Проект "Огород на окне"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Воронова Ирина Юрьевна

Формировать интерес детей  к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Огород на окне»

Тип проекта: исследовательский

Вид проекта: краткосрочный (февраль 2016 г. - май 2016 г.), групповой

Участники проекта: дети, родители, педагог  группы: Воронова Ирина Юрьевна

Проблема:
- дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель исследования:
развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи исследования:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап проекта. Предварительная работа 
Поисковая работа по подбору:
- иллюстративного материала;
- литературных произведений; 
- информационного материала о растениях (энциклопедии);
- дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;
- создание условий для организации работы: приобретение контейнеров, почвы, семян.

2 этап проекта. Продуктивный
- цикл познавательных занятий по изучению культурных и декоративных растений;
- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений: посадка, полив, рыхление растений;
- наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем в дневнике наблюдений; 
- отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей: рисование «Рисуем огород», лепка «Что растет у нас на огороде», настольный театр «Бобовое зернышко».

Сотрудничество с семьёй:
• Рецепты для родителей «Вкусно и полезно!»
• Создание семейного альбома


Конспект образовательной деятельности в старшей группе

«Посев  семян  цветов  для   выращивания рассады»

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о роте и развитии растений;
- Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;
- Продолжать учить приемам посева семян, выбирать наиболее рациональные способы работы, распределять обязанности;

- Воспитание трудолюбия и желания заботиться о растениях.


Словарь: лунка, рассада, микротеплица ( ящик)


Материал: ящики под рассаду, земля, совки, розетки с семенами, палочки – стеки с отметками, лейки с водой, фартуки, иллюстрации цветов: георгины, бархатцы, львиный зев.

Ход мероприятия


- Ребята, какое через месяц наступит время года?

- Что происходит с растениями весной?

- Как можно ускорить рост растений и уберечь их от холода? (Посадить рассаду)
- Рассаду каких цветов вы хотели бы вырастить?

- Почему сейчас нельзя нам высадить семена сразу же на клумбы?

- Когда можно сажать рассаду в землю?


Психогимнастика: «Представь себя совсем иным»


Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети бегают врассыпную и садятся на ковер)

- Семена, что вы хотите? (Тепла, воды)

- Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами.
Вот уже из семечка появились корешки. (Дети встали)

А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут, к солнышку. Растет наше растение все выше и выше (Дети на носочках тянутся руками вверх)
- А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь?
- Сегодня мы посеем семена растений в землю и будем ухаживать за ними. Рассада вырастет, и мы пересадим ее на клумбу детского сада.
- Сажать будем семена цветов: «львиный зев», «бархатцы», «георгины». Цветы все разные и семена у них тоже разные и по цвету и по форме.

Давайте их рассмотрим:

Семена цветов «львиный зев» маленькие, круглые, черные. Само растение небольшое, поэтому сажаем семена на расстоянии 4 см. (зеленая мерка)

Семена цветов «бархатцы» черные длинные. Цветы у нас разные «желтые бархатцы», и «оранжевые бархатцы», а семена одинаковые. «Бархатцы» рослые, высокие, семена сажаем на расстоянии 5 см. (желтая мерка)

Семена цветов «георгин» серые,плоские  и длинные. Растение небольшое, семена сажаем на расстоянии 3 см. (красная мерка)
- Сеять будем в специальные ящики. Землю из пакета насыпаем совочком до мерки и делим на рядочки. Палочкой – стекой делаем лунки на расстоянии мерки друг от друга. На глубину отмеченной на палочке – стеке, чтобы растениям не было тесно.

- Затем в лунку кладем семечко и легко двумя пальцами закрываем семена землей.
- Что нужно сделать, чтобы семена проросли. Поливать нужно осторожно по всем рядкам.

Дети выполняют задание


Рассматриваем «Схему-модель»: «Строение растений».

- На каждом пакетике есть схема роста цветов. Давайте рассмотрим.


- Как вы думаете, куда поставить посевы, чтобы семена лучше росли?
- Семена лучше прорастут, если я закрою лунки прозрачной пленкой. (Так семенам будет теплее и вода из земли испаряться не будет.) Это у нас маленький парник или микротеплица.

- Поставим наш парник на окно и будем ухаживать за посевом: поливать, опрыскивать, дежурные - вести наблюдения и отмечать у каких цветов раньше появятся листочки.

Конспект образовательного мероприятия  в старшей группе

Посадка помидоров

Программное содержание: формировать представления у детей о том, что овощи выращивают из семян; научить детей в процессе познания соответствующим формам поведения (бережливости, ответственности).

Предварительная работа:

  • проведение дидактических игр: «Вершки и корешки», «Где что растёт»;
  • проведение беседы «Профессия фермера»;
  • выставка совместных работ детей и родителей из овощей, фруктов, природного материала «Дары осени»;
  • разучивание стихов по теме «Овощи».

