ТЕМА: «Весна, весна на улице». Конспект для группы детей со сложным дефектом синдром Дауна(4-5 лет) 1-й год обучения.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Краева Оксана Сергевна

Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Статистики подсчитали, что частота рождения таких детей составляет примерно один на 600-800 новорожденных. Люди мало знают о синдроме Дауна и его проявлениях у детей .  Часто он  выражается умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими  физическими аномалиями, но для всех очевидно: ребенок, с таким диагнозом-не совсем такой, как другие дети, он по-другому развивается, мыслит, разговаривает.

   У меня, как  у воспитателя  МОУ ППМС ЦДК «Шанс», работающего в группе с детьми с синдромом Дауна, появилось много вопросов: как воспитывать, корректировать развитие нарушенное аномалией, обучать? Опыт групповой работы с детьми с синдромом Дауна недостаточно освещен, в  большей степени проводится индивидуальная работа. Я предоставляю свой опыт в виде группового занятия. Планирование и вся работа основывается на результатах диагностики детей. В своей работе я использую программы: «Маленькие ступени» М. Питерси и Р. Трилон, Примерную программу коррекционно - развивающей работы для детей с ОНР от 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

    Данный конспект представлен в рамках цикла занятий. При  разработке занятия я учитывала возраст и особенности детей (мои дети  не имеют навыков вербального общения). Важно понимать, что возраст развития детей с синдромом Дауна отличается от биологического возраста. Упражнения, которые предлагаю для группового занятия, я выбрала с учетом  актуального развития детей моей группы, учитывая способности в отдельных сферах: мелкой, общей, артикуляционной моторики, познавательно-речевого развития. Для того, чтобы групповое занятие было эффективным, в одном занятии я сочетала «очень простые» и «достаточно сложные» задания. Такой подход учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, зону  его ближайшего развития.

    Цели занятия позволяют мне осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, познавательное развитие, способствуют совершенствованию коммуникативных умений и навыков, а также развивать моторику рук и тонких тактильных ощущений. Учить детей методом вдавливания делать на мокром песке баррельефные отпечатки, последовательно собирать и разбирать матрешку. Продолжать совершенствовать навыки личной гигиены.  Воздействовать на их физическое развитие.  С помощью дыхательного упражнения формирую правильное  диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох в определенном направлении.

   У детей с синдромом Дауна понимание опережает развитие активной речи, поэтому на занятии я обучаю и помогаю им активно пользоваться жестовой речью.

   Данный конспект рекомендован для работы с детьми с синдром Дауна со сниженным интеллектом и сопутствующими диагнозами: СДВГ, ОНР- I уровень.