Конспект занятия в 1-ой младшей группе по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Силиченко Наталья Валерьевна

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в 1-ой младшей группе 


по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры». 

Разработчик

Воспитатель: Силиченко Н.В.

Калининград «2014 год.

Конспекты занятий 
по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры». 

Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка. 
(1-ая младшая группа)

 


Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству. 

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка. 

Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения. 
Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку. 

Ход занятия 

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. 
- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются) 
- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши? 
Воспитатель загадывает загадку: 

Ростом разные подружки, 
Но похожи друг на дружку. 
Все они сидят друг в дружке, 
А всего одна игрушка? 
Дети: - Это матрешка. 
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с
 вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь. 
Путь не близкий будет, не беда 
С музыкой нам весело, хорошо всегда. 
(под музыку дети идут по дорожке) 
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок) 
Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка. 
-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это? 
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. 
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. 
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку? 
Дети: - Из дерева, молодцы! 
Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек. 
Дети читают стихи.
 

Матрёшка на окошке, в ярком сарафане 
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном. 

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки. 
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво. 


Они игрушки знатные, складные и ладные. 
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
 

Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке) 
Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская) 
-Ребята, это Семёновская матрёшка. ( показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором. 
- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. 
-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.) 
-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём? 
-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей)
 
-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо». 
- А мы сейчас с вами отдохнём. 
Физкультминутка.
 

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают) 
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают) 
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо) 
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются) 
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся) 
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают) 
Вы похожи словно сёстры. (качают головой) 
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают) 
(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика) 
-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки) 
-Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные. 
-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их) 
-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики) 
-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)
 

Мышку встретили подружки 
И попрятались друг в дружке, 
А которая осталась 
Больше всех перепугалась. 

-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку) 
-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась. 
-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что
 смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Приобщение детей к истокам народной культуры"

Работаю в ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическомуразвитию детей. Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуаль...

Конспекты занятий по теме: "Приобщение детей к истокам народной культуры"

Хочу поделиться разработанными конспектами занятий по теме "Приобщение детей к истокам народной культуры"...

Методическая разработка на тему: Приобщение детей к истокам народной культуры

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошл...

Обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к истокам народной культуры".

Тема "Приобщение  детей к истокам народной культуры". Материал о необходимости сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, о возрождении традиций и обычаев в ДОУ....

МАСТЕР - КЛАСС на тему:  «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»

Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....