Картотека опытов по теме "Звук"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Динисламова Динара Мурзалиевна

Картотека разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_po_teme_zvuk.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

НШ «Перспектива»

Картотека опытов

 по теме «Звук»

Выполнила:воспитатель

Динисламова Динара Мурзалиевна

Опыт №1 «Источники звука».

Оборудование: бубен, колокольчик, камертон, металлический треугольник, молоточек и свисток.

Проведение опыта: Попробуйте извлечь звуки из всех этих предметов. Чем они отличаются. Постучите слегка по парте. Какие еще вызнаете источники звука?

Опыт №2 «Вибрации и звук. Опыты с бубном».

Оборудование: два бубна, молоточек, песок, радиоприемник или проигрыватель.

Проведение опыта:

а) Положите два бубна на стол. Насыпьте на один из них несколько песчинок. Ударяйте по второму бубну молоточком и наблюдайте, как на другом подпрыгивают песчинки.

б) Поднесите бубен к включенному приемнику, почувствуйте вибрацию.

Опыт №3 «Опыт с камертоном».

Оборудование: камертон и молоточек.

Проведение опыта: Вставьте камертон в резонаторный ящик. Возьмите резонаторный ящик в руку и ударьте по камертону молоточком, поднесите камертон к открытому локтю, почувствуйте вибрацию.

Опыт №4 «Опыт с фольгой».

Оборудование: пищевая фольга.

Проведение опыта: Поднесите фольгу ко рту и скажите что-нибудь, касаясь фольги губами. Как ощущения?

Опыт №5 «Опыты с воздушным шариком».

Оборудование: воздушный шарик, насос и радиоприемник.

Проведение опыта:

а) Надуйте воздушный шарик, завяжите его, обхватите двумя ладонями и поднесите к работающему радиоприемнику.

б) Надутый воздушный шарик обхватите двумя ладонями, поднесите ко рту, не касаясь его, и что-нибудь крикните.

Опыт №6 «Громкость звука. Опыты с бубном и камертоном».

Оборудование: бубен, камертон. Молоточек, резонаторный ящик.

Проведение опыта:

а) Ударьте по бубну 2 раза: слегка и посильнее.

б) Возьмите камертон за ножку, ударьте по нему молоточком два раза: сначала тихонько, потом посильнее.

г) Вставьте камертон в резонаторный ящик. Возьмите ящик в руку и ударьте по камертону молоточком.

Сравните громкость.

Опыт №7 «Кинематографическая хлопушка».

Оборудование: модель кинематографической хлопушки.

Проведение опыта: Возьмите хлопушку в руки. Проверьте  работу хлопушки. Подумайте, что здесь является источником звука и отчего зависит его громкость.

Опыт №8 «Звуковая пушка».

Оборудование: бубен, труба с концами разной ширины, молоточек, свеча и легкая пушинка.

Проведение опыта:

а) Наденьте бубен на широкий конец трубы, это и есть звуковая пушка. Зажгите свечу и поставьте ее на стол. Поднесите звуковую пушку открытым концом к пламени свечи сбоку и ударьте резко по бубну.  Пламя резко колыхнется или даже погаснет.

Б)  Положите пушинку на какую-нибудь подставку. Поднесите звуковую пушку открытым концом к пушинке сбоку и резко ударьте по бубну. Пушинка слетит с подставки.

Опыт №9  «Высота звука. Опыт с линейкой».

Оборудование: металлическая и пластиковая линейка.

Проведение опыта: Положите одну из линеек на край стола так, чтобы она выступала за него больше, чем наполовину и прижмите ее рукой к столу очень плотно. Ударьте по выступающему свободному концу линейки. Обратите внимание на колебание и звук. Теперь подвиньте линейку, чтобы уменьшить ее выступающую часть, и снова ударьте. Опять уменьшите свободный конец линейки и ударьте снова. Обратите внимание как меняется звук. Повторите опыт со второй линейкой.

Опыт №10 «Высота звука. Опыт с фужером».

Оборудование: фужер и стакан с водой.

Проведение опыта: Налейте в фужер совсем намного воды, смочите палец и водите им по кругу фужера так, чтобы возник звук. Затем добавьте в фужер воды до половины и сделайте то же самое. А теперь наполните фужер почти до краев и снова извлеките звук, водя пальцем по краю фужера. Обратите внимание на разную высоту звука.

