Консультация на тему: Приобщение дошкольников к истокам культуры через русские народные подвижные игры.
консультация (средняя группа) на тему

Преснякова Татьяна Анатольевна

рекомендации для воспитателей , как можно приобщать детей к истокам русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx49.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

Приобщение дошкольников к истокам культуры

через русские народные подвижные игры.

                                                                                                 Подготовила       воспитатель

                                                                               Ср.гр. «Непоседы»

                                                                                              МБДОУ №15 «Ургалочка»

                                                                           Преснякова Т.А.

П.г.т. Новый Ургал, 2018г.

Народное творчество во всем его многообразии является благоприятной почвой для основ патриотического  воспитания маленьких детей, оно способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

      Поскольку самым доступным материалом для детей считается игра, то нельзя обойти вниманием народные подвижные игры, как вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, на развитие у детей определённых умений и навыков.  Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

    Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли,     настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них  формируется  устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся  эмоционально  положительная основа  для развития  патриотических чувств: любви и преданности  Родине.

     По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка - дошкольника.

     Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно - игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и так далее). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых  играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

     Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например,  в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного  цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только  после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Эта  игра  требует  внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умение ориентироваться в пространстве, проявления  чувства коллективизма, слаженности  действий,  взаимопомощи  («один — за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

Мордовская подвижная игра «Горшочек»

Содержание и правила игры.

Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший, первым становится за спиной «горшочка».

    В народных подвижных  играх  много  юмора, соревновательного задора, которые часто сопровождаются неожиданными  веселыми моментами,  заманчивыми  и  любимыми  детьми считалками,  зазывалками,  жеребьевками,  потешками.  Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый  игровой  фольклор. Так, например,  игровой  зачин («считалка», «жеребьевка»)  является  как  бы игровой прелюдией,  дает  возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный  выбор водящего,  на  безоговорочное  и  точное  выполнение  правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Король на лавочке

Сидел король на лавочке,

считал свои булавочки:

раз, два, три,

королевой будешь ты!

Игра

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы решили поиграть,

но не знаем, как нам быть,

не хотел никто водить!

На тебя укажем мы:

это точно будешь ты!

       Помимо считалок, существуют жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение,  увлекают самим процессом игры, и предназначены  чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды.  Например: двое, условившись, кто из них будет как называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные таким образом воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал.

Конь вороной                                                          
Остался под горой.
Какого коня выбираешь,
Сивого или золотогривого?

Наливное яблочко,
Или золотое блюдечко?
Сахару кусочек,
Или красненький платочек?

    В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные  певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

 Кто засмеется,

 Губа задерется.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

     Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце, за мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

     После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

    Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

     Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

    Все народные подвижные игры для детей дошкольного  возраста можно разделить на две большие группы:

  1. Сюжетные народные подвижные игры.

    Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц (хитрость лисы, повадки хищников — волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), что обусловливает характер движений играющих.

     Сюжетную народную  подвижную  игру  можно  объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Птички и кошка», «Лохматый пес», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

      Сюжетные народные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25). Это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

       Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

2.Бессюжетные народные подвижные игры  типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. например «Передай мяч», «Кто быстрее до флажка», «Подпрыгни до воздушного шара», «Мой веселый, звонкий мяч».Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

    Бессюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально  выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

     Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы  игр этого вида.

     Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

      Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.

Литература.

1. Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения : Автор канд.Псих наук - М. 1986. 2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. Виноградовой Л.М. - М. Просвещение. 1989.

3. Детские народные подвижные игры / сост .А.В.Кенеман.-М. 2000

4. Монагоров Ю.П. Подвижные игры и развлечения с детьми.- Тула, 1992.

5. Карабанова О.А Развитие игровой деятельности детей - М. Просвещение 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Патриотическое воспитание через приобщение детей и родителей к русским народным подвижным играм.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становиться патриотическое воспитание. В период среднего дошкольного в...