Проект «Загадочный космос»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Иванова Юлия Леонидовна

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данный проект поможет детям систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadochnyy_kosmos.docx131.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»

Паспорт проекта

«Загадочный космос»

Авторы проекта:

Коноплева Лидия Ивановна

Иванова Юлия Леонидовна

Дата проведения:

08.04.2019-12.04.2019

Санкт-Петербург

2019


Актуальность проекта

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данный проект поможет детям систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Постановка проблемы

Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики, недостаточное внимание родителей к Дню космонавтики.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

1. Образовательные ситуации;

2. Дидактические игры по теме;

3. Беседы;

4. Рассматривание иллюстраций

5. Работа с родителями.

Планируемые результаты

Для детей:

  1. Сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
  2. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
  3. Воспитаны патриотические чувства и качества.
  4. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Для педагогов:

  1. Грамотно выстроена работа по формированию у детей представлений о космосе;
  2. Создать условия для проявления у детей творчества.
  3. Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы,  разучивание стихов.

Для родителей:

1. Повышение педагогической грамотности родителей.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»

Название проекта

«Загадочный космос»

Возраст детей

Средняя группа (4-5 лет)

Авторы

Коноплева Лидия Ивановна – воспитатель ГБДОУ детского сада №78 «Жемчужинка»

Иванова Юлия Леонидовна – воспитатель ГБДОУ детского сада №78 «Жемчужинка»

Цели

формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоении космоса людьми.

Задачи

Дать детям представления о том, что мы живем на планете Земля, что в космосе есть другие планеты, созвездия, звезды.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Воспитывать уважение к космонавтам; к их трудной, опасной и героической профессии.

Привлечь родителей к совместной деятельности.


Тип проекта

По количеству и составу участников

До 60 человек (дети средней группы, родители воспитанников,  инструктор по физическому воспитанию, педагоги группы)

По содержанию

Интегративный.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

По продолжительности

Краткосрочный (1 неделя)

По доминирующим видам деятельности

Продуктивный, творческий, познавательный, игровой

Результаты проекта

- сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.

-реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

- воспитаны патриотические чувства и качества.

- родители вовлечены в участие в проектной деятельности.

Итоговое мероприятие

Подвижно-игровой досуг ко Дню космонавтики.

Выставка работ ко дню Космонавтики.

Положительный эмоциональный настрой детей и их родителей.

Сотрудничество педагогов с родителями.


Этапы проекта

Подготовительный

- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

- чтение художественных произведений о космосе, космонавтах.

- разучивание песен, стихов  по теме.

- рассматривание иллюстраций, сюжетных картин о космосе, космонавтах, солнечной системе.

- подбор фотографий на тему «Загадочный космос…»

- подготовить презентацию «Космос»

- подбор мультфильмов на тему космоса.

- подбор фонотеки.

- подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.

- подготовка спортивного досуга, посвященного Дню Космонавтики.

Основной

Познавательное развитие

- презентация: «Космос»;

беседы на тему: «Этот загадочный Космос», «Звездное небо», «Где бы ты еще хотел побывать?»;

- рассматривание иллюстраций по теме.

- экскурсия на выставку детских работ «Этот удивительный космос».

- дидактическая игра: «Куда летят ракеты», «Восстанови порядок в солнечной системе»

Социально-коммуникативное развитие

- строительная игра «Космический корабль»

- сюжетно-ролевая игра: «Космонавты»;

«Путешествие на Луну»

игра – ситуация «День Космонавтики»;

- беседы: «Кто может быть космонавтом?», «Я хочу стать космонавтом»;

- дидактические игры «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко»;

- конструирование «Дома для инопланетян»

Речевое развитие:

- слушание художественной литературы – книги, принесенные детьми; слушание стихов о космосе; разгадывание загадок, составление рассказов о подготовке и путешествии к далеким планетам.

- чтение: В. Шипунова «Ритмы и рифмы космоса», В. Бородин «Звездолетчики», Я.К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», О.А. Скоролупова «Покорение космоса»,

Н.Носов «Незнайка на луне», стихи о космосе, Ю.Гагарине;

- слушание составленных с родителями рассказов «Полет на Луну», «Полет в Космос», беседа по содержанию;

- загадки о космосе.

Художественно-эстетическое развитие:

- рисование «Звезды и планеты»;

- конструирование «Дома для инопланетян»;

- лепка: «В далеком космосе»;

- слушание космической музыки, которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов», «внеземной красоты»;

- музыкально-ритмическая игра «Полетели-полетели».

Физическое развитие:

- подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Невесомость», «Космонавты», «Солнце – чемпион»;

- пальчиковая игра «Звездочки»;

- динамические паузы: «Запуск ракет», «Парад планет».

