востоке и т. д.

Флюгер – это прибор для указания направления, скорости и силы ветра. Он устанавливается на высоте не менее 10-12 метров от земли и представляет собой металлическую пластинку (флюгарку), которая крутится вокруг оси под воздействием ветра и показывает направление движения воздушных масс. В метрологии флюгер используется и для измерения скорости ветра.  Нужно помнить, что стрелка флюгера указывает именно в сторону, откуда дует ветер, а не наоборот. Некоторые флюгеры могут измерять также силу ветра. Для этого устанавливается вертикальная пластина, которая может свободно качаться в стороны.  Степень ее отклонения от нулевого положения и показывает силу ветра. Порой для определения силы ветра используется пропеллер, обладающий малой массой. Расположение Метеоплощадка

Описание исследования Цель: Определить направление ветра.

Задачи: познакомить детей с устройством флюгера и его назначением; познакомить с понятием «направление ветра»; активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.

Описание исследования: Опыт №1. Дети вместе с воспитателем выходят на улицу. Воспитатель: Как вы думаете, что может повлиять на погоду? Дети: Ветер. Воспитатель: Сегодня есть ветер? Дети: Да, сегодня сильный ветер. Воспитатель: Какой прибор на нашей метеоплощадке помог вам узнать об этом? Дети: Флюгер. Он постоянно кружится, не стоит на месте. Да, верно, по движению флюгера можно определить наличие ветра. Дети рассматривают флюгер, а воспитатель знакомит их с устройством этого прибора.

Вывод: Давление ветра на голову и хвост флюгера заставляет его принять положение, параллельное направлению ветра. Так как хвост больше головы, ветер сильнее отталкивает его, поэтому голова поворачивается в ту сторону, откуда дует ветер.

Опыт № 2.  Продолжаем опыт. Поставьте флюгер перед вашим окном в ветреный день. Посмотрите, что происходит. Задувает ветер в окно или из него, или вы не чувствуете дуновения ветра? Проверьте, дует ли ветер одинаково в окна, направленные в разные стороны?

 Солнечные часы - устройство для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движению по циферблату.  Гномон - вертикальный столбик, тень от которого служит своеобразной стрелкой.  Важнейшие части солнечных часов – это циферблат, т.е. поверхность, на которой нанесены часовые линии, и гномон для отбрасывания тени. Указатель, т.е. тот край гномона, тень которого указывает время, всегда направляют на полюс мира. Высота указателя – это угол, под которым указатель наклонен к циферблату, а центр циферблата (точка, из которой радиально расходятся часовые линии) – это точка пересечения указателя с плоскостью циферблата. Узел – это особая точка на указателе, тень от которой используют для отсчета высоты, склонения и азимута, а также времени. Расположение - на территории метеоплощадки.

Описание исследования Цель: Определение времени по солнечным часам.

Задачи:  познакомить детей с устройством солнечных часов и их назначением;   познакомить с понятием «определение времени»;  активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;  развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности;  воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.

Описание исследования.  Опыт № 1. Как устроены солнечные часы?  Цель: знакомство с устройством солнечных часов. Материалы: одноразовые бумажные тарелки (по количеству детей), заточенные карандаши (по количеству детей). Ход опыта: Ни одна настоящая солнечная лаборатория не может обойтись без солнечных часов, для которых можно использовать бумажную одноразовую тарелку и карандаш. Вставьте в проделанное в центре тарелки отверстие карандаш заточенным концом вниз и это приспособление положите на солнце так, чтобы на него ни от чего не падала тень. Карандаш будет отбрасывать свою тень, по которой нужно прочерчивать линии каждый час, не забудьте проставлять по краю тарелки цифры, обозначающие время. Правильно было бы делать такие часы в течение всего светового дня — от восхода до заката. Но будет достаточно и того времени, когда вы обычно гуляете. На следующий день часами можно пользоваться, и ребенок сможет сам проследить, когда вы вышли на прогулку, сколько времени вы уже провели на улице и не пора ли вам домой.

 Опыт № 2.  Как узнать время по солнцу?

