Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные костюмы народов проживающих в Мордовии»
проект (старшая группа) на тему

Малаева Ольга Борисовна

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и    сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                                              С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

    Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств и различных форм влияния. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

    В детские годы формируются основные качества : доброта, отзывчивость, уважение, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями в этот период.

Базой патриотического воспитания является социально-личностное, нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:    «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные костюмы народов проживающих в Мордовии»

        

                             Творческое название  «Национальные  костюмы»  

                                 

                              ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

 

      -МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ: МДОУ « Детский сад №78 комбинированного вида»

          «Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и    сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                                              С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

    Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств и различных форм влияния. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

    В детские годы формируются основные качества : доброта, отзывчивость, уважение, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями в этот период.

Базой патриотического воспитания является социально-личностное, нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

       Актуальность  Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции  своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки ,сказки». Знакомясь с мордовским национальным костюмом  в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности , красоту и величие своего народа.

     Но не надо забывать, что на территории Мордовии  также проживают  русские ,татары и люди  других национальностей .В нашей группе также есть дети  разных национальностей .И поэтому работа по данному проекту должна строится с учётом культуры народов региона ,где проживает ребёнок, с приоритетом для него культуры его национальности .Тем самым мы сможем показать важность культуры каждого народа проживающего на территории Республики Мордовия , уважение к её традициям и самобытности. Воспитывать в детях любовь, дружбу и уважение к людям разных национальностей, проживающих вместе.  


           

      Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши и эрьзи, дети ,а порой и взрослые  не знают традиции, и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского национального костюма, о вышивке и плетение из бисера. Дети также узнают, как  мордовские крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.

     Участники проекта:  Дети, родители, педагоги.

   

Цель: Познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициям многонационального народа, проживающего в Республике Мордовия, знакомство с национальными  костюмами, вышивкой, колоритом и самобытностью.

 

     

     Задачи.

  • Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Мордовии.
  • Познакомить с их национальными костюмами и вышивкой.
  • Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
  • Воспитывать чувство патриотизма, связывающие разные нации и поколения.
  • Воспитывать уважение к многонациональной культуре народа своего города.

Формы и методы реализации проекта :

  • Формы: занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с дидактическим материалом).
  • Методы: наблюдение, беседы, экскурсии, игры, театрализованные драматизации, показ.


Тип проекта: групповой,  долгосрочный (2 года)


Объект.  Изучение характерных особенностей национальной одежды, культуры, традиций народов (мордва, русские, татары)


Предмет. Процесс ознакомления детей старшего  дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, проживающих в республике Мордовии, с их национальными костюмами, культурой, бытом и традициями.

Ресурсное обеспечение проекта: национальные костюмы, национальные сказки мордовского ,русского, татарского народа, альбомы «Мордовская вышивка», «Мокшанский национальный костюм», «Эрзянский национальный костюм», , «Татарский национальный костюм», «Русский национальный костюм», мини-музей национальных культур детского сада, наглядные пособия, дидактические игры («Оденем куклу» и др.),картотека подвижных игр , музыкальных произведений .


Предполагаемые результаты.
Дети должны знать и называть:
• место проживания: республику, город.
• свою нацию, культуру, традиции.
• национальный костюм своего народа, элементы одежды.
• национальную вышивку и элементы национальной вышивки.
Проявлять любовь к многонациональной культуре, чувство гордости и патриотизма к своей Республике.

                                               Схема реализации проекта

Этапы

Формы работы

Срок реализации

I этап Организационный

1.Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

2.Подбор информации: статей, рассказов, сказок, игр.

3.Опрос и анкетирование родителей (выявление потребностей в реализации проекта), диагностика детей.

4.Подбор рисунков, иллюстраций по проекту.

5.Разработка плана проекта

 сентябрь

II этап Практический

Работа с детьми

1.Рассказ воспитателя о народах проживающих на территории Мордовии, знакомство с их национальными костюмами(мордовским, русским, татарским)- экскурсия в мини музей: «В гостях у бабушки Полины»

 Октябрь -апрель (2015-2017)

Занятие «Ознакомление с мордовским костюмом»;

«Набедренное украшение»

Рассматривание альбома «Мордовская вышивка»,

«Мокшанский национальный костюм», «Эрзянский национальный костюм»: Аппликация «Украшение головного убора (сороки)

-Разучивание мордовских подвижных игр: «В ключи», «Раю-раю».

Рассматривание альбомов «Русский национальный костюм», «История русского костюма»

Занятие - «Ознакомление с русским народным костюмом»

-«Украшение русского народного костюма»

Рассматривание альбома «Татарский национальный костюм».

Занятие «Красота народного костюма» (Беседа,  украшение тюбетейки).

Дидактическая игра «Укрась национальный костюм», «Найди такой же», подвижные игры.

Экскурсия в Мордовский национальный музей

Занятие « Куколки подружки», (украшение костюмов разных национальностей»

.Работа с педагогами.

  • Консультация «Национальный колорит прививаем с детства»

Работа сродителями

  • Консультация «Праздники и традиции наших предков»,
  • Праздник «Весёлая масленица»,
  • Пополнение музея предметами народного творчества.
  • Совместное изготовление национальной одежды для кукол.

3 этап

Заключительный

1Повторное анкетирование родителей, диагностика детей.
2.Развлечение «Праздник весны» (с использованием национальных костюмов)

3. Выставка работ «Красота народного костюма»

4.Изготовление дидактической игры «Оденем куклу Нюру»

Альбом русского костюма

Альбом мордовского костюма

Альбом татарского костюма

Картотека мордовских игр и т.д.

Презентации по национальным костюмам .

Семейный альбом в национальных костюмах .

Картотеку фонограмм записей мордовских исполнителей, татарских, русских. Обобщение опыта, выступление на семинаре.

6.Презентация проекта.

 Май -2017


                   

«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость. » А. С. Макаренко.

                                       

                                                                   

                                               

                                                     

  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре через народную игру

В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос...

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

«Приобщение дошкольников к национальной культуре через использование музейного пространства»

Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творче...

Сценарий открытого показа НОД по физическому развитию на тему: «Приобщение дошкольника к национальной культуре через народные подвижные игры»

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, пос...