МАСТЕР - КЛАСС на тему:  «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»
консультация (старшая группа)

Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна

 Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_bashkir_igry_-_kopiya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

 на тему:  «Приобщение детей к истокам народной

культуры через башкирские  народные игры»

Тема моего мастер - класса «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские  народные игры».  

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры.

Задачи:  познакомить педагогов с башкирскими народными играми и методикой педагогического руководства; повысить интерес педагогов к использованию народных игр в своей работе.

Есть у башкир пословица: «Уйын – тормоштын башы» (Игра – начало жизни»). И действительно, уже с первых дней играя, малыш учился всему, что должен знать и уметь взрослый человек. Игра помогала ему понимать окружающий мир, а потом найти и свое место в нем.

К сожалению сейчас дети стали меньше и хуже играть. Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье, знаниях, развитии.

Поэтому я использую в своей работе башкирские народные подвижные игры. Будучи увлекательным занятием для детей, башкирская народная игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Руководя народной игрой, мы  воздействуем на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, используем ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем мире, об обычаях и культуре башкирского народа. Например, перед башкирской игрой «Юрта» объясняем детям, что это такое, рассказываем о культуре и быте башкирского народа.

Я используют содержание игр и для формирования у детей положительного отношения к социальной действительности, любви к Родине, своему народу, учу их правилам общественного поведения, в игре и через игру развиваю у детей такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.

Широко использую башкирские народные игры как средство физического воспитания. Большинство  игр требуют активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ. Двигательная активность содействует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты.

Уважаемые коллеги, вам всем знакомы и вы часто используете в работе такие башкирские народные игры как «Юрта», «Курай», «Медный пень» и т.д., вы их проводите во время праздников «Сабантуй», «Грачиная каша», «Нардуган», во время прогулки. Я сегодня хочу предложить вам поиграть в народные подвижные игры, которые менее известные в дошкольном мире. Я покажу вам как из подручного материала изготовить атрибуты к играм и как играть в эти игры.

Для проведения первой игры я приглашаю 4 человека.

  1. Башкиры жили в лесостепной зоне и занимались кочевым скотоводством. Большую роль в их жизни играла охота. Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Меткость, сила и точность удара проверялись во многих играх. Самой популярной из них считалась игра «Себен» («Муха»), или, как еще ее называли, «Усет» («Чиж»).

Для проведения этой игры понадобится небольшая палка. Во время прогулки мы конечно же можем найти любую палку и организовать игру,  а в группе мы изготавливаем «муху» и биту из бумаги. Для этого бумагу размером А4 нужно свернуть в трубочку и склеить края - это бита, бумагу размером поменьше тоже скручиваем в трубочку, склеиваем края, приклеиваем крылья - это «муха». атрибуты к игре готовы!

Правила игры таковы:  небольшую палку «муху» с помощью ударов по ней битой нужно  поднять  и продолжать  подбрасывать, чтобы она не упала на землю. Выигрывает тот, кто дольше удержит «муху»  в воздухе.

Эта игра способствует развитию ловкости, меткости, выносливости, развивает соревновательный дух, помогает педагогам увлечь гиперактивных детей.

  1. Национальные игры девочек отличаются от игр мальчиков. Если у мальчиков это подвижные игры, развивающие меткость, ловкость, скорость, силу рук, нацеленные на воспитание  будущего воина, защитника своей земли, то у девочек это малоподвижные, сидячие игры, с маленькими предметами, которые удобно носить в карманах.

     Это связано с тем, что хозяйственная работа лежала на плечах у женщин. Девочки играли в свободное от работы время. Да и детство девочек было коротким. Их рано выдавали замуж. Поэтому этой ненаигравшейся молодой женщине, приходилось играть, зачастую со своими сверстницами,  только, когда мужа не было дома. И даже куклы (курсак) у них  были маленькие, карманные.

    Одна из популярных  девичьих  игр это – Ашыk - косточки. В ней использовались мелкие камни или овечьи косточки.

На прогулке мы можем использовать  для игры мелкие камни, а в группе изготавливаем «косточки» из бумаги. Для этого  нужно скатать из бумаги небольшие шарики. Можно использовать разноцветную бумагу для усложнения игры.

  Игроки состязаются  в ловкости, подбрасывая камушки разными способами, от простых к сложным. В игре участвуют  5-6 девочек. Они заранее договариваются, до скольких очков играть.  Победителем становился тот, кто набирал большее число очков. Эта игра требует терпения, внимательности и развивает гибкость пальцев, мелкую моторику пальцев рук.

  1. Так же очень популярны были у башкирских детей совместные, коллективные, хороводные игры.  Благодаря им, ребёнок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам.

Я приглашаю поиграть в коллективную башкирскую народную игру «Капка» («Ворота»)

Ход игры: в игре участвуют от 10 и более человек. Необходимо образовать 2 круга - внешний и внутренний. Под музыку двигаются спокойным шагом , взявшись за руки, противоходом двумя кругами. С концом музыки, кто стоит во внешнем кругу, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя ворота. Те кто стоит во внутреннем кругу, берутся за руки, образуя цепочку, и бегут за своим ведущим, пересекая круг. С окончанием музыки опускают «ворота», те кто остались внутри круга встают в общий круг, игра продолжается. Те кто не попали в «ловушку» снова становятся во внутренний круг.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Таким образом, башкирские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Наш мастер-класс подошел к концу. 

Мы  благодарим  всех участников!

Мне было очень приятно с Вами работать.

Спасибо за внимание и сотрудничество!

Рефлексия: поднимите:

- большой палец вверх, если вам понравился мастер - класс и вы пополнили свой багаж знаний;

- большой палец вниз, если вам было не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"

Презентация  на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...

Консультация на тему: Приобщение дошкольников к истокам культуры через русские народные подвижные игры.

рекомендации для воспитателей , как можно приобщать детей к истокам русской культуры...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ СЛОВО

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".

ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры через искусство ручного труда. Вязание крючком

Тема: «Вязание крючком»Подготовила: инструктор по физкультуре Артемьева А.С.Цель :- приобщение к духовно-нравственным и культурным традициям;Задачи мастер-кла...