Вариант 1. Солнечные часы показывают время, исходя из перемещения солнца над горизонтом. За сутки оно описывает круг относительно Земли, за светлое время суток описывает полукруг.  Выносим на улицу в солнечную погоду сделанные нами портативные солнечные часы и ориентируем гномон строго на север, так чтобы торчащий вверх уголок был направлен на полярную звезду (север). Время определяем по краю тени, которую отбрасывает гномон. На часах мы увидим солнечное время в нашем регионе. Оно может (и скорее всего, будет) отличаться от официального времени.

 Вариант 2. Проводим наблюдения по солнечным часам, расположенным на метеоплощадке. Фиксируем время выхода на улицу (сверяя по ручным часам) и время ухода с площадки.  

 Вывод: положение тени гномона (столбика) меняется в течение дня. Устройство солнечных часов основано на использовании этого явления. Солнечные часы вполне пригодны, если их правильно установить, для определения времени при солнечной погоде в промежутке от 21 марта до 23 сентября.

 

 

 

План мероприятий с детьми в метеостанции

Старшая группа

№ П/п

Месяц

Название

Цель

1

Сентябрь

Знакомство с площадкой метеостанции

Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений.

2

Октябрь

Знакомство с термометром

Систематические наблюдения на метеоплощадке Познакомить детей со строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

3

Ноябрь

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром.

4

Декабрь

Какой бывает ветер? (изготовление султанчиков, вертушек)

Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

5

Январь

Наблюдение за снежным покровом

Учить измерять толщину сугробов на открытых участках. Учить делать выводы.

6

Март- Апрель

Что такое гигрометр?

Познакомить детей с прибором для определения влажности воздуха

7

Май

Знакомство с песочными часами. Изготовление песочных часов.

Учить определять время с помощью песочных часов.

8

Июнь, июль, август

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.

 

 

 

 

 

Подготовительная группа

№ П/п

Месяц

Название

Цель

1

Сентябрь

Чем измерить скорость ветра? Изготовление анемометра

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра. Учить детей изготавливать анемометр

2

Октябрь

Что такое осадки и с помощью чего их можно измерить?

Познакомить детей с осадкомером, учить работе с ним.

3

Ноябрь

Систематические наблюдения на метеоплощадке

Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений за выпавшими осадками

4

Декабрь

Знакомство с флюгером. Изготовление флюгера

Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера

5

Январь- Февраль

Знакомство с компасом

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами

6

Март

Знакомство с компасом

Учить определять стороны света

7

Апрель - Май

Знакомство с солнечными часами

Познакомить с солнечными часами. Наблюдение за тенью.

8

Июнь, июль, август

Систематические наблюдения на метеоплощадке.

Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений.

Конспект НОД по экологии «Метеостанция в детском саду»

Цель: Создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.

Задачи:

Образовательные: Учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; закреплять умение классифицировать явления природы по временам года; продолжать знакомить детей с явлениями природы;

Развивающие: Развивать познавательные способности детей; развивать наблюдательность, любознательность, мышление; развивать мелкую моторику, воздушную струю;

Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Речевые: Развивать связную речь, умение правильно строить предложение.

активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, слушание звуков природы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Оборудование: Стол, на котором находятся тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти или ветряная вертушка, барабан, ёмкость для развития воздушной струи; картинки с изображениями предметов, которые нужны для работы метеоролога, и лишние предметы; иллюстрации с явлениями природы; на каждого ребёнка цветные карандаши, лист бумаги.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, становитесь скорее в кружок, давайте поздороваемся друг с другом.

Ритмическая игра «Здравствуйте»      

Нам сегодня не до скуки,

Мы пожмем друг другу руки.

Если здесь ты встретил друга,

Похлопай по плечу друг друга.

Давно не виделся с друзьями –

Поздоровайся локтями.

Наши друзья не дерутся,

Спинками друг о друга трутся.

Ребята, не стоит стесняться,

С соседом можно просто обняться.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о... А о чем, вы отгадайте.

Есть общее название

Природы состояния.

От времени года

Зависит…   (Погода)

Воспитатель: Правильно,  и у каждой погоды есть свои явления. Ребята, а какие явления природы мы замечаем летом?

Дети: Росу, туман, радугу, град.

Воспитатель: А что можно наблюдать зимой?

Дети: Снег, вьюгу.

