ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ СЛОВО
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

КРАСИЛЬНИКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.  Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?  Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_kultury_cherez_slovo.docx133.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ СЛОВО

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

школа № 1512 (дошкольное отделение №1150)

воспитатель:  Красильникова В.П.

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли, народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

А.Н. Толстой

Новый век – новые основы жизни

Начался новый век. Каким он будет – во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.  Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?  Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в самомнение и самодовольство.

Настоящий патриот учиться на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературном языке, живописи…. Национальные отличия сохраняться в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Воспитание словом

«… Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками .

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса….»

И.С. Тургенев

С самого раннего детства жизнь человеческая связана с языком. С рождения ребенка окружает множество звуков, речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и.т.п. но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки и только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Ребенку нет еще и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова.

Если к малышу обращаться со словами неодобрения, но произносить их ласково, он будет улыбаться. И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесенные сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции. Думаю, что не надо никому пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть признак сознательной разумной жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром».

Слово может сделать ребенка волшебником.

Слова умеют плакать и смеяться

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце кровью обливаться

И равнодушно, холодно дышать.

Призывом стать, и отзывом и зовом

Способно слово, изменяя лад

И проникают и клянутся словом.

Я. Козловский

Нет никаких сомнений, что способность выразить словом свои переживания значительно расширяет возможности растущего человека.

Если еще не рассказчик, то кто же тогда наш малыш? Может, сначала только слушатель?

Но как мы уже знаем, здоровые дети молчащими не бывают. С самого раннего детства ребенок влюблен в слово. Это проявляется в стремлении играть со словами. Он бесконечно, на все лады повторяет полюбившиеся звуки, сочиняет зачастую их сам, придумывает рифмы, то есть действует со словами не менее активно, чем с предметами, а потому и само слово является для него звучащим предметом.

Есть слова любимые, и с ними играют постоянно. Есть слова и собственного значения. Словотворчество, по мнению Корнея Ивановича Чуковского – совершенно естественный этап овладения речью ребенком.

Культура речевого общения

Культура, в которой растет современный ребенок, бесспорно, носит речевой характер. С раннего детства он постоянно слышит разнообразную речь, разговаривают взрослые, гремит радио, телевизор. В этих условиях происходит довольно быстрое насыщение ребенка своеобразными речевыми штампами – клише, а потому правомерным является вопрос о том, всегда ли уместно слово. А.И. Герцен писал: «Слово по той мере только важно, по какой оно ведет к делу».

Советы специалистов между тем сводятся, как правило, к рекомендациям, как можно разговаривать со своим ребенком. Однако, речевое насыщение должно иметь какие - то разумные пределы. С детства следует обращать внимание на культуру речевого общения с ребенком. И здесь никакие крайности, ни бесконечное говорение, ни систематическое молчание не являются правильными. Беседа с детьми требует от взрослого специальной организации. Не стоит, например, начинать разговор в то время, когда ребенок чем-нибудь занят. В такие моменты, и это всем понятно, он вас не услышит. Привычка перебивать дела словами весьма распространена среди взрослых. Любящий детей педагог должен избегать формальностей в разговоре, должен поймать момент. Когда произнесенное слово может быть услышано и понято. И не только слово, но и многие другие сопутствующие ему средства общения. Следует посадить дошкольника поближе к себе, заглянуть в глаза, приласкать его. Именно в таких обстоятельствах ваш малыш начнет понимать взрослых и близких, что называется с полуслова.

«Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить людям, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись же такого слова, которое разъединяет людей»

Л.Н. Толстой

Ответ на этот вопрос и предельно прост и, в то же время, чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать.

Однако, как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе овладение речью не самостоятельная задача воспитания. И, в то же время, без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического, умственного и личностного развития ребенка.

Речь – как средство уникальное, универсальное и незаменимое развивается как средство многих видов человеческой деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно. Задача воспитания при развитии речи ребенка не только и не столько сообщить ему новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее) использовать речь, как необходимое и неизменное средство той или иной деятельности – игры, занятия, конструирования, чтения художественных произведений, двигательной активности малышей, мышления, воображения. Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи.

II. Фольклорная школа – освоение

традиционной отечественной культуры

сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения. Почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Поэтому. Многие педагоги опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея объяснить. Упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современный лад. Педагоги зачастую недооценивают присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знают наизусть и поэтому не всегда могут использовать к месту.