Оборудование: иллюстрации овощей, семена (помидоров, огурцов), стаканчики с землёй и с водой, палочки, салфетки, DVD-диск, DVD-проигрыватель, помидор (овощ), конверт.

Ход мероприятия

Воспитатель (В.) (сообщает детям, что получил письмо и зачитывает его): «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы умные, сообразительные и хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на «ковре-самолёте». Ваш профессор «огородных наук».

Дети, какое загадочное письмо! интересно, о чём нам хочет рассказать профессор «огородных наук»? полетим к нему в гости?

Дети. Да, полетим!

В. Теперь садитесь на ковёр, закрывайте глаза и представьте, что вы летите.

В это время звучит тихая музыка, воспитатель надевает белый халат, очки, на голову — шапочку в виде тыквы и превращается в профессора.

Профессор. Ой, кто ко мне прилетел? Здравствуйте! Дети, а вы откуда? (Ответы детей.) А вы знаете, куда прилетели? (Ответы детей.) Правильно, в лабораторию к профессору «огородных наук». Профессор «огородных наук» — это я.

Я сегодня занимался исследованием такого овоща, как помидор.

Сейчас я расскажу вам занимательную историю о нём. Усаживайтесь удобнее и слушайте.

Родина помидора — Южная Америка. Сначала выращивали помидоры как декоративные растения из-за красивых плодов. Затем применяли их как лекарственные растения для заживления ран. Издавна начинают выращивать помидоры для еды и у нас. Цвет и размер помидора зависит от сорта. Люди вывели несколько сотен сортов помидоров. Эти овощи едят свежими, добавляют в различные блюда, солят,  маринуют.

Профессор организует беседу с детьми по вопросам: Какого цвета бывают помидоры? Какой формы? Что ещё сеют или высаживают возле помидоров? Из каких овощей делают салаты? Как называются салаты: из овощей (овощной), из огурцов (огуречный), из свёклы (свекольный), из моркови (морковный), из помидор (помидорный)?

Дидактическая игра «Овощи».

На столе разложены картинки с изображением овощей. Профессор «огородных наук» рассказывает, что овощи бывают:

  • листовые… (укроп, петрушка) — это когда в пищу используется верхняя часть, листы;
  • корнеплоды… (картофель, свёкла, морковь) — в пищу используется нижняя часть;
  • плодовые… (огурцы, помидоры, перец) — в пищу используются плоды.

Дети находят картинку с изображением овоща каждого вида, называют его. Профессор уточняет вместе с детьми сходства этих овощей. Все овощи растут на огороде. В чём их различие? Их вид, форма листьев, величина плодов.

Профессор. Проходите в мою лабораторию, занимайте места. Скажите, что лежит на салфетке? (Семена.)

Какие они? (Круглые, овальные, белые, без запаха, сухие.)

Кто знает, семена каких овощей у вас на салфетке? (Огурцов — овальные, помидоров — круглые, мелкие.)  Сегодня, дети, мы с вами будем проводить опыты с семенами помидоров и сеять их.

Опыт 1. Показ, откуда берутся семена.

Профессор объясняет, что для посадки рассады помидоров семена берут из плода помидора. Демонстрирует разрезанный на две части помидор.

Опыт 2. Определение семян на пригодность к посеву.

Профессор. Давайте проверим, какие семена пригодны к посеву, а какие нет. Для этого берём семена и опускаем их в воду.

Профессор вместе с детьми опускает семена в воду.

Профессор. Посмотрите, что произошло? Некоторые семена всплыли, а некоторые опустились на дно. Те семена, которые всплыли, — лёгкие, их нельзя высевать. Семена, которые опустились на дно, — тяжёлые, их можно использовать для посева.

Опыт 3. Посев семян помидоров для рассады.

В стаканчике с землёй делается углубление; в каждое углубление кладут семена; семена присыпают землёй; поливают водой.

Профессор уточняет действия детей (для чего мы сеяли семена — чтобы выросла рассада; куда мы будем высаживать рассаду — на наш огород, вырастим помидоры, будем за ними ухаживать, спелые овощи использовать для приготовления салатов). Для того чтобы вырастить хороший урожай, необходимо постоянно ухаживать за растениями, рыхлить, поливать, убирать сорняки.

Профессор. Дети, вы сегодня хорошо постарались, выполнили много интересных заданий. И от меня вам подарок — «особенный» помидор (дарит дидактическое пособие «Особенный помидор»). Он поможет вспомнить всё то, что с вами приключилось. Ведь каждый, кто берёт его в руки, становится маленьким профессором, совершает различные открытия. К сожалению, у меня закончилось время, и мне надо с вами прощаться.  До свидания! До следующей встречи!