- беседа: «Я здоровье берегу – быть космонавтом я хочу».

Завершающий этап

- выставка поделок, рисунков детей;

- подвижно-игровой досуг ко Дню Космонавтики;

- подведение итогов;

- презентация проекта.

Работа с родителями

  1. Изготовление поделок, рисунков.
  2. Составление рассказов с детьми «Полет в Космос», «Полет на Луну»
  3. Совместная подготовка к Подвижно-игровому досугу ко  Дню Космонавтики.

 


Приложение 1

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».

По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.

Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.

Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех  пор, пока не останется один участник – победитель.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Подвижная игра «Невесомость»

Дети изображают передвижение в невесомости. По сигналу воспитателя дети замирают в позе «Ласточка». Деи стоят так, пока не услышат команду «Невесомость». Если ребенок встает на вторую ногу до сигнала, выбывает. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Подвижная игра «Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Подвижная игра «Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

- На заправку полетели: присели - руки вперёд,

- Заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.


Приложение 2

Дидактическая игра «Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок.

4 картинки из одной группы, пятая лишняя.

Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Подбери созвездие»

Необходимо соединить линиями созвездие с нужной картинкой. 

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).

А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).

Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).

Дидактическая игра «Найди недостающую ракету»

Дидактическая игра «Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.


Приложение 3

Подвижно-игровой досуг ко Дню Космонавтики «Юные космонавты»

Программное содержание: 

  • закреплять знания детей о космосе, о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии;
  • закреплять двигательные умения, полученные на физкультурных занятиях;
  • развивать у детей быстроту, ловкость, координацию движения;
  • Формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей;
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
  • осуществлять преемственные связи с родителями.

Ход развлечения:

в празднично украшенный зал под звуки «Марш космонавтов» (муз. А. Рыбникова) дети входят в зал и останавливаются полукругом.

Ведущий:

Ребята, вы знаете какой праздник будут отмечать в нашей стране 12 апреля? 

(Ответы детей)

Ведущий:

Правильно, Международный день авиации и космонавтики. Именно 12 апреля в космос полетел первый человек нашей планеты. Кто он? 

(ответы детей)

Ведущий:

Дети, вы уже знаете, что такое космос, что в космос летают на космическом корабле. Космос загадочный и необъятный. Чтобы полететь человеку в космос, нужно быть сильным, смелым, постоянно заниматься физическими упражнениями. А вы хотели бы побывать в космосе?

(ответы детей)

Ведущий: Для этого необходимо на земле хорошо потренироваться, как следует подготовиться к полету!

1 – й ребенок:

Мы пришли на космодром.
Посмотрели мы кругом -
Видим белую ракету
Высотой с огромный дом.

2 – й ребенок:

Вышел из нее пилот,
Посмотрел на звездолет
И сказал: «Привет, ребята!
Вот и смена нам растет!»

3 – й ребенок:

Вы скорее подрастайте,
Тренируйтесь, закаляйтесь.
Космонавтов наш отряд
Будет вас увидеть рад!

Ведущий:

Начинаем подготовку.
Выходи на тренировку!

Дети становятся в рассыпную по всему залу.

Музыкально-ритмическая композиция «Трава у дома» (муз. В. Мигули)

Ведущий: Многие ребята мечтают о полете в космос, ведь там так много неразведанных тайн. Сегодня мы тоже полетим к далеким планетам в нашей игре. И так, игра начинается. Для этого нам нужно сформировать два экипажа космических кораблей «Восток» и «Восход» (дети делятся на две команды).

Ведущий: А что же это за профессия – космонавт?

1 – й ребенок:

Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.

2–й ребенок:

Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.

3 – й ребенок:

И профессии любой
Нужно знать секреты,
Ведь на высоте такой,
Не спросить совета.

4 – й ребенок.

Мы привет ему пошлем,
Пусть его согреет:
«На земле тебя мы ждем,
Прилетай скорее!»

Ведущий: Сегодня вы у нас юные космонавты. Предлагаю всем юным космонавтам пройти первый этап. 

«Чтобы космонавтам стать, нужно много-много знать!»

Загадки.

1. Не огонь, а больно жжет
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. 
(Солнце)

2. Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,                                                                                                                              То он серый, то он синий,
То он ярко голубой. 
(Небо)

3. Ответ, дружок мой, крайне прост
Ищи его ты среди звезд,
Бывает долькою она
Бывает полною она. 
(Луна)

4. По ночному небу рассыпался горох -
Блестит и мерцает,
Все видят его, а собрать не могут. 
(Звезды)

5. Над бабушкиной избушкой
Весит хлеба краюшка,
Собаки лают, а достать не могут. 
(Месяц)

6. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица
Знают все, и мал и стар,
Что она большущий шар. 
(Земля)

7. На небе происходит это -
Огромный хвост, сиянье света!
Ответьте, что это? 
(Комета)

8. Распустила алый хвост
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную… 
(Ракету)

9. Плывет в просторе, но не в море
Кораблем зовется, вокруг звезд вьется. 
(Космический корабль)
Жюри подводит итоги, кто больше дал правильных ответов.

