Проект «Осень, осень, в гости просим» (подготовительная к школе группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Чаус Елена

Введение

«Унылая пора! Очей очарованье!»

А.С.Пушкин

          Осень – это не только ветер, дождь и пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего интересного можно узнать благодаря этой удивительной поре. Осень отличается разнообразием красок природы. Леса будто по велению волшебной палочки превратились в яркие, пёстрые, удивительные места, которыми хочется любоваться и любоваться. А сколько природного материала для поделок дарит осень! Столько чудесного и необычного приносит ребенку. Ведь можно радоваться красоте природы, поверить в волшебство и сказку, познавать неизведанное и создавать прекрасное.

          Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – самореализации ребенка через воплощение в продуктивной деятельности своих впечатлений, ощущений и мыслей.

Актуальность создания проекта

          В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления, полученные от природы в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе. Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

          Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период; применить приобретенные знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности; развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

          Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

          Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Осень, осень, в гости просим».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_osen_v_gosti_prosim.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Осень, осень, в гости просим»

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Актуальность проекта…………………………………………………..2

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты……………………3

4. Аннотация проекта……………………………………………………...4

5. Этапы реализации проекта программы………………………………..5

6. План мероприятий………………………………………………………5

7. Ресурсы…………………………………………………………………..7

8. Выводы…………………………………………………………………..8

9. Литература……………………………………………………………….9

Введение

«Унылая пора! Очей очарованье!»

А.С.Пушкин

        Осень – это не только ветер, дождь и пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего интересного можно узнать благодаря этой удивительной поре. Осень отличается разнообразием красок природы. Леса будто по велению волшебной палочки превратились в яркие, пёстрые, удивительные места, которыми хочется любоваться и любоваться. А сколько природного материала для поделок дарит осень! Столько чудесного и необычного приносит ребенку. Ведь можно радоваться красоте природы, поверить в волшебство и сказку, познавать неизведанное и создавать прекрасное.

        Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – самореализации ребенка через воплощение в продуктивной деятельности своих впечатлений, ощущений и мыслей.

Актуальность создания проекта

        В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления, полученные от природы в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе. Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

        Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период; применить приобретенные знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности; развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

        Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

        Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Осень, осень, в гости просим».

        Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны всесторонне развитые, творческие личности.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Тактические цели:

1. Создать положительный эмоциональный настрой, способствующий развитию творческих возможностей детей, расширению кругозора и формированию познавательного интереса.

2. Сформировать проектно-исследовательские умения и навыки (выявление проблемы, самостоятельный поиск решения, анализ полученного результата).

3. Организовать малые формы взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-педагог, ребенок-родитель.

Задачи проекта:

  • образовательные:
  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и связями между ними;
  • формировать умение наблюдать за природными явлениями и объектами;
  • учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира;
  • систематизировать знания по теме «Осень»;
  • формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
  • уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
  • учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием растений;
  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к растениям;
  • активизировать мышление, восприятие, внимание, память, речь;
  • развивающие:
  • развивать восприятие, познавательные и творческие способности детей;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка;
  • развивать эстетическое восприятие в общении с природой;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитательные:
  • воспитывать чувство любви и бережного отношения к родной природе.

Ожидаемые результаты

  • формирование стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование экологической культуры воспитанников;
  • увеличение объема знаний о родном крае;
  • понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • установление партнерских взаимоотношений между родителями и педагогами.

Продукт

1. Поделки из природного материала «Природа вокруг нас».

Аннотация проекта

Тип проекта: исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.

Сроки реализации: 1 неделя (7-11 октября 2019г.)

Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели, родители.

Автор проекта: воспитатель – Чаус Е.В.

Руководители проекта: воспитатели: Чаус Е.В., Скворцова Е.А.

        Работа по проекту проводится: во время организованной образовательной деятельности, бесед, продуктивной деятельности, в играх (подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых), при чтении художественной литературы, рассматривании картинок и иллюстраций, режимных моментах. В группе организуются выставки творческих работ детей.

        В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Направленности познавательной деятельности на результат.

2. Экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений).

3. Системности научных знаний о природе.

4. Личной ответственности за состояние окружающей среды, которая выражается в умении принимать грамотные решения в ситуации выбора.

        В основу проекта положены принципы:

  • принцип развивающего образования;
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей;
  • принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
  • принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Ряд авторов рассматривают проекты с детьми как:

• всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью (У.Х. Киллпатрик);

• ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (Н. А. Виноградова);

• специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанником комплекс действий по разрешению значимой для ребенка проблемы (Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова).

Этапы реализации проекта

        Реализация проекта рассчитана на 1 неделю с 07 по 11 октября 2019г.

п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-

проектировочный этап

Создать предпосылки для проектной деятельности посредством изучения методической литературы, разработки плана проектной деятельности, подбора литературного материала, игр и дидактических пособий, объяснения цели проекта детям, вовлечения родителей в реализацию проекта

1 неделя, предшествующая реализации проекта

2.

Практический этап

Реализация познавательной инициативы и развитие свободной творческой личности ребенка

07-10 октября

3.

Обобщающе-

результативный этап

Структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков

11 октября

4.

Презентация проекта

Представление результатов

11 октября

План мероприятий

п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

«Мы – осенние листочки», «Ветерок», «Капуста»

«Вышел дождик погулять», «Листочки»

«У медведя во бору», «Перелет птиц», «Совушка», «Раз, два, три, названный лист – бери», «Мы веселые ребята», «Ловишки с лентами», «Волк и зайцы»,

«Съедобное-несъедобное», «Часовой»

«Что нам осень принесла»

«Кто быстрее обежит лужу»

«Соберем осенний букет»

«Огородник», «Пугало», «Гуси-лебеди», «Горелки»

Физкультминутки

Пальчиковая гимнастика Подвижные игры

Хороводная игра

Игра-соревнование

Эстафета

Русские народные игры

2.