 



Предварительный просмотр:

Проект «Огород на окне»

Тип проекта: исследовательский

Вид проекта: краткосрочный (февраль 2016 г. - май 2016 г.), групповой

Участники проекта: дети, родители, педагог  группы: Воронова Ирина Юрьевна

Проблема:
- дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель исследования:
развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи исследования:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап проекта. Предварительная работа 
Поисковая работа по подбору:
- иллюстративного материала;
- литературных произведений; 
- информационного материала о растениях (энциклопедии);
- дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;
- создание условий для организации работы: приобретение контейнеров, почвы, семян.

2 этап проекта. Продуктивный
- цикл познавательных занятий по изучению культурных и декоративных растений;
- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений: посадка, полив, рыхление растений;
- наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем в дневнике наблюдений; 
- отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей: рисование «Рисуем огород», лепка «Что растет у нас на огороде», настольный театр «Бобовое зернышко».

Сотрудничество с семьёй:
• Рецепты для родителей «Вкусно и полезно!»
• Создание семейного альбома


Конспект образовательной деятельности в старшей группе

«Посев  семян  цветов  для   выращивания рассады»

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о роте и развитии растений;
- Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;
- Продолжать учить приемам посева семян, выбирать наиболее рациональные способы работы, распределять обязанности;

- Воспитание трудолюбия и желания заботиться о растениях.


Словарь: лунка, рассада, микротеплица ( ящик)


Материал: ящики под рассаду, земля, совки, розетки с семенами, палочки – стеки с отметками, лейки с водой, фартуки, иллюстрации цветов: георгины, бархатцы, львиный зев.

Ход мероприятия


- Ребята, какое через месяц наступит время года?

- Что происходит с растениями весной?

- Как можно ускорить рост растений и уберечь их от холода? (Посадить рассаду)
- Рассаду каких цветов вы хотели бы вырастить?

- Почему сейчас нельзя нам высадить семена сразу же на клумбы?

- Когда можно сажать рассаду в землю?


Психогимнастика: «Представь себя совсем иным»


Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети бегают врассыпную и садятся на ковер)

- Семена, что вы хотите? (Тепла, воды)

- Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами.
Вот уже из семечка появились корешки. (Дети встали)

А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут, к солнышку. Растет наше растение все выше и выше (Дети на носочках тянутся руками вверх)
- А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь?
- Сегодня мы посеем семена растений в землю и будем ухаживать за ними. Рассада вырастет, и мы пересадим ее на клумбу детского сада.
- Сажать будем семена цветов: «львиный зев», «бархатцы», «георгины». Цветы все разные и семена у них тоже разные и по цвету и по форме.

Давайте их рассмотрим:

Семена цветов «львиный зев» маленькие, круглые, черные. Само растение небольшое, поэтому сажаем семена на расстоянии 4 см. (зеленая мерка)

Семена цветов «бархатцы» черные длинные. Цветы у нас разные «желтые бархатцы», и «оранжевые бархатцы», а семена одинаковые. «Бархатцы» рослые, высокие, семена сажаем на расстоянии 5 см. (желтая мерка)

Семена цветов «георгин» серые,плоские  и длинные. Растение небольшое, семена сажаем на расстоянии 3 см. (красная мерка)
- Сеять будем в специальные ящики. Землю из пакета насыпаем совочком до мерки и делим на рядочки. Палочкой – стекой делаем лунки на расстоянии мерки друг от друга. На глубину отмеченной на палочке – стеке, чтобы растениям не было тесно.

- Затем в лунку кладем семечко и легко двумя пальцами закрываем семена землей.
- Что нужно сделать, чтобы семена проросли. Поливать нужно осторожно по всем рядкам.

Дети выполняют задание


Рассматриваем «Схему-модель»: «Строение растений».

- На каждом пакетике есть схема роста цветов. Давайте рассмотрим.


- Как вы думаете, куда поставить посевы, чтобы семена лучше росли?
- Семена лучше прорастут, если я закрою лунки прозрачной пленкой. (Так семенам будет теплее и вода из земли испаряться не будет.) Это у нас маленький парник или микротеплица.

- Поставим наш парник на окно и будем ухаживать за посевом: поливать, опрыскивать, дежурные - вести наблюдения и отмечать у каких цветов раньше появятся листочки.

Конспект образовательного мероприятия  в старшей группе

Посадка помидоров

Программное содержание: формировать представления у детей о том, что овощи выращивают из семян; научить детей в процессе познания соответствующим формам поведения (бережливости, ответственности).

Предварительная работа:

  • проведение дидактических игр: «Вершки и корешки», «Где что растёт»;
  • проведение беседы «Профессия фермера»;
  • выставка совместных работ детей и родителей из овощей, фруктов, природного материала «Дары осени»;
  • разучивание стихов по теме «Овощи».

