Сценарий открытого показа НОД по физическому развитию на тему: «Приобщение дошкольника к национальной культуре через народные подвижные игры»
план-конспект урока по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гайнуллина Наталья Владимировна

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_nod_2021.docx252.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 «Одуванчик» г. Димитровграда Ульяновской области

Сценарий открытого показа НОД по физическому развитию

На тему: «Приобщение дошкольника к национальной культуре через народные подвижные игры»

для детей старшего дошкольного возраста

        Подготовила: Гайнуллина Наталья Владимировна

инструктор по физической культуре

             

Цель:

Приобщение детей к русским народным традициям посредством подвижных игр.

Задачи.

  • формировать коммуникативные отношения, чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными играми и традициями.;
  • прививать любовь к Родине, интерес к народным играм, к культурному наследию своего народа;
  • продолжать использовать устное народное творчество, как средство развития речевых способностей;
  • активизировать мыслительную деятельность ребёнка с помощью наглядных игровых-схем, развивать внимание, выдержку, координацию движений, ловкость и быстроту реакции. 

Предварительная работа:

1.Беседа с детьми о многообразии русских народных игр, о традициях русского народа;

2. Ознакомление детей с подвижными народными играми

3. Разучивание способа выбора водящего.

4. Проведение музыкально-спортивного мероприятия, посвященное национальной культуре нашего региона;

4. Подготовка наглядных игровых-схем и атрибутов к народным играм.

 

Материалы и оборудование:

• Магнитофон, русская народная музыка, «Машина времени» с крутящимся диском и игровыми-схеми на нём, сверху кармашки с карточками иллюстрациями народных игр и загадками на обратной стороне

• Длинный шнур, резинка, конус стойки с флажками

• Мячи на количество детей, большой лёгкий мяч

• Бубен, фишки двух цветов (для деления детей на команды)

      • Платочек или ленточка, повязка для глаз

  • Кубик «смайлик»

 

Ход мероприятия

    Дети под музыку маршем заходят в спортивный зал, выстраиваются в шеренгу.

    Педагог предлагает одновременно с ним произносить слова и выполнять движения на месте.

«Небо синее в России, (дети поднимают руки вверх)

Реки синие в России, (сцепив руки перед грудью, образуют волны)

Васильки и незабудки, (руки на поясе, наклоны в стороны)

Не растут нигде красивей. (поворот туловища вправо-влево)

Есть и клёны, и дубы, (поочерёдное поднимание правой и левой руки вверх)

А какие тут грибы. (присесть на корточки, руки на колени)

А ещё пекут в печи, (имитация выпечки пирогов ладонями перед собой)

Вот такие калачи.» (подняв руки над головой, соединив пальцы обоих рук)

    Педагог спрашивает: «Скажите ребята о чём эти стихотворные строки? «О каком идёт времени речь, в последних строчках стиха? Чем занимались люди в будничные и праздничные дни? Как и чем занимали себя дети? (Дети отвечают) Хотели ли вы отправится в страну «Народных подвижных игр»? Машина времени уже готова помочь нам в этом. Смотрите она указывает на вопрос? Нам нужно отгадать и показать отгадку, тем самым откроется путь к другим народными играми. Вы готовы к путешествию?

Педагог читает загадку:

– Все по кругу мы шагаем за водящим повторяем, если выберут меня, сочиню я без труда! (Игровая)

Народная русская игра «Игровая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: 

«У дядюшки Трифона 

Было семеро детей, 

Семеро сыновей: 

Они не пили, не ели, 

Друг на друга смотрели. 

Разом делали, как я!» 

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. 

Правила игры: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону. 

Педагог предлагает детям с помощью машины времени отправиться в прошлое.Между каждой игрой педагог вращает диск в обратном направление, таким образом запуская машину времени. В это время дети берутся за руки, закрывают глаза и начинают обратный отсчёт 10-9………. После дети наблюдают за стрелкой, которая указывает им на игровую-схему (подсказку  для организации игры), именно она указывает в какие игры играют на этой станции. Дети называют варианты игр, к которым относится эта схема. Предлагается выбор одной из игр, схема которой бы соответствовала.

Народная русская игра «Горелки»

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают с помощью считалки. Все остальные образуют пары. Пары встают друг за другом, а водящий стоит напротив к первой паре на определенном расстоянии.

После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Гляди не воронь, беги как огонь!" После чего водящий делает взмах плотком.

После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону.

Задача бегущих задней пары постараться первым выхватить из рук водящего платок. Водящий вместе с игроком не успевшим выхватить платок, образуют впереди стоящую пару. Победитель же становится на место водящего.

2 Вариант: Дети стоят в кругу, ведущий в центре круга с платочком, машет над головой и напевает слова: «Гори, гори ясно! Чтобы не погасло! Глянь на небо птички летят колокольчики звенят!» С окончание слов ведущий выбирает двух детей, стоящих рядом, подходит к ним ближе и машет между ними плотком «Беги!» Дети поворачиваются спиной друг к другу, бегут в разных направлениях, стараясь первым выхватить платок из рук водящего. У кого удалось становится водящим, и игра продолжается.

Для продолжения путешествия предлагается продолжить вращать диск.

Народная русская игра «Коршун и наседка»

С помощью жребия педагог помогает играющим выбирать коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка спрашивает:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу.

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю,

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить.

- Зачем мешочек?

Камешки класть.

- Зачем тебе камешки?

- В твоих деток кидать.

-За что?

- Ко мне в огород лазят!

- Ты бы делал забор выше,

Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Предлагается продолжить путешествие с помощью машины времени.

                    Татарская народная игра «Серый волк»

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20–30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

  • Вы, друзья, куда спешите?
  • В лес дремучий мы идем.
  • Что вы делать там хотите?
  • Там малины наберем.
  • Вам зачем малина, дети?
  • Мы варенье приготовим.
  • Если волк в лесу вас встретит?
  • Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

«Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!»

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

  Если стрелка покажет на станцию вопросительного знака. Детям необходимо будет отгадать загадки на тему народных игр:

                    Татарская народная игра " Займи место "

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

«Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу»

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Педагог: 

«Дружно с вами мы играли,

И нисколько не скучали,

А теперь пришла пора

Возвращаться детвора.

Ровно на спину ложись

Тишиной ты насладись!

А теперь настал черёд, сосчитать-ка нам вперёд!» (дети считают от 1 до 10 и открывают глаза)

Вот мы и вернулись в настоящее время. Понравилось ли вам путешествие? У меня есть кубик «смайлик» – мои эмоции, он поможет передать мысли в слух. Педагог первым коротко выражает свои впечатления о прошедшем мероприятие и передаёт кубик одному из детей, сидя в кругу по очереди дети словами стараются передать то, что их порадовало, а может вызвало затруднение. Тем самым, анализируя свои действия, дети делятся своими впечатлениями.

 Организованный уход из зала.

 

Список литературы

1. Кенеман А. В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение; Владос, 1995. -224с.: ISBN 5-03-005876-8

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. -СПб. 2010. -304 с. ISBN: 978-5-89814-013-1

                                                                             2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Консультация на тему: Приобщение дошкольников к истокам культуры через русские народные подвижные игры.

рекомендации для воспитателей , как можно приобщать детей к истокам русской культуры...

Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные костюмы народов проживающих в Мордовии»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и    сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

          Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...

Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...