Воспитатель: А капель когда бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?

Дети: Дождь, ветер, листопад.

Воспитатетль: Правильно, как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?

Дети: Чтобы не простудиться, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.

Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей. Строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.

Мы сегодня поговорим о людях, которые определяют её. Послушайте ещё одну загадку:

                        Он в любое время года

                        Может предсказать погоду.

                        Зонтик брать или не брать?

                        Нужно ль шапку надевать?

                        Круглый год, зимой и летом,

                        Слушайте его советы!    (Метеоролог, синоптик).

Воспитатель: Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду. Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование. Вот и наша Божья коровка решила стать метеорологом  и создала свою мини-метеостанцию. Давайте попросим ее показать нам, какие же приборы у неё есть и для чего они нужны.

Воспитатель показывает Божью коровку и от ее имени - рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для чего они используются.

Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.

Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.

Термометр – измеряет температуру воздуха.

Барометр – определяет атмосферное давление.

«Солнечные часы» - определяют время и части суток.

Воспитатель: Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.

Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.

Пальчиковая гимнастика «Ветер дует»

Ветер северный подул:

«С-С-С», все листья

С липы сдул ..,          (пошевелить пальцами, подуть на них)

Полетели, закружились,

И на землю опустились         (помахать кистями рук, опустить на столы)

Дождик стал по ним стучать:

 «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»          (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.           (постучать кулачками по столу)

Снег потом припорошил,       (плавные движения кистями рук взад-вперёд)

Одеялом их накрыл.         (ладони крепко прижаты к столу)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, отвечайте по одному – не перебивайте друг друга. Будьте внимательны, не спешите.

Игра:  «Хорошо – плохо».

С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо.

Например:

«Солнце»:

Хорошо – тепло, можно ходить в легкой одежде, дает свет, растет все живое, можно загорать и т.д.;

Плохо – обгореть, засуха, жара, солнечный удар и т.д.

«Дождь»:

Хорошо – растут грибы, ягоды, все зеленое, прохладно и т.д.;

Плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть, заболеть и т.д.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Божьей коровкой будем загадывать вам загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление с помощью материала на столе. Подойдите, пожалуйста все к столу.

(Дети подходят к столу, на котором находятся: тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти, барабан, ёмкость для развития воздушной струи).

Воспитатель:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт. (Дождь)

(Ребёнок мочит губку, поднимает её и отжимает)

Без рук, без ног,

А двери отворяет. (Ветер)

(Ребёнок кладет на ладонь конфетти и легко дует или дует на ветряную вертушку)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)

В небе молния сверкнёт,

А за нею звук идёт,

Как грохочет камнепад,

Иль петарды, да не в лад. (Гром)

(Ребёнок бьёт в барабан)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь Божья коровка хочет проверить как вы запомнили приборы и поиграть с вами в игру.

Игра: «Что нужно для работы метеоролога?»

На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе. Дети выбирают нужный прибор и говорят для чего он нужен.

Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы. Как вы думаете, сложно работать метеорологами.

Дети: отвечают

Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?

Дети: Да.

Воспитатель: Метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показывает дневник). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений ?

Дети: отвечают

Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на две команды, взять наши приборы, выйти на площадку и провести некоторые измерения погодных условий: определить силу ветра, проверить осадки, измерить температуру воздуха, солнечность или пасмурность дня и заполнить наш календарь природы. Затем вы попробуете определить погоду на завтра. После мы сравним, какая команда точнее всего указала данные своей метеослужбы. А наша Божья коровка поможет вам правильно это сделать.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Проходите за столы, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня.

Затем команды представляют свои работы друг другу. Обсуждают спорные моменты.

Итог:

Воспитатель: 

- Дети, где мы с вами сегодня были? (ответы)

- О чем говорили? (ответы)
- Как называют людей определяющих погоду? (ответы)
- Назовите приборы, с которыми вы сегодня работали? (ответы)
- Для чего они нужны? (ответы)
- Вам понравилось быть метеорологами? (ответы)

- Что больше всего понравилось делать? (Ответы)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были замечательными помощниками у Божьей коровки и на отлично справились со всеми заданиями, поэтому она приготовила для вас угощение!

