«Работа по экологическому воспитанию в младшей разновозрастной группе дошкольного образования»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
«Работа по экологическому воспитанию в младшей разновозрастной группе дошкольного образования»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию младшей разновозрастно группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Нижнекарачанская СОШ
Доклад на тему:
«Работа по экологическому воспитанию в младшей разновозрастной группе дошкольного образования»
Выполнила воспитатель:
Гринчук М.А.
2019 г.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с раннего дошкольного возраста.
Слайд №2
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен не только экологический подход, но и педагогический процесс, опирающийся на основополагающие идеи понятия экологии.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые впечатления, формирует эстетические чувства. Каждому ребёнку совершенно необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, заботу о нём, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пришла пора воспитывать детей в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой.
Слайд №3
Цель экологического воспитания – это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, ибо он сам часть природы. Более сложным является для ребёнка усвоение связей, зависимости между объектами и явлениями живой и неживой природы.
Вполне очевидно, что чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребёнка в окружающий мир так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
Слайд №4
В своей группе я провожу следующую работу по экологическому воспитанию детей.
Обучение на занятиях становится основным средством образовательной работы в детском саду. Основной задачей обучения на занятиях является формирование у детей знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях в ней. Другая, не менее важная задача – развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование её способов. Особое внимание мы уделяем развитию наблюдательности и умение детей находить связь между объектами природы. (Снег растаял. Почему ? Стало тепло и ярко светит солнце.)
Дети знакомятся со строением и местом произрастания растений и способом их сбора . Знакомим с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.
Слайд № 5
Одним из направления нашего детского сада - это экологическое воспитания детей. «Знакомство детей с природой родного края».
Нами был приглашен, Ющук Дмитрий Сергеевич, помощник лесничего КУВО «Лесная охрана Телермановского лесничества».
Он показал детям презентацию «Детям о лесе и его обитателях». Дети узнали много нового о животных и птицах нашего края и средой их обитания.
Также он познакомил детей с правилами поведения в лесу. Рассказ сопровождался просмотром презентации.
Слайд № 6
В течение года с детьми проводились экологические проекты.
«Лук - мой лучший друг!»
Цель: расширить знания детей о луке.
Мы изучили строение лука и его лечебные свойства. Провели экскурсию на кухню, где повар познакомил детей с блюдами, в которые добавляется лук.
Провели посадку лука в уголке природы. Вели наблюдение за ростом зеленых перьев лука. Каждый день, с моей помощью, дежурные приносили перья зеленого лука на кухню, и повар добавлял его в суп и салат.
Дети получили новые знания, о пользе лука, которые они с удовольствием передавали своим родителям.
Слайд №7
Проект «Кто живет в Арктике и Антарктике»
Цель: Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.
Проект проводился совместно с родителями. Дети познакомились с погодными условиями Арктики и Антарктики и животными , которые там проживают. Были проведены эксперименты : «Вода-жир», « Лед тонет или нет?», «Таяние льда». Родители помогли изготовить макет Земли и материка Антартики». Полученные знания дети закрепляли на практике в художественном творчестве.
Слайд № 8
Проект «Птицы».
Цель: воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
В ходе проекта мы познакомились с разными видами зимующих птиц.
Узнали их особенности, повадки, места обитания, чем они питаются. Мы много читали о птицах, отгадывали загадки, учили стихотворения, рисовали и раскрашивали птиц, собирали разрезные картинки, занимались аппликацией и оригами, проводили выставки творческих работ. Вся полученная информация о птицах периодически обновлялась в уголке природы. Это был очень насыщенный и познавательный проект.
Слайд № 9
Был проведен краткосрочный проект « Земля ,песок, камни»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах земли, песка и камня, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Дети познакомились со свойствами песка, земли и камня. В процессе экспериментирования, дети выяснили, что песок можно окрашивать в разные цвета с помощью гуашевых красок. И использовали покрашенный песок для рисования листьев деревьев и разукрашиванию шаблонов. Также дети рисовали песком в «Чудо – песочнице».
Слайд № 10
Зимой был проведен проект «Зимние чудеса».
Цель проекта: формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Были проведены эксперименты: «Из воды-лед, изо льда-вода»,
«Откуда берутся снежинки?», «Куда исчез снег?», «Свойства льда» и т.д.
Слайд № 11
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). В декабре по проекту «Птицы» была проведена природоохранная акция «Накормите птиц зимой!»
План проведения акции:
1. Занятие "Птичья столовая"
2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.
3. Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада.
4. Ежедневная подкормка птиц.
5. Наблюдения за птицами и их повадками
Слайд №12
Акция «Скворушки»
Цель : формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к перелетным птицам и заботе о них.
Родителями было изготовлено 6 скворечников и развешено на территории ДО. Также к акции были и привлечены жители села, которые изготовили 10 скворечников и развесили его на территории своих приусадебных участков.
Слайд № 13
Акция «Первоцветы»
Цель акции: вовлечение воспитанников и родителей в общественно значимую природоохранную деятельность, способствующую формированию активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Детей познакомила с первоцветами, местом их произрастания. Была изготовлена картотека «Первоцветы». Изготовили буклеты и запрещающие знаки «Не рвите первоцветы!». Знаки развешивали на столбах, остановках и раздали родителям .Буклеты « Берегите первоцветы!» были розданы прохожим.
Слайд №14
В своей работе я часто использую дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.
Слайд №15
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. В уголке есть функциональное дерево «Времена года».
Слайд № 16
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Дети любят рисовать на песке. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки».
Слайд № 17
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Слайд №18
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-114060-1357325212.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию для разновозрастной группы "Золотая осень"
Конспект интегрированой непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и аппликации для детей разновозрастной группы детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-511726-1414782813.jpg)
Образовательная программа для разновозрастных групп дошкольного образования
Программа разработана на основе проекта примерной основной образовательной программы под редакцией Н.Е..Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.васильевой "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО. Все разд...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882531-1485195197.jpg)
ПРАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен практический материал по экологическому воспитанию в ДОУ и взаимодействие с родителями....
Конспект занятия по экологическому воспитанию старшей разновозрастной группы на тему: «Что такое огород и что на нем растет?»
Цель:Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Освоение детьми экологических знаний, трудовых навыков, выявл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-864268-1481466402.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.
Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...
Экологическое воспитание как важный элемент дошкольного образования
В данной статье рассматривается как отсутствие связи и взоимодействия с миром природы может отрицательно сказаться на психоэмоциональном и физическом состоянии ребёнка. Так же даны рекомендации, как в...
Экологическое воспитание детей разновозрастной группы младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материа...