«Социально-

коммуникативное

развитие»

«Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Кто больше знает примет осени?», «Чья, чей, чьи, чье?», «Кто где живет?», «Подбери признак»

«Прогулка в осенний лес», «Магазин «Овощи-фрукты», «Осенняя ярмарка», «Фермеры», «Овощеводы», «По ягоды (в сад, лес)», «Мы – художники»

«Времена года» (пазл-лото), «Гнездо, улей, нора» (лото), «В саду, на поле, в огороде» (лото), «Парочки (фрукты, овощи, ягоды, грибы)» (лото), «Парочки (птицы)» (лото)

«Репка»

Сбор природного материала, подготовка клумбы к зиме, уборка опавшей листвы

«Осень. Что ты о ней знаешь», «Как животные готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «В лес за грибами и ягодами», «Перелетные птицы», «Насекомые осенью», «О вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов»,  «О правильном поведении на природе», «Листопад, листопад, засыпает старый сад…»

«Осень»

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Настольно-печатные игры

Игра-драматизация

Трудовая деятельность

Беседы

Викторина

3.

«Познавательное

развитие»

 «Дарит осень чудеса»

«Уж небо осенью дышало…»

«Осенняя прогулка»

«Что произошло с листьями?», «Такие разные семена», «Первый снег», «Иней»

«Осень в гости к нам прошла»

НОД

Цикл наблюдений

Экскурсия по территории ДОУ

Экспериментальная деятельность

Рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, работ в саду и на огороде

4.

«Речевое развитие»

«Назови по первому звуку, слогу», «Подбери признак», «Чей лист? Чья ветка?», «Из чего приготовлен компот?»

«Перелетные птицы», «Что нам осень подарила», «Времена года»

«Заглянула осень в сад»

«Осень – славная пора»

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», С.Есенин «Нивы сжаты», А.Майков «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной», И.Бунин «Лес, точно терем расписной», Е.Трутнева «Осень», «Листопад», «Улетает лето»

Словесные игры

Творческое рассказывание

Конкурс на выразительное чтение стихотворений Рассказывание пословиц, поговорок, отгадывание загадок

Ознакомление с художественной литературой

5.

«Художественно-

эстетическое

развитие»

«Осенние деревья»

«Осенний лист»

«На лесной полянке»

«Витаминная корзина»

«Ветка рябины»

«Осень в картинах русских художников-пейзажистов»

«Что такое осень», «Журавушка»

И.П.Чайковский. «Времена года», А.Вивальди. «Времена года. Осень», Л.Хисматулина. «Осень снова к нам пришла»

«Сыграй песенку дождя»

«Загадки осени»

«Природа вокруг нас»

НОД (аппликация)

НОД (оригами)

Конструирование из природного материала

НОД (лепка)

НОД (рисование)

Слайд-шоу

Разучивание песен

Слушание музыкальных произведений

Самостоятельная музыкальная деятельность

Развлечение (дети отгадывают загадки и рисуют к ним отгадки)

Выставка поделок из природного материала

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы: интернет-ресурсы

Учебно-методические ресурсы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет.  – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Соломенникова О.А.    Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд., 2006.

 Материально-технические ресурсы:

  • литературный материал
  • наглядный и демонстрационный материал
  • материалы для продуктивной деятельности
  • картотеки игр, физкультминуток
  • выставки рисунков, поделок
  • аудиотека
  • компьютер
  • принтер
  • создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты)

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.

Выводы:

1. Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства.

2. В ходе подготовки и реализации проекта:

  • сформированы обобщенные представления о признаках природных объектов и связями между ними, основы экологической культуры и безопасного поведения, эстетическое восприятие окружающего мира;
  • сформировано стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • сформированы проектно-исследовательские умения и навыки (выявление проблемы, самостоятельный поиск решения, анализ полученного результата);
  • реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;
  • повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей и родителей;
  • сформировано эмоционально-ценностное отношение к природе;
  • укрепились партнерские взаимоотношения и заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет.  – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  6.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  7. Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Подготовительная к школе группа. – М.: ЦПО, 2015.
  8.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  9.  Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  10.  Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики – М.: Мозаика-Синтез,  2010.
  11.  Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  12.  Соломенникова О.А.    Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Осень, осень, в гости просим!» во 2 младшей группе.

Реализация проекта, изготовление поделок родителями "Дары осени"....

Проект: "Осень, осень, в гости просим!" во второй младшей группе

Актуальность:В образовательном процессе младших дошкольников не предусматривается глубокое знание об осени.  А часто наблюдение за изменениями в природе явлений и объектов, происходящих осенью в ...

Проект "Осень, осень, в гости просим!" во второй младшей группе

Исследовательски - творческий проект во второй младшей группе "Осень, осень, в гости просим!"...

Экологический проект: "Осень, осень, в гости просим" для детей средней группы.

Данный проект раскрывает содержание работы с детьми по конструированию из разных видов материалов. Необходимость данного проекта была продиктована тем. что в детском саду отведено недостаточное количе...

Сценарий «Осень, осень в гости просим!» подготовительная группа

laquo;Осень, осень в гости просим!» подготовительная группа...

Проект «Осень, осень — в гости просим» В старше подготовительной группе

Углубить и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах.Пополнять словарный запас, развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию...