Картотека игр по социально- коммуникативному развитию для детей 5 - 6 лет.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

В данном материале содержится  картотека игры по социально - коммуникативному развитию для детей старшей группы. Эти игры дадут  детям возможность войти в мир социальных отношений, помогут приобщиться к разным видам социальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sots_-_kom.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное    учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Картотека дидактических игр

по социально - коммуникативному развитию

для детей старшей группы компенсирующей направленности

Используемая литература  "Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС ДО"

автор: Коломийченко Людмила ВладимировнаЧугаева Галина ИвановнаЮгова Любовь Ивановна

Издательство: Сфера, 2018 г.

Игра «Собери фигуру» К№1

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Оснащение: настольно-печатная игра «Собери фигуру»

Ход:

Дети собирают из частей фигурки человечков  — мальчиков и девочек (фигурки можно взять из журналов, книг). Картинка разрезана таким образом, чтобы на ней четко прослеживалась определенная часть тела. Воспитатель. Чем мальчики и девочки похожи внешне?

Дети. У них есть ноги, руки, туловище, голова.

Воспитатель. Сколько у человека рук? А сколько ног?

Дети. Две руки, две ноги.

Воспитатель. А сколько у человека ушей, глаз, щек, губ?

Дети отвечают. А чего у нас много?

Дети. Волос, зубов.

Воспитатель. Молодцы! А что у человека располагается на голове?

Дети. Уши, нос, рот.

Воспитатель. Правильно, ребята, на голове расположены уши, нос, рот, при помощи которых мы слышим, осязаем, говорим. Пусть встанут те, у кого голубые (карие, зеленые) глаза. Посчитайте, сколько у нас в группе детей с голубыми (карими, зелеными) глазами. Запишите это на третьей странице нашего дневника.

Дети выполняют задание. Пусть встанут те, у кого светлые (темные, рыжие) волосы. Посчитайте, сколько у нас ребят со светлыми (темными, рыжими) волосами. Запишите это на той же странице.

Дети выполняют задание. Встаньте те, у кого прямые (кудрявые) волосы. Посчитаем и запишем в дневнике, сколько у нас в группе детей с прямыми и кудрявыми волосами.

Дети выполняют задание. А теперь пусть встанут те, у кого длинные волосы. Дети выполняют задание. Кто обычно носит длинные волосы?

Дети. Девочки.

Воспитатель. Правильно, ребята, длинные волосы  носят девочки, они их заплетают в косы, украшают заколками, бантами. А у кого из девочек нашей группы самые длинные волосы?

Дети отвечают. Ответы детей записываются на третьей странице дневника группы. Но у девочек могут быть и короткие волосы. Встаньте те девочки, у кого короткие волосы. О том, сколько у нас в группе девочек с короткими волосами, мы запишем на этой же странице. Ребята, а у наших мальчиков какие волосы?

Дети. Короткие.

Воспитатель. Правильно, ребята, мальчикам обычно стригут волосы, у них короткие стрижки. Но у них бывают и длинные волосы. А в нашей группе есть мальчики с длинными волосами? Посчитайте, сколько их?

Дети отвечают на вопросы и записывают ответы в дневник.

Ребята, а кто из детей нашей группы самого высокого роста? А кто самый низкий?

Стр.33

Игра «Чем мы похожи»  К№2

Цель: формировать адекватную идентификацию себя со сверстниками своего пола;

Оснащение: оснащение не требуется.

Ход:

Первый вариант. Дети сидят в кругу, воспитатель приглашает в центр круга одного из участников на основе какого-либо сходства с собой. Например: «Игорь, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что мы с тобой живем в одном селе (у нас с тобой одинаковый цвет глаз; у нас с тобой есть младшие сестры и т.д.)». Вышедший в круг ребенок приглашает еще кого-нибудь подобным образом. Игра проводится до тех пор, пока все дети группы не окажутся в центре круга.

Второй вариант. Дети расходятся в разные места групповой комнаты. По очереди называют какие-нибудь реалии. Те дети, которые им соответствуют, подходят к назвавшему. Например: «Подойдите ко мне те, у кого любимое блюдо — пельмени», «Встаньте сюда те, кто хорошо катается на велосипеде», «Бегите ко мне те, кто летом отдыхал на море» и т.д. Таким образом, дети постоянно переходят из одной подгруппы в другую.

Стр.35

Игра «Определи настроение»   К№3

Цель: формирование основ внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным. 

Оснащение: фотографии детей в различных эмоциональных состояниях (спокойный, веселый, грустный, сердитый, довольный, испуганный, удивленный, обиженный) карточки-схемы с изображением радости, грусти, гнева, испуга, удивления, обиды;

Ход:

Дети рассматривают фотографии детей в различных эмоциональных состояниях и подбирают к ним соответствующие пиктограммы, которые расположены в разных местах комнаты.

Стр.37

Игра «Настроение»        К№4

Цель: развивать наглядно-образное мышление, зрительную па-

мять, воображение, социальную перцепцию, речевой диалог;  актуализировать использование полученной информации

в игровой деятельности

Оснащение: настольно-печатная игра «Настроение»

Ход:

Игра построена по типу «лото». Игровая карточка состоит из статично наклеенной картинки с изображением персонажа и незаполненной части. Задача: подобрать картинку, соответствующую заданному эмоциональному состоянию: а) реальное изображение, б) цвет, в) схема. Воспитатель раздает детям набор карточек (3—4 шт.). Предлагает соединить их по принципу соответствия.

Стр.39

Игра «Правильно — неправильно»  К№5

Цель: формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков;

— способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности; 

Оснащение: настольно-печатная игра «Правильно — неправильно»

Ход:

Детям раздают карточки с изображением различных поступков мальчиков. Их нужно разделить на две группы: хорошие поступки, плохие поступки.

Стр.43

Игра «Одна дома»    К№6

Цель: формировать дифференцированные представления о качествах девочек 

Оснащение: настольно-печатная игра «Одна дома»

Ход:

На большой карте изображен плачущий малыш. Нужно отобрать и расположить вокруг изображения только те карточки, на Раздел «Человек среди людей» 45которых нарисованы предметы, помогающие успокоить плачущего малыша (игрушка, молочный рожок, тарелка с кашей и т.д.).

Стр.45

Игра «Узнай, какое настроение»    К№7

Цель: актуализировать использование полученной информации

в игровой деятельности. 

Оснащение: фотографии детей в различных эмоциональных состояниях,

наборов карточек со схематичными изображениями эмоций

Ход:

Воспитатель показывает фотографии детей в различных эмоциональных состояниях. Дошкольники выбирают из индивидуальных наборов карточек со схематичными изображениями эмоций те, которые соответствуют настроению детей, изображенных на фотографиях.

Стр. 47

«Кто больше назовет вежливых слов»   К№8

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения. 

Оснащение: не требуется

Ход:

Дети делятся на две команды и по очереди называют вежливое слово («здравствуйте», «до свидания», «простите», «извините», «спокойной ночи», «с добрым утром», «будьте добры», «пожалуйста» и др.). Побеждает команда, которая назовет больше слов.

Стр.55

Игра «Ласковое слово»  К№9

Цель: способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих возрасту и полу.

Оснащение: волшебная палочка.

Ход:

Дети садятся в круг. После слов воспитателя: «Волшебную палочку в руки возьму, и ласковое слово другу подарю», дошкольники начинают передавать друг другу «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова соседу.

Стр.55

Игра «Уроки этикета»   К№10

Цель: актуализировать использование полученной информации

в игровой деятельности.

Оснащение: настольно-печатная игра «Уроки этикета».

Ход:

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три группы, каждой группе — по карте. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их рядом с большой картой. Если на картинке изображено правильное поведение героев, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае неправильного поведения персонажей, карточка откладывается в сторону. После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает каждой микрогруппе проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведению персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

Стр.57

Игра «Модный салон»  К№11

Цель: воспитывать чувство восхищения гармонией внешней и

внутренней красоты взрослых людей;

Оснащение: иллюстрации с изображением мужчин и женщин в

красивой одежде; настольно-печатные игры «Модный салон».

Ход:

На одной карте нарисован  нарядно одетый мужчина, на другой — женщина. Нужно подобрать к каждой из карт маленькие карточки, на которых изображена мужская и женская одежда.

Стр.59

Игра «Кому что нужно?»  К№12

Цель: актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оснащение: настольно-печатная игра  «Кому что нужно?»