Опыт №11 « Высота звука. Опыт с пробирками».

Оборудование: три пробирки разного размера.

Проведение опыта:

А) Возьмите три пробирки в одну руку так, чтобы их открытые концы были на одном уровне. Поднесите их к губам, не касаясь губ, и подуйте сбоку по очереди в разные пробирки. Обратите внимание как меняется звук.

Б) слегка  ударьте молоточком по верхнему краю каждой пробирки и сравните извлеченные звуки.

Опыт №12 «Распространение звука. Опыт с пружинкой».

Оборудование: пружинка.

Проведение опыта: Растяните пружину по всей длине стола и удерживайте ее в таком положении. Ударьте по одному концу в направлении другого. Наблюдайте, как распространяется это возмущение.

Опыт №13 «Распространение звука в воздухе и воде».

Оборудование: камертон, резонаторный ящик, молоточек и стакан с водой.

Проведение опыта: Вставьте камертон в резонаторный ящик и ударьте по нему молоточком. Пока камертон звучит, опустите его ножками в воду. Обратите внимание на изменение звука.

Опыт №14 «Распространение звука в твердых предметах. Опыт со столом».

Проведение опыта: Приложите ухо к одному краю стола и слегка ударьте по другому краю.

Опыт №15 «Распространение звука в твердых предметах. Опыт с ложкой.

Оборудование: ложка на веревке.

Проведение опыта: Проденьте в отверстие ложки нитку, намотайте на указательные пальцы обеих рук концы нитки и осторожно ударьте ложкой, как колокольчиком, о край стола. Теперь заткните этими пальцами себе уши и снова ударьте ложкой о край стола.

Опыт №16 «Распространение звука в твердых предметах. Веревочный телефон».

Оборудование: 2 стакана с отверстием в дне, длинная нить 25-30 см.

Проведение опыта: Наденьте на кюветы резинки разного размера так. Чтобы одни были натянуты сильнее, другие слабее. Попробуйте дернуть резинки. Обратите внимание на разную высоту звука.

Опыт №17 «Модель фонендоскопа».

Оборудование: модель фонендоскопа.

Проведение опыта: Рассмотрите устройство модели фонендоскопа. Вставьте в уши трубки фонендоскопа. Слегка постучите по мембране на раструбе.

Приложите раструб к спине своего соседа по парте и попросите его глубоко вдохнуть и выдохнуть. При этом необходимо, чтобы вокруг была тишина.

Опыт №18 «Рупор».

Оборудование: лист бумаги.

Проведение опыта: Сверните лист бумаги так, чтобы получился конус. Узким отверстием приложите его к уху. Включите какой-нибудь непрерывный источник звука. Поворачивайтесь вместе с рупором так, чтобы в какой-то момент рупор был направлен на источник. Сравните громкость услышанного звука.

Опыт №19 «Шум и шумовые музыкальные инструменты».

Оборудование: коробочки с различными мелкими твердыми материалами и модель маракаса.

Проведение опыта: Потрясите коробочкой с керамзитом, затем по очереди другими коробочками. Обратите внимание на разницу шума, производимого разными коробочками. Возьмите в руки модель маракаса, потрясите им. Ответьте на вопрос, какие еще шумовые музыкальные инструменты вы знаете.

 Опыт №20 «Что звучит?»

Цель:

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Материалы и оборудование:

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход:

За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки ( шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.)

Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев 9 пошуршать бумагой). Аналогично действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки ( шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.)

Опыт №21 «Где живет эхо?»

Цель:

Подвести к пониманию возникновения эха.

Материалы и оборудование:

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Ход:

Дети определяют, что такое эхо ( явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо ( в лесу, в арке, дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются. Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае ( нет, эхо исчезло).

Играют с мячом: отбивают от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик ( хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, если ударяется о мягкие предметы). Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью- нет ( звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).

               

 Опыт №22 «Как сделать звук громче?»

Цель:

Выяснить причины усиления звука.

Материалы и оборудование:

Пластмассовая расческа, рупор из картона.

Ход:

Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески ( зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий и слабый.

Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...