Конспект занятия на метеоплощадке в старшей группе «Воздух, ветер»


Цель: Формирование у детей первоначальных экологических знаний по направлению «Климат» через знакомство с явлением «ветер».

Задачи.

Образовательные:

  1. Расширить, конкретизировать и систематизировать знания детей о ветре, как движении воздуха посредством метеоплощадки.
  2. Формировать представление детей о значении ветра в жизни человека, растительного и животного мира.
  3. Учить наблюдать за явлениями неживой природы, анализировать и делать выводы, обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость, формировать представление о ветре, как о движении воздуха.
  4. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога, с приборами – помощниками для измерения силы и направления ветра – ветряной конус, анемометр.

Развивающие:

  1. Развивать умение прогнозировать погоду, учить самостоятельно делать выводы по итогам наблюдения, опыта.
  2. Развивать способность к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию экологической культуры детей и взрослых.
  2. Воспитывать ответственное отношение к себе как к части природы и к собственному здоровью.
  3. Воспитывать наблюдательность, необходимость замечать изменения в погоде и одеваться в соответствии с этими изменениями.

Предварительная работа: разучивание отрывка поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «Ветер, ветер ты могуч», дыхательная гимнастика «Сильный, слабый ветер», во время прогулок наблюдение за ветром, разучивание подвижной игры «Листики и ветер», просмотр отрывка из м/ф «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Беседа «Ветер. Какой он?» Прослушивание и разучивание песни «А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер» Исаака Дунаевского.

Погодные условия: умеренный ветер.

Оборудование: Оборудование метеоплощадки (метеостенд, ветряной конус, анемометр), воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги,ленты.

Ход занятия:

Дети и воспитатель выходят на метеоплощадку.

Воспитатель: Ребята, какая сегодня погода? Есть ли сегодня ветер?

Ответы детей.

Дети отмечают состояние погоды на метеостенде.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.(Воздух)

Воспитатель: Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Можем ли мы его увидеть? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Ответы детей.

Игровое упражнение «Почувствуй воздух».

Дети машут бумажным веером возле своего лица. Воспитатель спрашивает, что чувствуют дети. Вывод: вoздуха мы не видим, но он окружает нас.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть прозрачную пластиковую бутылку.

Воспитатель: Как вы думаете, эта бутылка пустая? Как мы можем это проверить?

Эксперимент «Воздух в предметах»

Закрытую пластиковую бутылку опускают в таз с водой. Бутылка всплывает.

Воспитатель: Ребята, что произошло? Бутылка всплывает. Теперь откроем крышку.

Открытую бутылку опустить в таз с водой так, чтобы она начала заполняться водой.

Воспитатель: Что происходит? Почему из гoрлышка выходят пузырьки?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Бутылка не была пустой – в ней был воздух! Вода льётся в бутылку и вытесняет из неё воздух. Воздух в закрытой бутылке легче воды, поэтому закрытая бутылка всплывает. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите еще предметы, которые заполнены воздухом?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие предметы человек может заполнить воздухом?

Ответы детей (мяч, шины автомобиля, велосипеда, воздушные шарики).

Воспитатель: Давайте проверим, наполним воздухом воздушные шарики.

Дети надувают воздушные шарики. Воспитатель задаёт вопрос: чем мы заполняем шарики?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Наблюдение: «Ветер и ленты».

В безветренном месте воспитатель раздаёт детям ленты. Предлагает посмотреть на них. Шевелятся ли они?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поиграем лентами, подуем на них, покачаем (делает различные движения). Это мы шевелим лентами.

Воспитатель предлагает выйти на площадку и тихо постоять, обращает внимание на ленты.

Воспитатель: Что шевелит ленты?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это ветер.