Ход:

На листе бумаги нарисованы три женщины в разных по цвету и стилю платьях. Рядом изображены украшения: различные по цвету и размеру бусы, серьги, клипсы, браслеты, цепочки. Нужно подумать, какие украшения по цвету и стилю подойдут каждой из женщин и соединить их линиями.

Стр.59

Игра «Раз, два, три, нужное место найди»   К№13

Цель: формировать первоначальные представления о проявлениях достойного поведения женщин;

Оснащение: сюжетные картинки с изображением достойного (заботится о ком-то, о чистоте и уюте в доме, своем внешнем виде) женского поведения и с изображением сказочных героев наборы карточек со схематичным изображением эмоций;

Ход:

Воспитатель устанавливает в разных местах групповой комнаты пиктограммы. Он читает небольшие отрывки из художественных произведений и предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

Стр.70

Игра «Комплименты»    К№14

Цель: актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оснащение: мяч

Ход:

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, произнося добрые, ласковые слова.

Стр.71

Игра «Узнай по голосу»     К№15

Цель: формирование полоролевой социализации.

Оснащение: не требуется

Ход:

Водящий поворачивается спиной к участникам. Один игрок называет имя водящего, а он должен догадаться, чей это голос.

Стр.71

Игра «Правильно — неправильно»    К№16

Цель: формирование полоролевой социализации.

Оснащение:  настольно-печатная игра «Правильно — неправильно».

Ход:

По предложению воспитателя дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению. В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций.

Стр.71

Игра «Что перепутал художник?» К№17

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.

Оснащение: настольно-печатная  игра  «Что перепутал художник?»

Ход:

 Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены люди разных профессий, занимающиеся не своей деятельностью, например: повар строит дом, медсестра продает овощи в магазине. Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник? Почему?» Игра «Куклы идут работать» Используются картонные куклы, на которые можно надевать различную одежду (из картона). Куклам дают имена и отчества. Педагог на столе раскладывает предметы одежды. Дети подбирают одежду и головной убор так, чтобы получились комплекты форменной одежды для людей различных профессий. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия (например: «Василий Петрович надевает на работу желтый комбинезон и каску. Он строитель. Эта одежда защищает его»; «Ольга Ивановна надевает на работу белый медицинский халат и шапочку. Она врач. Эта одежда помогает соблюдать чистоту, по белому халату сразу узнаешь, что это врач»; «Александр Иванович надевает для выступления красивый костюм. Он циркач. Эта одежда украшает его»).

Стр.74

Игра «Угадай мою профессию»  К№18

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.

Оснащение: предметы, игрушки или картинки к той или иной профессии.

Ход:

С помощью считалки выбирают водящего — ребенка, который будет загадывать загадку. Он произносит текст. На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Водящий отбирает реальные предметы, игрушки или картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?» Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет ее представитель.

Стр.75

Игра «Назови мамину профессию»  К№19

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.

Оснащение: мяч.

Ход:

Воспитатель. Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы будете бросать мяч мне и называть эти же профессии в женском роде. Например: повар — повариха, певец — певица, художник — художница, учитель — учительница, спортсмен — спортсменка, портной — портниха, продавец — продавщица, актер — актриса, официант — официантка и т.д.

Стр.76

Игра «Назови мамину (папину) профессию» К№20

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых. 

Оснащение: мяч

Ход:

Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот возвращает его и называете мамину (папину) профессию.

Воспитатель. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? Подумайте и расскажите, а я ваши рассказы запишу, и мы поместим их в газету.

Дети рассказывают.

Скажите, над чем вам нужно еще поработать, чтобы стать настоящими мастерами своего дела?

Стр.77

Игра «Подарки для дедушки, папы, сына» К№21

Цель: формирование уважительного отношения к семейным традициям.

Оснащение: перфокарта

Ход:

В игре используется перфокарта. Она представляет собой

лист формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре вырезан прямоугольник. Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги, на котором нарисованы мальчик, молодой и пожилой мужчина и подарки, которые можно им подарить. Для мальчика — игрушки (автомобили, конструкторы), книги, значки, спортивные принадлежности. Для молодого мужчины — часы, бритва, игры (шахматы, шашки), одеколон, для пожилого — книги, шарфы, перчатки,

зонты. Нужно провести линии разного цвета и соединить ими

изображения каждого из трех мужчин с теми подарками, которые их порадуют. В ходе выполнения задания проводится обсуждение.

Стр.84

Игра «Подарки для бабушки, мамы, дочери» К№22

Цель: формирование уважительного отношения к семейным традициям.

Оснащение: настольно-печатные игры «Подарки для бабушки, мамы, дочери».

Ход:

В игре используется перфокарта. На ней нарисована девочка,

молодая и пожилая женщины и подарки, которые можно им по-

дарить. Для девочки — игрушки (куклы), украшения (ленты, за-

колки), спортивные принадлежности (обручи, мячи, скакалки),

книги. Для молодых женщин — косметика (пудра, помада, лак

для ногтей), посуда, украшения (цепочки, бусы, браслеты, серьги), бытовая техника (кофемолки, миксеры). Для пожилых женщин — книги, пледы, шали. Нужно соединить линиями разного цвета изображения девочки и каждой из женщин с теми подарками, которые их порадуют, будут им приятны. В ходе выполнения задания проводится обсуждение.

Стр.86

Игра «Кому что нужно?»   К№23

Цель: становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи. 

Оснащение: картинки с изображением предметов обихода и столярных инструментов

Ход:

Дети рассматривают картинки с изображением предметов

обихода и столярных инструментов и говорят, для чего они нужны, кто (мама или папа) ими пользуется в семье.

Стр.90

Игра «Быт семьи»   К№24

Цель: становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.

Оснащение: настольно-печатная игра «Быт семьи»

Ход:

В игре используется перфокарта, представляющая собой лист

формата А4, по разным сторонам которого нарисованы члены

семьи (папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка) и то, чем занимаются они дома (недовязанные теплый шарфик и варежки, букет цветов, нарядные занавески, готовое блюдо, сумка с продуктами, газета, комнатный цветок и т.д.). В центре листа вырезан прямоугольник. Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем разноцветные линии, с помощью которых соединяет рисунок каждого члена семьи с

тем рисунком, на котором изображено то, чем он занимается в семье. В ходе выполнения задания воспитатель уточняет, как по-разному женщины и мужчины проявляют в семье внимание и заботу по отношению друг к другу, подводит итог: «Женщины создают тепло и уют в доме, следят за чистотой и порядком, могут приласкать, утешить, поддержать, порадовать других: украсить дом цветами, сшить нарядные занавески, связать теплые варежки. Мужчины обеспечивают семью всем необходимым, ограждают ее от неприятностей, решают серьезные семейные вопросы.

Стр.91

Игра «Кому это нужно?»  К№25

Цель: становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада, желание им помогать и доставлять радость.

Оснащение: настольно-печатная игра «Кому это нужно?»

Ход:

Дети работают на фланелеграфе: подбирают картинки с

изображением орудий труда или того, что нужно для работы,

к картинкам с изображением людей, которые работают в детском саду (воспитатель, помощник воспитателя, повар, шофер, дворник, музыкальный руководитель, медицинская сестра, прачка).

Воспитатель приглашает детей к стенду с фотографиями сотрудников детского сада, обращается к ним: «Выберите для себя одну фотографию и расскажите о ней: имя, отчество, профессия человека, как он о вас заботится. Ваши рассказы мы запишем на магнитофон, а потом оформим в виде книги.

Примерное содержание детских рассказов: повар вовремя и

вкусно кормит; няня и дворник наводят чистоту и порядок; воспитатели играют, занимаются с детьми, чтобы они росли добрыми,

честными, умными, здоровыми; методист помогает воспитателям

разобраться в их сложной работе; прачка следит за чистотой белья; шофер привозит вовремя продукты, новые игрушки, интересные книжки; заведующий руководит, следит за тем, чтобы ничего не перепуталось в работе взрослых.

Стр.93

Игра «Угадай, где я нахожусь»  К№26

Цель: становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада, желание им помогать и доставлять радость. 

Оснащение: не требуется.

Ход:

Ребенок изображает («рассказывает») помещение детского

сада, где он больше всего любит бывать. Остальные должны догадаться, о каком помещении идет речь.

Стр.95

Игра-лото «Что нужно взять с собой в школу?»   К№27

Цель 

Оснащение:

На большой карте нарисован портфель, вокруг которого нужно разложить маленькие карточки с изображением школьных принадлежностей (тетради, азбуки, ручки, карандаша, ластика,

линейки) и других предметов.

Стр.98

Игра «Разложи по порядку»    К№28

Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека. 

Оснащение: настольно-печатная  игра  «Разложи по порядку».

Ход:

Дети раскладывают по порядку картинки с изображением

жилищ человека в разные времена (пещера, землянка, изба, те-

рем, дворец, современный дом). Если они выполняют задание

правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до

конца лента. Если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной.

Стр.107

Игра «Машины-помощницы»   К№29

Цель: способствовать проявлению потребности в получении информации об истории труда человека.

Оснащение: настольно-печатная игра «Машины-помощницы».

Ход:

Из набора картинок с изображением разных предметов воспитатель предлагает детям выбрать те, на которых изображены

современные машины, облегчающие труд человека: стиральная

машина-автомат, микроволновая печь, пылесос, электродоильный аппарат. Детям нужно назвать эти предметы и объяснить

свой выбор.

Стр.110

Игра «Сортировка»   К№30

Цель: формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оснащение: настольно-печатная игра «Сортировка»

Ход:

Ведущий сортирует карточки по парам (веник — пылесос, русская печь — микроволновая печь, корыто с сечкой — кухонный комбайн, таз для стирки белья — стиральная машина-автомат, иголка с ниткой — швейная машина, рубель — электрический утюг) и делит наборы парных карточек поровну между играющими. По команде ведущего игроки должны подобрать парные карточки (веник — пылесос, русская печь — микроволновая печь

и т.д.) и сложить их. Побеждает тот, кто первым справится с заданием и правильно назовет предметы.

Стр.110

Игра «Едет, плавает, летает»   К№31

Цель: становление осознанного отношения к роли человека в развитии технического прогресса (транспорт).

Оснащение: не требуется.

Ход:

Воспитатель показывает картинки с изображением раз-

личных видов транспорта. Дети жестами показывают, как передвигается транспортное средство: едет по дороге — руками

изображают поворот руля, едет по рельсам — изображают движение поезда (руки около груди, согнуты в локтях, совершают круговые движения), передвигается по воде — делают движения пловца, передвигается по воздуху — изображаются взмахи крыльев.

Стр.113

Игра «Приветствие»  К№32

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Воспитатель предлагает детям встать в пары и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, каким образом они это сделали (пожали друг другу руки, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой друг другу).

Воспитатель. Каким образом взрослые люди могут поприветствовать друг друга без слов, кроме тех способов, которые вы назвали?

Дети. Мужчины приподнимают шляпы, мужчина женщине

может поцеловать руку.

Стр.119

Игра «Ласковые имена»  К№33

Цель: формирование ценностного отношения к себе.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Дети называют ласковые имена девочки. (Воспитатель говорит: «Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось».)

Стр.125

Игра «Подбери оружие и одежду для воина»   К№34

Цель: формирование уважительного отношения к защитникам Отечества, чувства гордости за русских воинов. 

Оснащение: настольно-печатная игра «Подбери оружие и одежду вои-

ну»

Ход:

Из разложенных на столе бумажных предметов нужно вы-

брать одежду и оружие, которое принадлежат как былинному герою-богатырю, так и современному солдату.

Стр.142

Хороводная игра «Плетень»    К№35

Цель: становление основ уважительного отношения к культуре своего народа.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Дети, взявшись за руки крест-накрест, встают в две шеренги

(одна напротив другой). Под музыку игроки из первой шеренги

подходят к стоящим напротив и кланяются. Поклонившись, воз-

вращаются обратно, делая несколько шагов назад. Затем игроки из второй шеренги под музыку делают то же самое. Звучит плясовая музыка, дети танцуют, используя знакомые движения. С окончанием музыки все бегут на свои места, делая «плетень» из скрещенных рук. Выигрывает команда, которая построится быстрее.

Стр.151

Игра «Дед»    К№36

Цель: становление основ уважительного отношения к культуре своего народа.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Играющие большинством голосов выбирают «деда», а сами

отходят в сторону и договариваются, какую полевую работу будут показывать, а затем воспроизводят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят: «Здравствуй, дед!»

«Дед» отвечает: «Здравствуйте, дети! Где вы были?» Дети: «На работе». «Дед»: «Что делали?» Дети имитируют выполнение той или

иной работы. «Дед» угадывает, что обозначают движения. Дети

ведут хоровод и поют про свою работу.

У нас серпы-то золотые,

А мы работники-то молодые!

Время жито жать.

Во снопочки вязать,

На ток возить,

Цепами молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

По окончании песни дети убегают, а «дед» их догоняет. Пойманный становится новым «дедом».

Стр.155

Игра «Узнай на вкус овощи»   К№37

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к

результатам земледельческого труда и к труду земледельцев.

Оснащение: кусочки разных овощей.

Ход:

В ходе выполнения задания уточняются названия овощей и

бобовых: морковь, свекла, редька, репа, картофель, лук, чеснок,

бобы, горох.

Стр.156

Русская народная игра «Горшки»    К№38

Цель: формирование основ уважительного отношения к результатам труда русских умельцев, бережного отношения к предметам культуры.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Дети делятся на две команды, одна — «горшки», другая — «хозяева». «Горшки» садятся на землю в кружок. «Хозяева» становятся за «горшками». Один из игроков — водящий — изображает

«покупателя». Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

«Почем горшок?»

«Хозяин» отвечает: «По денежке».

«Покупатель»: «А он не с трещиной?»

«Продавец»: «Попробуй!»

«Покупатель» легко ударяет пальцем по «горшку», говорит:

«Крепкий. Давай сговор!»

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чигари, чигари, собирайтесь гончары

по кусту, по насту, по лебедю гораздо! Вон!» Со словом «Вон!»

«хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот — «хозяин», а опоздавший становится водящим.

Стр.160

Русская народная игра «Лапти» К№39

Цель: формирование уважительного отношения к русской

традиционной одежде как элементу русской традиционной культуры.

Оснащение: верёвка, предмет — «лапоть».

Ход:

На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом спиной к нему. Игроки перебрасывают через голову какой-нибудь предмет — «лапоть».

Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают тот же вопрос. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих

(только в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.

Стр.170

Игра «Как рубашка в поле выросла» (лента времени) К№40

Цель: формирование бережного отношения к природе.

Оснащение:  «Как рубашка в поле выросла» (лента времени)

Ход:

Две подгруппы детей работают одновременно. Первая подгруппа раскладывает по порядку картинки, на каждой из которой нарисован один из этапов выращивания льна и изготовления одежды (сеяние, уборка, вымачивание, трепание, чесание, прядение, ткут холст, шьют рубашки). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровная).

Стр.173

Игра «Про кого это сказано?»  К№41

Цель: формирование осознанного отношения к эстетической

и нравственной ценности произведений народного творчества.

Оснащение: альбом русских народных пословиц с нарисованными к каждой пословице сюжетными картинками, раскрывающими смысл пословиц

Ход:

Воспитатель произносит пословицы «Птица сильна крылами, а человек друзьями», «Любишь кататься, люби и саночки

возить», «Когда хочется много знать, не надобно много спать»,

«Поспешишь — людей насмешишь», а дети подбирают к ним

подходящую по смыслу сюжетную картинку и рассказывают, почему они выбрали именно ее.

Стр.180

Русская народная игра «Гори, гори ясно»  К№42

Цель: формирование уважительного отношения к традициям

русского народа.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага «горящий» — тот, кто водит. Ему запрещено

оглядываться назад. Играющие поют.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат —

Гу-гу-гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем пара играющих, стоящая в веренице последней, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой — по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди «горящего». Если это им удается, «горящий» продолжает водить, если нет и он ловит кого-нибудь из них, оставшийся без пары водит — становится «горящим». Новая пара занимает место за новым «горящим»,

и игра продолжается.

Стр.184


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС до)

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС до)Ирина РумянцеваКартотека «Игры по социально — коммун...

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию. Для детей младшей группы (3-4 года).

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию. Для детей младшей группы (3-4 года)....

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет»

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО)...

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» в контексте ФГОС ДО

Развитие социально-коммуникативных навыков – одна из важнейших проблем педагогики. В социальном окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доб...

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию для детей средней группы

Картотека включает в себя игры по развитию социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет....

Картотека игр По социально-коммуникативному развитию для детей с ТНР

Картотека игрПо социально-коммуникативному развитию для детей с ТНР ...