Проект в средней группе "Природа и мы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Царёва Наталья Николаевна

              


                                 Педагогический проект в средней группе
                                           на тему «Природа и мы»




                                                                


                                                              Оглавление:

1. Информационная карта проекта, актуальность, проблема ……. 3
2. Содержание проекта. Подготовительный этап…………………… 5
3. Основной (практический) этап ……………………………………... 6
4. Заключительный этап ……………………………………………….. 8
5. Отчёт о реализации проекта………………………………………… 8
6. Список используемой литературы ………………………………… 9







I. Информационная карта проекта

Вид проекта: долгосрочный, март-май 2020г.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 лет
   Актуальность:
   В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Сезонные изменения в природе отражаются на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Ознакомление дошкольников с природой -это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. У детей продолжает развиваться связная речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формируется интерес и любовь к природе.
   Проблема:
   У детей средней группы с общим недоразвитием речи не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны, о насекомых. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, насекомых, состоянием растительности. Недостаточно сформирован словарный запас детей по лексическим темам: «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».
     Цель проекта:
   
 Расширять и обогащать знания о весеннем изменении в живой и неживой природе, замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.
    Задачи проекта:
    Для детей:
 Образовательные:
-Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
-Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».
-Активизировать словарь детей по лексическим темам.
Развивающие:
-Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
-Развивать умения наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.
-Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира. Расширять знания детей о признаках весны, формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.
-Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных весной.
-Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
-Способствовать формированию интереса детей к природе.
    Словарная работа:
предметы: весна – красна, капель, почки, ручьи, сосульки, проталина, птенец, гнездо, коготь, пыльца, клумба, бутон, корень, лепесток, спячка, брюшко, хоботок, жало, усики, личинки, нектар, пыльца и др;
признаки: долгожданная, звонкая, шумная, перелётная, проворная, крикливая, голосистая, трудолюбивая, заботливые, душистый, нежный, садовый, луговой, полевой, лесной, комнатный, лечебный, полезный и т.д.;
действия: трещит, журчит, набухает, пробивается, просыпается, зеленеет; откладывать, высиживать, выводить, щебетать, куковать, курлыкать, добывать, прорастать, распускается, цветёт, пахнет, вянет, ухаживать, рыхлить, срывать, порхать, жужжать, звенеть, пищать, вредить, поедать, откладывать, строить, ползать, приносить и др.
      Для педагогов:
-Расширять знания детей о весне; развивать любознательность; развивать трудовой потенциал у ребенка.
      Для родителей:
-Развитие совместного творчества родителей и детей; заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней; выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома.
       Формы реализации проекта:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы.
4. Наблюдения.
5. Игровая деятельность.
6.Работа с родителями.
       Ожидаемые результаты:
    Дети:
    Расширят знания о живой и неживой природе весной и её проявлениях. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе. Расширят знания о жизни растений, птиц, насекомых и животных весной. Называют некоторых представителей живой природы (птицы, насекомые, цветы). Обогащение словаря детей. Участвуют в сезонных наблюдениях, проявляя познавательную активность. Проявляют бережное отношение к природе.       
    Педагоги:
   Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта. Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта. Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.   
    Родители:
    Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком. Станут активными участниками реализации проекта. Повысится мотивация к сотрудничеству.

II. Краткое содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Разработка и накопление методических материалов: подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта: подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме; подготовка материалов для продуктивной деятельности; подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
3. Создание развивающей среды: внесение изменений в календарь наблюдений за природой; изготовление макетов по теме «Весна», «Перелётные птицы», «Насекомые»; изготовление лэпбука по теме «Деревья», «Экология для дошколят».
4. Разработка мероприятий по работе с родителями.
5.Изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях весной за природой (народные приметы, стихи, загадки и т.д.); информированность родителей о предстоящей деятельности; размещение справочной информации по лексическим темам.