Воспитатель вместе с детьми читает отрывок «Ветер, ветер, ты могуч»:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха. Ветер может быть сильным или слабым. Посмотрите вокруг, как мы можем увидеть ветер?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ветер вращает вертушки, наполняет ветроуказатель, качает деревья и траву, срывает и кружит листочки. Ветер - движение воздуха, которое мы можем чувствовать. Если ветер сильный, то его можно почувствовать даже всем телом – он толкает, сбивает с ног. Ветер движется, меняет свое направление, ведет себя, как живой, поэтому люди издавна дают разным ветрам имена, часто очень красивые. Например - Бора - сильный холодный порывистый ветер

Воспитатель: Ученые метеорологи придумали названия для разных по силе видов ветра. Давайте вспомним их названия: штиль, тихий, умеренный, сильный, шторм и ураган. Измерить силу ветра нам помогут приборы-помощники: ветряной конус и анемометр. Посмотрите на них. Что вы можете сказать о силе ветра наблюдая за этими приборами?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Лопасти анемометра вращаются быстро и равномерно. Значет ветер дует с постоянной умеренной силой. Ветряной конус наполнен ветром до первой оранжевой полосы, значит ветер сегодня умеренный.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, влияет ли ветер на жизнь человека, животных и растений? Влияет ли деятельность человека на ветер?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Ветер переносит семена растений, например одуванчика и пыльцу, птицы используют силу ветра при дальних перелётах, человек использует ветер для получения электроэнергии, для занятий некоторыми видами спорта. Давайте превратимся в семена клена, которые так же переносит ветер и поиграем.

Подвижная игра «Семена и ветер».

Воспитатель: Раз, два, три, мы покружились и в крылатки превратились. Подул сильный ветер – крылатки полетели.

Дети по сигналу «ветер» бегают по площадке, по сигналу «ветер стих» кружатся и приседают. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Ветер может быть разным. Какие виды ветра вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ученые метеорологи придумали названия для разных по силе видов ветра. Давайте вспомним их названия: штиль, тихий, умеренный, сильный, шторм и ураган.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с воздухом? Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Воздух окружает нас, наполняет все вокруг. Ветер – это движение воздуха.

Затем на участке проводят игры с воздушными шариками, вертушками.

Сценарий «ОТКРЫТИЕ МЕТЕОСТАНЦИИ В ДОУ» для воспитанников старших и подготовительных к школе групп

Цель мероприятия
Познакомить в игровой форме воспитанников ДОУ с имеющимся оборудованием, научить с ним работать
Рассказать о народных приметах
Научить отгадывать загадки о явлениях природы

Оборудование:
На улице - флюгер, компас, ветровой рукав, солнечные часы, клумба с цветочными часами, 2 термометра (на солнце и в тени), осадкомер, магнитные доски со сменными плакатами, динамическим календарем, столик, журнал метеонаблюдений, цветные карандаши, доска, цветной мел, губка, ведерко с водой.
Карточки с загадками о природных явлениях, книга (папка с файлами) в которой собраны предсказания погоды с помощью наблюдений за облаками, животными, цветами и насекомыми.

Действующие лица: Погода и Непогода


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Погода - Здравствуйте дорогие гости!
Непогода – Заходите, коль пришли! Чего топтаться – то на пороге?
Погода – Разрешите представиться: я – Погода.
Непогода – Ну а я – Непогода! И кто из нас более любезен для народа?
Погода – Конечно, я – какие могут быть варианты?
Непогода – Какие варианты?! А без меня никто и тебя не оценит. Да! Солнышку – то после дождя радуются люди! А бывает и жара твоя не в радость!
Погода – Да?
Воспитатель: Не ссорьтесь, не ссорьтесь, пожалуйста! Знаете, как в одной песне поется: «У Природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать! Дождь ли снег, любое время года надо благодарно принимать»
Погода – Значит, мир?
Непогода – Ладно уж, мир!
Погода – Тогда давай с детишками поиграем, загадки про нас загадаем?
Непогода – С удовольствием! Только давай их перемешаем. А то они сразу догадаются, где чья загадка! Чур, я начинаю!


