Педагогический проект "Весна, весна на улице"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Роганова Галина Владимировна

Проект поможет сформировать  у детей младшего дошкольного возраста представления о весеннем времени года через разные виды деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vesna_vesna_na_ulitse.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Весна, весна на улице, весенние деньки»

(краткосрочный)

с  детьми  второй младшей группы

общеразвивающей направленности

№ 8 «Незнайка»

г. Заволжье

2018 г.

 Тип проекта:  познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта:   краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:   дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

                     

                                         

Актуальность проекта:

Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. 

 В ходе диагностического обследования были выявлены следующие проблемы: дети не называют характерные признаки весны, не умеют устанавливать простейшие связи между сменой времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности, бедный словарный запас. Чтобы устранить эти проблемы, было решено разработать проект по теме «Весна, весна на улице, весенние деньки».

Цель проекта:   Формировать представление детей о весеннем времени года через разные виды деятельности.

Задачи:

  1. Формировать умение замечать красоту  весенней природы
  2. Расширять представление о характерных особенностях весенней природы.
  3. Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц и животных, состоянием деревьев.
  4. Развивать желание разучивать стихи о весне, птицах, петь песни, выполнять танцевальные движения, играть в игры, рисовать весенние сюжеты.
  5. Продолжать формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования со снегом, водой, сосульками, солнечными зайчиками.
  6. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью (опасно играть там, где сосульки, беречь ноги от промокания).
  7. Продолжать прививать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.

Предполагаемый результат:

  1. У детей формируются знания о весне, как о времени года,
  2. Продолжает развиваться познавательный интерес к изучению природы,
  3. Развивается интерес и желание к экспериментальной деятельности,
  4. У детей начинает формироваться осознанное бережное отношения к природе, к растительному и животному миру.

Формы реализации проекта:

ОД, беседы, наблюдения, досуговая деятельность, игровая деятельность, исследовательская деятельность,  продуктивная деятельность, чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

Первый  этап - подготовительный.        

  1. Создать необходимые условия для реализации проекта.
  2. Наметить план действия.
  3. Информировать родителей (законных представителей) с планированием ОД по  теме  «Весна, весна на улице, весенние деньки».
  4. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу на весеннюю тематику.
  5. Использовать при реализации проекта следующую  методическую литературу:
  • «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2012.
  • «Изобразительная деятельность в детском саду». Т. С. Комарова. Мозаика-Синтез, 2016.
  • «Развитие речи в детском саду». В.В. Гербова. Мозаика-Синтез, 2016

Второй этап – основной.    

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Третий этап – итоговый (заключительный). 

Включает в себя сбор и обработку результатов, обобщение материалов проекта.

Ответственные за реализацию проекта:   воспитатели группы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель

         

          Подготовить предметно-развивающую среду

для дальнейшей реализации проекта

работа

с детьми

  1. Диагностика знаний по теме «Весенние признаки».
  2. Введение в проект: внесение игрушки Капельки (от сосульки), создание заинтересованности  у детей темой проекта  «Весна, весна на улице, весенние деньки»

работа по группе

  1. Изготовление альбома «Весенняя сказка»
  2. Изготовление макетов: «Весна в лесу», «Весенняя прогулка»

работа с родителями

  1. Анкетирование «Знания вашего ребёнка о временах года»
  2. Выпуск статьи  «Как правильно организовать прогулки детей весной», «Детский травматизм в весеннее время».
  3. Привлечение родителей к трудовому десанту по изготовлению скворечников, расчистке участка от сугробов.

предполагаемые результаты

  1. Пробуждение у детей интереса к теме проекта «Весна, весна на улице, весенние деньки».
  2. Создание заинтересованности  родителей  темой проекта.

ОСНОВНОЙ  ЭТАП

цель

Накопление детьми необходимых знаний

работа

с детьми

  1. Беседы:

 «Что мы знаем о весне»,

«Для чего нужны скворечники?»,

«Одежда детей и взрослых весной»

  1. ИКТ:

Просмотр мультфильмов: «Весна» (Маша и Медведь)

Презентация «Весна. Звери и птицы весной»

  1. ОД:   

Разучивание стихотворения «Ласточка» Б. Заходера

Чтение «Пришла весна»  Л. Толстой

Лепка «Угощение для птичек»

Аппликация «Скворечник»

Пение «Птичка» муз. М. Раухвергера

Слушание «Воробей» муз. А. Руббаха

  1. Дидактические игры:

«Приметы весны»

«Перелётные птицы»

«Времена года»

Весенняя поляна»

  1. Труд на участке:

«Покормим птиц»

«Раскидаем снег лопатой»

  1. Подвижные игры:  

«Птички и птенчики»

«Совушки»

«Птички в гнёздышках»

  1. Экспериментирование «Плывёт кораблик по ручью»

работа по группе

  1. Подбор видеотеки с мультфильмами о весне.
  2. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций о весне, весенних признаках

работа с родителями

Изготовление информации «Выходной день с пользой.

предполагаемые результаты

Расширяют, актуализируют знания о многообразии зимних игр, делятся впечатлениями о понравившихся мероприятиях

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

цель

Обобщение знаний по теме проекта

«Весна, весна на улице, весенние деньки»

работа

с детьми

  1. Беседа «К нам пришла весна»
  2. Слушание:

П.И. Чайковского «Времена года»

Вивальди «Весенняя пляска»

М. Глинка «Жаворонок»

  1. Пальчиковые игры:

«Подснежники»

«Весна»

«Солнце светит на дорожку»

  1. Экспериментирование  «Плачет грустная сосулька»
  2. Труд «Мы помощники» (раскидывание снежных сугробов)
  3. Весенняя забава «Солнечные зайчики»
  4. Подвижные игры:

«Птички в гнёздышках»

«Птички и птенчики»

работа по группе

Изготовление раскладушки «Гуляем – наблюдаем»

работа с родителями

 Фотовыставка  «На прогулке всей семьёй»

предполагаемые результаты

Самостоятельное использование детьми накопленных

         знаний  при  общении  друг с другом, и при развитии

         игровых сюжетов на весеннюю тематику

Примечание:  все запланированные мероприятия проекта отражены в перспективном плане

Приложение 1

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Скворечники»

Цель:    учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться  в пространстве; выполнять правила игры. Развивать внимание, ловкость.

Ход игры:    на площадке чертятся круги: на один меньше числа играющих. Это - скворечники.

Все дети – скворцы. Они «летают» по площадке врассыпную. На сигнал: «По домам» - все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз.

Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.

«Солнышко и дождик»

Цель:    учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание.

Ход игры:    дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!». Игра повторяется несколько раз.

 «Птички и птенчики»

Цель:    упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место.

Ход игры:    дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.

«Через ручеёк»

Цель:    учить детей перепрыгивать с одного места на другое, действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, внимание, координацию движений.

Ход игры:    на площадке чертится две линии на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой – это ручеёк.

Играющие стоят у черты, они должны перейти ручеёк по камешкам  (четко начерченным кружкам), не намочив ног. Те, кто оступились – намочили ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамеечку. Затем они снова включаются в игру.

«По ровненькой дорожке»

Цель:    учить выполнять движения по тексту: ходьба, прыжки, приседания; ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, координацию движений.

Ход игры:    дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки. Раз-два, раз- два.

По камешкам, по камешкам, в яму — бух!  При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», — они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки.

Приложение  2

ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ГИМНАСТИКИ

«Весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.        (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.)
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.   (Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,     (Выполняем руками волнообразные движения)
А из под старой травки       (Ладони сомкнуты «ковшом»)
Уже глядит цветок...
Раскрылся колокольчик     (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)).
В тени там, где сосна,    (Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.   (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь».)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.   ачаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

«Подснежник»
Их видимо-невидимо,     (Показать все пальцы на обеих руках)
Не сосчитаешь ты.
Кто смог такие выдумать
Красивые цветы?      (Загибать по очереди все пальчики)
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,     (Поглаживать пальцы правой, затем левой руки)
Чуть-чуть поколдовали –
И сделали цветок!    (Соединить руки, вместе изображая цветок)

ДИНАМИЧЕСКИЕ  ПАУЗЫ

«Подснежники просыпаются».     Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.     (Выполняют движения по тексту)

«Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.     (дети ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.    (плавно покачивают руки вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.     (ритмично потирают щеки)
А весной на носик ставит
Точки - точки - точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!     (ритмично постукивают пальцем по носу)

«Ласточка»
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну - красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

«Весна пришла»
Солнце, солнце высоко    (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло   (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей,    (Приседание)
Звонко побежал ручей,    (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите, лужи все перешагните.   (Ходьба по кругу).

«В путь»
В лес весенний мы шагаем    (Идут маршевым шагом).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки        (Идут топающим шагом).
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке       (Идут на носках).
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали.      (Бегут на носочках).
В лес весенний прибежали.

«Весна»
Весна, весна! Пришла весна!  (Хлопки в ладоши).
Тепло на крыльях принесла.   (Короткие взмахи руками-крыльями)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордой головой   (Ходьба. Приподнять повыше подбородок).
Расцвел подснежник голубой.  (Руки в стороны).
Он весь пушистый, серебристый   (Приседания).
На солнце маленький стоит.   (Прыжки).

Приложение 3

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Л. Толстой «Пришла весна…»

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, и ничего впереди себя не видели, и в лужу упали.

В.Сухомлинский «Мальчик и колокольчики ландышей»

Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми Колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей. Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали:

— Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

— Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, — ответил мальчик.

— Хорошо, — сказали Колокольчики и Ландыш, тихо вздохнув. — Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.

Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков и Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

— Растите, Колокольчики, — тихо вымолвил мальчик.

Пословицы и поговорки

Весенний день – что ласковое слово.

Весна – цветами красна.

Солнце пригрело – все поспело.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

                                                         

                                                                СТИХИ

«Весна»

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Е. Карганова

«Весенняя песня»

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

А. Плещеев

«Весенняя гостья»

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою…»

И. Белоусов

Приложение 4

«На весенней проталинке»

На проталинке жучок

Грел на солнышке бочок,

Вскоре вылез червячок,

А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,

И отправились домой

И жучок, и червячок,

И, конечно, паучок.

На проталинке опять

Завтра будут загорать

Жук, червяк и паучок…

Будут греть другой бочок.

Татьяна Гусаров)

 

Потешки

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Как весна идет, земля гудит.

Как весна пришла, вся земля расцвела.

Весна, весна! Красным красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!


Приложение 5

                                                           ЗАГАДКИ


Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Мед принесла.
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)

Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса –
Вот и к нам пришла…
(Весна)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Солнце).

Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный луч)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать, кто я?
Можешь угадать?
(Ветер)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду - от меня
Укрываются.
(Дождь)

В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся
Улыбнулся:
- Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь,
Что разлечусь.
Тише, ветер луговой!
(Одуванчик)

На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки –
Желтые глазочки.
(Мать-и-мачеха)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии "Весна, весна на улице!"

На данном занятии знакомим детей с природой, её обитателями. Учим бережному обращению с природой. Воспитываем в детях любовь к прекрастному (прослушивание в грамзаписи пение птиц, звуки леса)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весна, весна на улице, весенние деньки…»

Педагогический замысел: задачи мониторинга освоения детьми содержания образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Задачи:выявить круг представлений детей об окружающем мире;опр...

ТЕМА: «Весна, весна на улице». Конспект для группы детей со сложным дефектом синдром Дауна(4-5 лет) 1-й год обучения.

Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Статистики подсчитали, что частота рождения таких детей составляет примерно один на 600-800 новорожденных. Люди мало знают о синд...

Весна, весна на улице

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 летТема: «Весна, весна на улице…»Задачи: 1.Образовательные:  закреплять и расширять з...

НООД "Весна, весна на улице"

"Весна, весна на улице"...

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....