Оборудование: иллюстрации овощей, семена (помидоров, огурцов), стаканчики с землёй и с водой, палочки, салфетки, DVD-диск, DVD-проигрыватель, помидор (овощ), конверт.

Ход мероприятия

Воспитатель (В.) (сообщает детям, что получил письмо и зачитывает его): «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы умные, сообразительные и хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на «ковре-самолёте». Ваш профессор «огородных наук».

Дети, какое загадочное письмо! интересно, о чём нам хочет рассказать профессор «огородных наук»? полетим к нему в гости?

Дети. Да, полетим!

В. Теперь садитесь на ковёр, закрывайте глаза и представьте, что вы летите.

В это время звучит тихая музыка, воспитатель надевает белый халат, очки, на голову — шапочку в виде тыквы и превращается в профессора.

Профессор. Ой, кто ко мне прилетел? Здравствуйте! Дети, а вы откуда? (Ответы детей.) А вы знаете, куда прилетели? (Ответы детей.) Правильно, в лабораторию к профессору «огородных наук». Профессор «огородных наук» — это я.

Я сегодня занимался исследованием такого овоща, как помидор.

Сейчас я расскажу вам занимательную историю о нём. Усаживайтесь удобнее и слушайте.

Родина помидора — Южная Америка. Сначала выращивали помидоры как декоративные растения из-за красивых плодов. Затем применяли их как лекарственные растения для заживления ран. Издавна начинают выращивать помидоры для еды и у нас. Цвет и размер помидора зависит от сорта. Люди вывели несколько сотен сортов помидоров. Эти овощи едят свежими, добавляют в различные блюда, солят,  маринуют.

Профессор организует беседу с детьми по вопросам: Какого цвета бывают помидоры? Какой формы? Что ещё сеют или высаживают возле помидоров? Из каких овощей делают салаты? Как называются салаты: из овощей (овощной), из огурцов (огуречный), из свёклы (свекольный), из моркови (морковный), из помидор (помидорный)?

Дидактическая игра «Овощи».

На столе разложены картинки с изображением овощей. Профессор «огородных наук» рассказывает, что овощи бывают:

  • листовые… (укроп, петрушка) — это когда в пищу используется верхняя часть, листы;
  • корнеплоды… (картофель, свёкла, морковь) — в пищу используется нижняя часть;
  • плодовые… (огурцы, помидоры, перец) — в пищу используются плоды.

Дети находят картинку с изображением овоща каждого вида, называют его. Профессор уточняет вместе с детьми сходства этих овощей. Все овощи растут на огороде. В чём их различие? Их вид, форма листьев, величина плодов.

Профессор. Проходите в мою лабораторию, занимайте места. Скажите, что лежит на салфетке? (Семена.)

Какие они? (Круглые, овальные, белые, без запаха, сухие.)

Кто знает, семена каких овощей у вас на салфетке? (Огурцов — овальные, помидоров — круглые, мелкие.)  Сегодня, дети, мы с вами будем проводить опыты с семенами помидоров и сеять их.

Опыт 1. Показ, откуда берутся семена.

Профессор объясняет, что для посадки рассады помидоров семена берут из плода помидора. Демонстрирует разрезанный на две части помидор.

Опыт 2. Определение семян на пригодность к посеву.

Профессор. Давайте проверим, какие семена пригодны к посеву, а какие нет. Для этого берём семена и опускаем их в воду.

Профессор вместе с детьми опускает семена в воду.

Профессор. Посмотрите, что произошло? Некоторые семена всплыли, а некоторые опустились на дно. Те семена, которые всплыли, — лёгкие, их нельзя высевать. Семена, которые опустились на дно, — тяжёлые, их можно использовать для посева.

Опыт 3. Посев семян помидоров для рассады.

В стаканчике с землёй делается углубление; в каждое углубление кладут семена; семена присыпают землёй; поливают водой.

Профессор уточняет действия детей (для чего мы сеяли семена — чтобы выросла рассада; куда мы будем высаживать рассаду — на наш огород, вырастим помидоры, будем за ними ухаживать, спелые овощи использовать для приготовления салатов). Для того чтобы вырастить хороший урожай, необходимо постоянно ухаживать за растениями, рыхлить, поливать, убирать сорняки.

Профессор. Дети, вы сегодня хорошо постарались, выполнили много интересных заданий. И от меня вам подарок — «особенный» помидор (дарит дидактическое пособие «Особенный помидор»). Он поможет вспомнить всё то, что с вами приключилось. Ведь каждый, кто берёт его в руки, становится маленьким профессором, совершает различные открытия. К сожалению, у меня закончилось время, и мне надо с вами прощаться.  До свидания! До следующей встречи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....