-
ЗАГАДКИ
1 -Летний гость все раскалил, стал асфальт, как печка.
"Ох, скорей бы дождь полил!" – просит наша речка.
"Сохнуть я уже устала. Из-за гостя мельче стала!" (Зной)
2 -Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо)
Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце)
3 -Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (Облако)
4 -Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём, ищем, ищем — не найдём. (Роса)
5 - Рассыпался горох на семьдесят семь дорог;
Никто его не подберёт: ни царь, ни царица ни красная девица. (Град)
6 - Молоко над речкой плыло — ничего не видно было.
Растворилось молоко — стало видно далеко. (Туман)
7- Нам казалось – шла с бедой. Оказалось – шла с водой.
Подошла и пролилась. Вдоволь пашня напилась. (Туча)
8 -За окошком завывает, теплым, ласковым бывает,
Только может все на свете разломать, разрушить (Ветер)
9-За минуты в землю врос разноцветный чудо – мост
Чудо – мастер смастерил мост высокий без перил (Радуга)
10-Летит огненная стрела, никто её не поймает. (Молния)
Подходила – грохотала, стрелы на поле метала
Воспитатель: Какие дети молодцы! Почти со всеми загадками справились!
Дети, скажите-ка нам, для кого прогноз погоды особенно важен, для людей каких профессий?
- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (для тех, кто работает на свежем воздухе, для фермеров, хлеборобов, рыбаков, строителей дорог и домов)
Зависит ли от погоды наше здоровье, настроение?
- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (У старичков коленки к непогоде болеть начинают, или спина, или голова. Да и дети солнышку рады, так ведь)?
Воспитатель: Скажите, а какая сегодня погода, как вам кажется?
( хорошая или плохая, мокрая или сухая, ясная ли пасмурная, теплая – или холодная, сухая или дождливая, ветреная или безветренная).
Как вы догадались, может по приметам? Знаете какие-нибудь приметы о погоде?
- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Погода – А разве погоду теперь по телевизору не предсказывают? Вы все еще приметами пользуетесь?
Воспитатель: Предсказывают, конечно, и показывают по телевизору! Много ученых - синоптиков работают на метеостанциях по всей стране, чтобы составить самый верный прогноз погоды. Да и у нас тут есть некоторое оборудование.
Непогода – Какое еще о-бору-дование? Где оно? Ничего не вижу!

Погода – Вот – взгляни! Вот это - журнал наблюдений. Дети туда про нас с тобой все записывать будут.

Непогода - Что записывать? Все – все?
Погода – Да! И про твое и про мое поведение. И оценки поставят! Вот видишь – градусник. Он температуру измеряет. Цифрами. Это и будут наши оценки.
Непогода – И что, вот эти детишки цифры знают? Неужели смогут сказать какая сегодня температура?
Погода – Знают, конечно! Дети, давайте определим, сколько градусов тепла сегодня на улице! (ИЗМЕРЯЮТ) Это в тени. Как вы думаете, где температура воздуха выше? В тени или на солнце? Почему? Давайте сравним эти цифры. (ИЗМЕРЯЮТ и СРАВНИВАЮТ)

Непогода – А раньше погоду не градусники, а облака предсказывали…
Погода – А еще ваши прапрадедушки и прапрабабушки – за кошками наблюдали, за собаками, коровами, и за насекомыми.
Воспитатель: Мы с ребятами про это знаем. У нас целая книжка есть с народными приметами. Вот она! Здесь не только про животных и насекомых, здесь и про облака все узнать можно и даже про цветочные часы!
Непогода – Можно мне в эту книжку заглянуть, проверить, все ли верно там написано? Может, забыли чего? Ух, ты! Книжка – то с картинками. Особенно про кошку хорошо нарисовано. Все сразу понятно. Свернулась в клубок – к непогоде, на спинку улеглась, лапки раскинула – к теплу….
Погода – Потом досмотришь, сестрица! Давай лучше попросим наших гостей что-нибудь спеть. Сегодня же праздник. Открытие метеоплощадки все- таки!
Воспитатель: Только не метеоплощадки, а мететеостанции!
Мы знаем пальчиковые игры веселые. Вот одна из них как раз про предсказателей погоды - о цветах и насекомых. Поиграйте с нами!
Погода – Я? С удовольствием поиграю!
Непогода – А я тут постою. Мне и отсюда все отлично видно! ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ЕКАТЕРИНЫ ЖЕЛЕЗНОВОЙ (УЛИТОЧКА, ВЕТЕР, ЧАСЫ)

Непогода – Стоп – стоп – стоп! Хватит уже! Повеселились? Надо и делом заняться. Вот про часы давайте поговорим подробнее! Скажите-ка мне, дорогие мои любезные детки, а вы знаете, сколько сейчас времени? Что, и воспитатели не знают? Ага, телефоны достают! А, вон у кого –то наручные часы вижу. А знаете, какие раньше часы были? Ни за что не догадаетесь! Песочные, водяные, цветочные и даже СОЛНЕЧНЫЕ!
Воспитатель: Мы про цветочные часы знаем. Вот на этих клумбах цветы тоже могут время подсказывать. Посмотрите! (ПОДХОДЯТ, РАССМАТРИВАЮТ)

Погода – А теперь к солнечным часам подойдем поближе, встанем кружком и попробуем по ним время определить. Они очень точные. Один только минус у таких часов есть. Догадываетесь, какой?
- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Они работают лишь в солнечную погоду)


Непогода -А ночью? Что, может они ночью тоже время могут показывать?
Погода – Нет, ночью они не работают.
Непогода - Вот! Значит, не один, а два недостатка!
Воспитатель: Дети, а вы заметили, что этим летом Погода и Непогода очень часто меняют друг друга. То солнышко светит, то вдруг дождик лить начинает.
Погода – А почему так происходит, не догадываетесь? Что может повлиять на погоду в течении дня?
- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Наш дружок ветер! Он подул – и тучки уплыли за горизонт. Солнышко выглянуло. А если ураган налетит – то и дождик примчится. Тут как тут!
Есть ли сегодня ветер? Как вы это определили? На высокие деревья посмотрели? А давайте посмотрим на рукав.
Непогода - Видите, этот полосатый длинный кулек? Он называется рукав. У него есть вход и выход для ветра. Вход – широкий, а выход – узкий. Рукав поворачивается и надувается, если начинается ветер. Когда надуется – особенно рукав напоминает. Смотрите, как он нам машет! Привет, ветер! (Так просто втер не видно никому, а сейчас у него как будто руку видно). Помашем ему? Привет!

Погода - Есть и еще один помощник, который покажет нам направление ветра. Это флюгер.

Непогода - Флюгер не надувается, а только крутится на одном месте.
Погода - У нас и компас, и флюгер расположены на одном стержне. И сразу видно, откуда и куда дует ветер. Видите буквы – (С, Ю, В, З) Север, Юг, Восток и Запад. Сегодня ветерок дует…. (предположим, с севера на юг).
Какой сегодня ветер - слабый, средний или сильный? (предположим, слабый).
Скорость ветра конечно можно определять «на глазок», по ощущениям. А можно - с помощью прибора, который называется анемометр.
Непогода – Рукав вижу, флюгер вижу, компас вижу. А где тут а-не-мо-метр? Дайте-ка мне его рассмотреть хорошенько!
Погода – Это сложный прибор. Его на детской метеостанции не встретишь. Вот если кто из ребят вырастет и захочет стать профессиональным метеорологом, то с ним и познакомится. Есть еще прибор под названием барометр. Он измеряет атмосферное давление. Я его тоже здесь не вижу. И термометры разные бывают. И водный и почвенный. Но и без этих сложных приборов мы многое узнать можем.
Непогода - Малыши, моя сестрица вас еще не замучила? Не устали от научных слов? Баро-метр, ане-мометр. Может, перерыв сделать пора?
Воспитатель: Дети, давайте отдохнем немного. Вставайте в кружок. Проведем с вами физкультминутку, которую принес нам ВЕТЕР.

ВЕТЕРОК
(стихи Ольги Срединой)
Там за горкой, за горой не за первой, за второй,(Легкие взмахи руками стоя на месте)
Может, и за третьей живет тихий ветер,
Он неслышно прилетит (Бег по кругу со взмахами)
И листвою шелестит,
Он играет с птицей
И в окно стучится. ("Стук", руки опускаются вдоль туловища)

Там за горкой, за горой не за первой, за второй,(Взмахи руками становятся энергичнее. Стоим на месте.)
Может и за третьей живет сильный ветер.
Он как буря налетит (бег по кругу со взмахами)
Ветви поломает,
Птиц забросит в облака,("бросок", и руки опускаются вдоль туловища)
А потом растает.

Там за горкой, за горой не за первой, за второй, (Сильные взмахи руками. Стоим на месте.)
Может и за третьей живет страшный ветер.
Он нагонит кучу туч (Бег со взмахами)
Станет страшен и могуч
Злобным ураганом
Свистнет над курганом.(Имитация свиста и руки опускаются вдоль туловища)

Там за горкой, за горой не за первой, за второй, (Слабые взмахи руками. Стоим на месте.)
Может и за третьей живет сонный ветер.
Не летает он, не бушует он, (Взмахи становятся все слабее и затихают)
Только маленьким
Навевает сон (Руки под щеку, голова склонилась на плечо)

Непогода – Ну, хватит, зарядки. Давайте отметим осадки! А что такое осадки, знаете? Зимой с неба падает….СНЕГ, а летом? … ГРАД и ДОЖДИК!
Можно узнать, сколько их выпало? С помощью чего? С помощью вот этого сооружения. Как он называется, сестрица, подскажи!

Погода – Вот это - осадкомер. В эту воронку льется дождик. А внутри – мерная емкость. Мы ее достаем и отмечаем, сколько миллиметров осадков выпало.
Непогода – Сколько там миллиметров? Много или мало?
Погода – На сегодня немного. А вообще ты, дорогая Непогодушка замучила нас своими дождями. Может, уже уступишь мне недельку- другую?
Непогода – Да я месяц могу. Не жалко. В отпуск хочу. В Сочи.
Погода – Ты там только отдыхающих не распугай. Они ведь тоже за хорошей погодой на юг едут, на солнышке погреться, позагорать…
Непогода – Ну, посмотрим. Ничего обещать не могу. Я - дама капризная. Встану не с той ноги – и все!
Воспитатель: Что – все?
Непогода – Тайфунчик, ураганчик, наводнение, может быть. Ну, на худой конец, гроза.
Воспитатель: Нет, нам этого не надо!
Погода – Обещаю – тайфунов, и ураганов – не будет!
Непогода – А что будет?
Погода – А будет сейчас – солнышко и веселые песни!

ПЕСНИ и ТАНЦЫ

Воспитатель: Спасибо вам, Погода и Непогода за такой чудесный праздник. Мы с детьми обязательно будем приходить на метеостанцию, каждый день отмечать в журнале погоду и ставить вам оценки. Будем наблюдать за небом и облаками, за цветами и насекомыми. Научимся определять время по солнечным часам. Здесь, на стендах, с помощью стрелок будем вести календарь, отмечать число и месяц. А на доске цветными мелками будем рисовать ваши портреты.
Непогода – Вот это – обязательно. Я страсть как фотографироваться люблю. С фотовспышкой (с молнией, значит). Но когда меня художники рисуют – это вообще здорово! Рисуйте! Я….Мы с сестрицей обещаемся вас не забывать, оценки свои иногда проверять. Ты согласна?
Погода – Согласна!
Уходят, машут руками на прощанье.
Воспитатель: А у меня, дети тоже есть для вас загадки. Вот они:
Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик)

Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка. (Температура)

Ты повесь его снаружи -
И узнаешь, зной иль стужа.
Тонкий столбик спиртовой
В нем гуляет, как живой. (Термометр)

Меряет его прибор,
Родственник термометра.
Людям служит с давних пор
Стрелочка барометра.
Если низкое оно,
То стучится дождь в окно.
Если вверх оно идет,
То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)

Воспитатель: Теперь мы с вами пойдем, отметим в журнале сегодняшнюю погоду. И нарисуем ее на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал из опыта работы "Самоанализ воспитателя"

От того,как воспитатель умеет проанализировать свою деятельность зависит его настоящее и будущее....

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Практический материал по конструированию

Практический материал (схемы) по конструированию можно использовать на заняятияю по математике, конструированию, рисованию и других занятий с дошкольниками....

Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"

Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...

Практический материал для занятий по экологическому воспитанию дошкольников"В помощь педагогам ДОУ"

Пояснительная запискаМир окружающий нас, устроен интересно и сложно. Много удивительного происходит в природе и всё кажется таким загадочным.Для интеллектуального развития маленького человека, для усв...

Практический материал для педагогов по программе наставничества "Верёвочкины сказки" картотека, презентация материал для педагогов.

Наставничество в ДОО, Реализация программы тьютора - наставника. Он- лайн материал практического характера для внедрения в образовательную деятельность. Технология В.В. Воскобовича интеллектуальн...