«Моя семья»
проект (младшая группа)

Морозова Ольга Станиславовна

Если   начать формировать ценностные представления о семье  c дошкольного возраста, то  ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект для детей 3-4 лет

«Моя семья».

Подготовила: Морозова О.С.

Паспорт проекта

Гипотеза:

         Если   начать формировать ценностные представления о семье  c дошкольного возраста, то  ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии. 

Актуальность:

              Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

           В современных  условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

       В   Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются. 

             

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи  и матери  в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.

Вид проекта: краткосрочный

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Время реализации проекта:   апрель 2020 г.

Участники проекта: воспитанники младшей группы «Теремок», родители, воспитатели.

Проблема: 

         В результате работы и  диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные    представления о своей   семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

     Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

       Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.

            Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.  

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.

Цель проекта:

Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей представления о семье.
  • Формировать представления о родственных отношениях.
  • Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
  •  Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  • Способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
  • Воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.
  • Воспитывать чувства любви и уважения к матери, желание помогать ей, заботиться о ней.
  • Создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.

  Предполагаемый результат:

  • Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
  • Знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники.
  • Повысить педагогическую культуру родителей.
  • Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
  • Владение понятием «Семья», расширение информации о своей семье.
  • Составление рассказов о своей матери и семье.
  • Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
  • Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
  • Улучшение взаимоотношений в семье между разными поколениями, через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в детском саду.

 Продукт проектной деятельности:

  • Оформление альбомов  «Я и моя семья», коллаж «Моя семья».
  • Организация выставок рисунков, наглядной информации в групповых  раздевалках  о семье, маме.
  • Совместное мероприятие для родителей и детей «Мама – самый лучший друг».
  • Выпуск газеты ко дню матери «Мама, папа я дружная семья».

Интеграция образовательных областей: 

Социально – коммуникативное развитие:

 «Социализация»:    

  • Развивать игровые навыки  детей во время игр.
  • Общение со сверстниками и взрослыми: Побуждать детей к общению, формировать навык сговора на игру: «Я – мама, ты – папа».                                                                          

«Коммуникация»:

  • Формировать представление  о домашнем труде матери и посильной помощи ребёнка.
  • Побуждать желание узнать  больше о домашней работе.   
  • Создание рассказов о том, как ребенок дома помогает маме.

 «Труд»

  • Поощрять желание помогать убирать игрушки на место. Мотивация:  делаю, как мама.

 «Безопасность»

  • Формировать навыки безопасного поведения во время игры: «Мамы на прогулке с детьми».
  • Беседа: «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».
  • Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».
  •  Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.

Познавательное развитие:

«Познание»:

  • Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о том, как трудится мама дома, как ей нужно помогать. Поощрять интерес к источникам информации: иллюстрациям, картинкам, фотографиям.

«Речевое развитие»:

  • Активировать речь детей во время игр, учить проговаривать свои действия, закреплять умение договориться об игре: «Я – мама, ты – папа».
  • Активизировать речь детей при составлении рассказов (по повтору за взрослым), при составлении предложений из 2-4 слов. Формировать желание произносить слова правильно.
  • Рассматривание картины:  «Мама варит обед», иллюстраций о домашнем труде.
  • Прививать интерес к литературным произведениям, стихам.
  • Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками – книге о маме, проявление положительных эмоций  при рассматривании знакомых иллюстраций, фотографий.
  • Стихотворение о маме, рассказ о маме, песенки колыбельные.

Художественно – эстетическое развитие:  

«Художественное творчество»

  • Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, рисованию.       
  • Создание праздничной газеты из продуктов детской деятельности                           «Мама, папа я дружная семья!».