    2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
  Образовательная область.
 Виды деятельности:
 Социально-коммуникативное развитие.
 Трудовая деятельность:
 Разбивка мини – огорода на подоконнике, посадка лука, посев семян томатов, салата, петрушки. Уборка на участке сухих веток и травы на клумбе. Посадка семян цветов и овощей на клумбе и огороде детского сада, пересадка рассады. Дежурство в уголке природы.
Формирование основ безопасности:
Беседы: «Какие опасности таятся весной на улице?», «Тонкий лёд», «Опасные сосульки», «Опасные насекомые»
Игровая деятельность:
 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «Путешествие в весенний лес», «Зоологический музей насекомых».
Дидактические игры:
«Найди, где спрятано», «Сосчитай птиц», «Где летит насекомое», «Собери цветок из фигур», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Когда это бывает? », «Бывает – не бывает», «Кто, где живет?», «Кто как голос подаёт», «У кого какие птенцы?», «Кто летает?», «Зимует – улетает», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию», «Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т.д. Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».
Игры-драматизации:
«Заюшкина избушка», «Муха - Цокотуха». Физическое развитие Совместная деятельность Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим». Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Совушка», «Веснянка», «Солнышко и дождик», «Перелёт птиц».
Здоровьесберегающие технологии:
Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое донышко», «Ласточки летели», «На окне в горшочке выросли цветочки», «Вот такая стрекоза».
Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки», «Этот странный дом без окон».
Дыхательная гимнастика: «Цветы», «Ветерок».
Гимнастика для глаз: «Подснежник, «Солнышко и тучки», «Дождик».
Познавательное развитие:
Познавательно – исследовательская деятельность «Экологическая тропа весной». «В гости к хозяйке луга».
Совместная деятельность:
   Рассматривание картинок о весне, репродукций Левитана, Саврасова, Грабаря. Рассматривание тематических альбомов, картинок «Весна», «Птицы», «Цветы», «Насекомые» по лексическим темам.
Ведение дневников наблюдений за погодой, за птицами.
Наблюдения:
-За солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет).
-За небом (замечать изменения на небе, происходящих весной - стало высоким).
-За облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду).
-За дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают).
-За трудом взрослых весной (познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями весной; воспитывать уважение к работе дворника, желание помогать).
-За цветником (познакомить детей с названиями цветущих растений: тюльпаны, нарциссы, лён, бархатцы, примула).
-За птицами (уточнить представления о строении птиц, характерными особенностями, познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны).
-За насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).
 -За деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; отметить набухание почек). -За набуханием почек на ветках деревьев, поставленных в вазу.
-За растениями «Огорода на подоконнике».
-За прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Опыты, эксперименты:
«Солнечный зайчик», «Весенние кораблики», «Что произошло с луком?», «Лед – вода», «Снег-вода», «Кто нагрел предметы?», «Веточка в вазе».
Беседы: «Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Первые цветы», «Растения весной», «Весна и животные», «Шестиногие малыши», «Весенние радости», «Солнечная капель».

Художественно-эстетическое развитие
 Непосредственно – образовательная деятельность

Изобразительная деятельность
Рисование: «Нарисуй картинку про весну».
Лепка: «Птички клюют зёрнышки».
Музыкальная деятельность:
Слушание: П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок» Совместная деятельность.
 Составление рассказов по сюжетным картинам о весне, рассказов – описаний по картинкам о перелётных птицах, цветах, насекомых.
 Беседы : «Почему весна называется весна - красна», «Какое время года вам нравится?», «Весенние хлопоты птиц», «Весенние цветы», «Животные весной», «Насекомые весной».
Чтение художественной литературы.
 Чтение познавательной литературы: «Как появилась птица?», «Как появился цветок», «Как появилась бабочка?».
 Чтение: заклички «Иди, весна, иди, красна…», стихотворения Е.Баратынского «Весна – весна» (в сокр.), Е. Серова. «Одуванчик». Чтение рассказа С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова. Чтение стихотворений К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище». Чтение пословиц и поговорок о весне, загадок о перелётных птицах, цветах, насекомых.
Работа с родителями.
 Статья «Как предупредить весенний авитаминоз?»
Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».
Изготовление скворечника.

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.
3. Проведение итогового комплексного занятия «Весна - красна»;
4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку, сетевой город.

Отчёт о реализации проекта.
     В ходе работы по проекту, дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. За время проекта дети расширили свои знания о весне, о животных и птицах весной. Дети научились выделять характерные изменения сезонные в природе, перечислять перелётных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. Пополнился и обогатился словарный запас детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».
     В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательные чтения, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты.
    Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд. Свои ежедневные наблюдения за погодой, птицами дошкольники отмечали в календаре природы.
      В уголке природы были помещены макеты скворечников, изготовленных родителями, насекомых. С удовольствием ребята включались в творческую деятельность по созданию поделок из природного и бросового материала, в рисовании использовали нетрадиционный материал.
     С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку скворечников. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу.
     Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Природа и мы».


  Список используемой литературы:
    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е издание, испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014-368с.
    Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В.Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. Под ред. проф. Л.В.Лопатиной – Спб, 2014. Программа образования ребенка-дошкольника/авт.-сост. Л.В.Кузнецова и др.- Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.-292с.    
     Л.В.Соловей. Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента «Традиции чувашского края» - Чебоксары, 2015 – 72с.
        Комплексное перспективное планирование. Средняя группа/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва, 2011-80с.
     Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Методическое пособие. М.: Мозаика - Синтез, 2012.
     Веракса Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
    Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96с.   
     Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.
     Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 160 с.
    Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.
      Петрова В.И., Ступник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
    Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. - М.: Мозаика – Синтез, 2015–64 с.
     Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.  
     Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 80 с.
      Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.– М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 84 с.
      Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет/Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М., 2005.
     Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада - М.: Мозаика-синтез, 2009– 96 с.
    Куцакова. Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.



 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный тематический проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту.

Краткосрочный проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту....

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Проект «День Земли» Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель.

Проект«День Земли»Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х.Участники проекта: дети средней  группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель....