Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство со свойствами песка и глины»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Фабрикова Ирина Павловна

Образовательные задачи: Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый – плотный, лепится – не лепится) Учить элементарным экспериментальным действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._konspekt_znakomstvo_so_svoystvami_peska_i_gliny.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство со свойствами песка и глины»

Автор-составитель: Фабрикова И.П.-

воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар

 «Детский сад №216»

Применяемая технология: технология исследовательского обучения

Образовательные задачи: Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый – плотный, лепится – не лепится) Учить элементарным экспериментальным действиям.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; любознательность; аккуратность при работе с природными материалами.

Методы и приемы: игровая мотивация; вопросы, указания; поощрения, напоминания; проблемные задания; исследовательские действия; использование музыки.

Словарная работа:

Песок –сыпучий, движется, рыхлый, сухой, сырой, не лепится

Глина – плотная, не сыпучая, влажная, лепится.

Материал: музыкальный центр, игрушка медведя, 2 большие банки стаканчики по 4 шт. на каждого ребенка, султанчики, трубочки, поддоны по 2 шт. на каждого ребенка.

Ход деятельности:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними.

(Стук в дверь, входит медведь)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Медведь: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй мишка.

Медведь: Давайте поиграем с вами в игру «У медведя во бору»

(ИГРА)

Медведь: Шел я, шел и корзиночку нашел. А в корзиночке баночки (рассматривает) А что в них находится? Ни как не могу понять.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем медведю разобраться, что лежит в баночках. Ты мишка садись с нами и внимательно слушай и смотри. Ребята, садитесь на стульчики.

Открывается одна банка

 Воспитатель: Ребята посмотрите, что в ней?

Воспитатель: А как вы догадались, что это песок?

Воспитатель: А теперь посмотрите, что во второй баночке?

Воспитатель: Как вы догадались, что это глина?

Медведь: Что – то я плохо понимаю, где песок, а где глина?

Воспитатель : Не беспокойся, мы тебе всё покажем и расскажем. Ребята, давайте поможем медведю разобраться, чем глина отличается от песка. Проходите к столам.

(дети садятся за столы)

 Воспитатель: Возьмите стаканчик с красной полоской. Осторожно высыпите в лоток, содержимое стаканчика. Что находилось в этом стаканчике?

Что делает песок?

Воспитатель: А теперь возьмите стаканчик с синей полоской. Высыпите содержимое в другой лоток. А что в этом стаканчике?

Получилось высыпать?

Что глина сделала? Глина – упала.

Так что сыплется?

Воспитатель: Вот мишка, песок сыпучий, он легко сыплется, он состоит из маленьких песчинок. А глина слипается комочками и её нельзя так легко высыпать, как песок.

Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе две банки. В одной песок, а в другой глина. Сначала я подую в банку с песком. Посмотрите, как двигаются песчинки? (выполнение действий)

Воспитатель: А теперь посмотрите, как двигаются комочки глины?

Воспитатель: Могут комочки глины двигаться так же быстро и легко, как песок?

Воспитатель: А теперь попробуйте вы, сначала подуть на песок, а потом на глину. Это нужно сделать осторожно. Посмотрите, как я дую тихонечко.

Воспитатель: Вот, мишутка, песчинки легко сдуваются, а слипшиеся комочки глины – нет.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю всем поиграть

Физкультминутка

(дети выходят из-за столов)

ИГРА «ГЛИНА-ПЕСОК»

Воспитатель Сейчас, мы с вами станем песчинками.

Подул ветер и песчинки, полетели.

(Дети бегают по всей группе)

Воспитатель А теперь мы с вами превратились в частички глины

(дети встали в круг и медленно идут по кругу) Повторяется 2 раза.

Воспитатель А сейчас мы продолжим свои опыты. Проходите к столам.

Медведь: Ребята, я теперь знаю, что песок может сыпаться, он сыпучий и легче глины. А чем же они ещё отличаются?

Воспитатель: Сейчас мишка узнаешь.

Воспитатель : Давайте представим, что мы сажаем маленькое деревце.

Возьмите палочку и попробуйте по очереди посадить сначала в песок, а потом в глину.

(действия детей)

Воспитатель: Во что легче посадить наше деревце?

Воспитатель: Вот мишутка. В песок посадить деревце легче. Песок рыхлый, поэтому в него воткнуть легче. А глина плотная, сухая, твердая в неё труднее воткнуть

Воспитатель: А сейчас посмотрите на моё красивое деревце. Приготовьте все глазки.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

Дружно глазками поморгаем,

Вот и все мы отдыхаем.

Воспитатель : А теперь, давайте попробуем вылепить конфетки из песка и из глины.

Воспитатель: Возьмите кусочек глины и попробуйте вылепить конфетку. Получается?

Воспитатель: А теперь давайте попробуем вылепить из песка. Получается?

Почему?

Что нужно сделать с песком?

(раздаются стаканы с водой, дети добавляют воду в песок)

Воспитатель: Куда исчезла вода?

Каким стал песок? Давайте попробуем вылепить сладкую конфету. Получается?

Воспитатель: А теперь, давайте положим сушиться на солнышко наши конфеты. И посмотрим, что с ними произойдет при высыхании.

Воспитатель: Вот видишь мишутка, глина лепится хорошо, а песок нет. И теперь ты знаешь, чем отличается глина от песка.

Медведь: Теперь я знаю, что такое песок, а что такое глина. И ни за что не перепутаю. Песок может сыпаться, от сыпучий, легкий, рыхлый, состоит из мелких песчинок, не лепится. А глина плотная, не может сыпаться, может лепиться. Спасибо, вам ребята за помощь. До свидания.

Воспитатель: До свидания, мишка, приходи ещё к нам в гости.