Физическое развитие:

«Здоровье»

  • С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей проявлять свои положительные эмоции в игре, продуктивной деятельности.
  • Формировать умение с  опорой на сенсорные каналы восприятия проявлять эмоциональный отклик во время речевых пальчиковых игр.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно -подготовительный

  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям
  • Составление паспорта проекта
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап. Практический

  • Проведение с детьми бесед.
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
  • Оформление выставки книг.
  • Рассматривание картин, выставка рисунков «Портрет моей мамы»,  изготовление подарков-сюрпризов.       
  • Прослушивание  песен о маме и разучивании некоторых из них.

Схема реализации проекта

Образовательные

области

Виды детской деятельности

Познавательно - речевое развитие

Познавательные занятия: «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей»,  «Моя семья - моя радость», «С кем я живу»,

Беседы:  «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи»

Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».

Заучивание пословиц и стихов о семье.

Отгадывание загадок о семье.

  Чтение произведений: С. Капутикян  «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья»,  А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу»,

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»

Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя семья».

Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка»,

 «Кто такие -  родные, друзья, соседи».

Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот».

Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»

Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения».

Физическое развитие

Игра пальчиковая: «Семья», «Как я мамочку люблю, как её я назову».                                                                                               Подвижная игра: «Мама курочка и цыплята».

Беседы: «Правила безопасного  поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «В здоровом теле – здоровый дух»

Совместно с детьми разработать правила чистюли.

Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других в семье.

Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.   

Художественно- эстетическое развитие

Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Моя семья».

Аппликация: «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок».

Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы».

Оформление выставки: «Моя семья».

Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным.

Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик»,

Взаимодействие  с семьей.

Выпуск газеты: «Мама папа я дружная семья!».

Анкетирование: «Знаете ли вы  своего ребенка?»; «Семейные традиции».

Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», «Семейные традиции»

Памятки  и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи».

Оформление альбомов: «Я и моя семья», коллаж «Моя семья»

 Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении с темой о семье.

Досуг для родителей и детей «Мама – самый лучший друг».

Методы и приёмы:

 Организационные, наглядные, словесные, практические, логические, мотивационные.

3 этап. Заключительный:

  • Альбом  «Моя семья»
  • Выставка  газеты  «Мама, папа я дружная семья»
  • Детские рисунки на тему «Моя семья».
  • Совместное мероприятие для родителей и детей «Мама – самый лучший друг».
  • Конкурс  стихов  «Мама – солнышко  моё».

Работа по проекту с родителями:

  • Консультирование родителей по теме проекта.
  • Помощь в оформлении фотоальбома.
  • Совместное оформление групповой комнаты шарами.
  • Участие в празднике «Мама – самый лучший друг».

Итог проекта:

  • Анализ результата проектной деятельности: положительная оценка творчества детей и родителей.
  • Дети уяснили разницу в праздниках: «День матери» и «8 марта».
  • Досуг: «Мама – самый лучший друг».
  • Презентация «День матери России».
  • Оформление информационного стенда о Дне Матери.

В результате решения проблемы:

Дети:

  • Дети получили необходимую информацию о своей семье.
  • О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
  • Имеют представление о родственных отношениях.
  • Имеют представления о родословной как истории семьи.
  • Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.

Родители:

  • Повышается компетентности родителей    в вопросах семейного воспитания.                                                                              
  • Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  • Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
  • Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

 Самоанализ работы над проектом.

Проект носил познавательный, развивающий, воспитательный характер. На протяжении всего проекта у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

В ходе проекта мы старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них. Были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, использовались задания на развитие мелкой моторики.

В ходе проекта удалось выявить проблемные моменты, которые нужно отрабатывать в дальнейшем, это речь детей, память, медленный темп работы, умение реагировать на неудачу или затруднения в продуктивной деятельности.

В нашем мероприятии была тесная взаимосвязь с родителями. Родители были активны, заинтересованы, проявили своё творчество, поделились своими умениями, знаниями. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания.

 

Литература:

  • Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе». – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
  • Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2–4 года / Сост. В. В. Гербова.
  • Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». – М. : Мозаика-Синтез, 2010
  • «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.
  • «Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.
  •  «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.
  • «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО  М.: «Детство-пресс», 2010г.
  • «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....