Ведущий: Уважаемые команды, чтобы полететь в космос люди сначала строят ракету, затем механики оснащают ее оборудованием, запасами пищи и воды, так как современные космонавты находятся в космосе много дней и даже месяцев. Поэтому, следующее наше задание:

«Готовим ракету к полету»

Из числа участников команды выбираются строители, механики, космонавты, командир. Игра начинается со строительства ракеты. Необходимо разложить в ряд обручи по числу космонавтов – это отсеки ракеты, в конце приставить две гимнастические палки в виде конуса – нос ракеты. После завершения строительства ракеты к работе приступают механики. Они оснащают ракету оборудованием: берут по одному кубику и бегут к построенным ракетам, заполняя каждый отсек ракеты. Последними на старт выходят космонавты. Командир берет за руку первого космонавта и они вдвоем бегут к ракете, где космонавт садится в обруч – отсек, а командир возвращается за следующим космонавтом, и так до тех пор, пока все космонавты отряда не займут свои места в ракете. Последним занимает первый отсек командир, поднимает флажок: «Пуск!»

Дети садятся на скамейки.

Ведущий: Вот мы и добрались в космос до планет солнечной системы. Дети, скажите, сколько планет движется вокруг солнца? 

(ответы детей)

Ведущий: У каждой планеты свой путь, как он называется? (Орбита)

- Как называется самая большая планета? (Юпитер)

- Как называется самая маленькая планета? (Плутон)

- Которая по счету планета Земля? (Третья)

- Какая планета имеет кольца? (Сатурн)

Ведущий: Ребята, давайте вспомним очередность планет. А поможет нам в этом считалка.

Пальчиковая гимнастика «На луне жил звездочет.»

На луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – двас,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, Восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон.

Ведущий:

А теперь наше следующие испытание.

Сейчас мы с вами поиграем,
Мячи в планеты превращаем:
Мяч – Юпитер, мяч – Луна,
Начинается игра.

Подвижная игра «Планеты, стройся!»

Напротив каждой команды лежит большой мяч – это Солнце. Вокруг солнца раскладываются, удаляясь друг от друга, кружки для игры в серсо. Дети стоят за линией старта, у каждого в руках мяч. По сигналу воспитателя дети по очереди бегут к «орбитам планет» и кладут мяч – планету на «орбиту». Затем возвращаются к линии старта, передают эстафету следующему. После завершения игры капитаны команд называют последовательность планет. Дети присаживаются на скамейки.

Ведущий:

Разрушаются кометы,
Метеоры и планеты,
Превращаются в обломки,
Пыль, мельчайшие осколки,

Чтоб космический корабль
Мог на землю приземлиться,
Надо с вами нам, ребята,
Хорошенько потрудиться.

В руки швабры и совки
Мы сейчас возьмем,
Мусор весь космический
Быстро уберем!

Аттракцион «Уберем космический мусор»

На полу физкультурного зала в произвольном порядке рассыпается космический мусор (комки смятой бумаги, пластиковые коробочки и т.д.) на линии старта ставится по одному детскому ведерку. В руки первому игроку дается веник и совок. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, мусор убери!» Игра начинается. Дети по очереди бегут, заметают на совок по одному предмету, возвращаются к линии старта, высыпают мусор в ведро и передают эстафету следующему игроку, последним мусор собирает родитель. Побеждает команда, собравшая больше мусора.

После проведения игры ведущий предлагает командам построиться.

Молодцы, команды
Очень все старались!
Все с большим стараньем
Спортом занимались!

И я твердо верю:
Если захотите,
Все вы, без сомненья,
В космос полетите!

Жюри объявляет итоги соревнований. Детям и вручаются медали «Юному космонавту», родителям «Опытному космонавту»

Под «Марш космонавтов» дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им про­должать дело, начатое нашими великими предшествен­никами...

Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»

Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет се...

Краткосрочный проект "Загадочный космос".

Невероятное впечатление произвёл проект на детей-попробуйте....

Проект «Загадочный космос».

Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным...

Информационно-исследовательский проект "Загадочный космос" для детей старшей группы

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы....

Тематический образовательный проект "Загадочный космос" в старшей группе

Цель: Познакомить детей с космосом. Повысить уровень знаний о нем и его объектах. Привлечь родителей к участию в жизни детского сада....

Проект "Загадочный космос"

Проект "Загадочный космос"...