На практике эти задачи, кстати, предусмотренные типовой программой, решались формально, содержательно не связывались с природными явлениями, обрядами. Пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры. Не были проникнуты чувством понимания ее древности и величия. Этот пробел можно восполнить лишь углубленно изучив данную проблему. Пропустить через свое сердце и душу то содержание фольклора, которое отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир. Мысли, чувства наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

Каждому человеку и каждому народу надо жить осмысленно и с достоинством. Чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмыслено прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Еще в середине XVIII столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Данилович Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка. Обращался к фольклору и Александр Сергеевич Пушкин. Первые записи народных песен были сделаны в середине 20-х годов XIX века нашим великим поэтом. Всем известно его восхищенное отношение к народным сказкам: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» - писал поэт брату. В основе его знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты и народные поэтические образы.

Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Многие ребята. Совсем не подозревая того, повторяют закличку солнцу, радуге, дождю, сложенные их сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого или Петра Великого.

Из поколения в поколение передается народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

В чем же причина неослабевающего интереса к фольклору? Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории к жизни народа в разные времена, к его думам. Надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек проявлял себя в труде и в творчестве. И то и другое людям также необходимо, как хлеб, воздух, общение.

Слагая песни, былины, сказки человек не только выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом, он запечатлел в них быт и нравы людей, смену времен года, законы животного и растительного мира.

Из всего разнообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят по своей распространенности, по количеству произведений они, можно сказать, не имеют себе равных.

Считалками (народное название: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки) принято называть короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств как честность, непреклонность, благородство. Чувство товарищества (фактор этический), и, наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой, доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне. В танце, в работе (фактор эстетический).

В считалках можно обнаружить связь с древними верованиями. «Анзи, дванзи, тринзи, луб. Пятам, латам, шатам, луб!» Можно, конечно, догадаться, что анзи – это одни, дванзи – это два. Но почему так странно звучит привычный счет?

Оказывается, слова изменены вполне сознательно. Перед нами ни что иное. Как древнейшее табу – запрет на счет. Охотник, например, никогда не считал добытую дичь, иначе не видать ему удачи в охоте; хозяйка не считала снесенные курами яйца: как бы куры не перестали нестись.

Подобные запреты были. Конечно, неудобны, и поэтому люди нашли все-таки выход – придумали особый затаенный счет. Получилось, что счета вроде бы и нет, а считать можно. Этот зашифрованный счет и перешел в детские считалки.

Среди сокровищ устного народного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или другое действие.

Их называют жемчужинами устного поэтического творчества, мудрыми правилами, народной философией. С древних времен пословицы и поговорки использовались в педагогической практике – в поучениях, наставлениях и советах юношеству.

Широкое использование пословиц в педагогической литературе начинается с М.В. Ломоносова. В 1748 году написано «Краткое руководство к красноречию», а в 1755 году - «Российская грамматика». Силу пословиц Ломоносов видел в том, что они украшают речь, обогащают ее. Он был первым русским ученым, обратившим внимание на пословицы и поговорки как на материал для изучения языка.

Непревзойденные образцы использования пословиц в воспитании показал в середине XIX века великий русский педагог К.Д. Ушинский. Народные пословицы он рассматривал и по форме и по содержанию. «По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из его живого глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа». Он считал пословицы лучшим средством «привести дитя  к живому источнику народного языка и внушить душе ребенка бессознательно такт этого языка».

«По содержанию наши пословицы, - писал он, - важны для первоначального обучения тем, что в них как в зеркале отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, не смотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам».

Пословицы развивают у детей умение логически мыслить, делать обобщения, обогащают творческую фантазию, воспитывают любовь к Родине, учат быть честными, смелыми, трудолюбивыми, гуманными, правдивыми. Пословицы способствуют развитию речи, помогают овладеть богатством языка, обогащают малышей народной мудростью.

Недаром А.С. Пушкин говорил: «А что за роскошь, что за смысл. Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Своя история есть и у загадок, так любимых детворой и в наши дни. Они тоже возникли в те далекие времена, когда человек одушевлял окружающую его природу. Ему казалось, что вокруг живут добрые и злые существа, которые понимают его речь: в доме – домовой, в лесу – леший, в воде – водяной. И все они прислушиваются к каждому слову, особенно неосторожному, сгоряча сорвавшемуся. А потому, собравшись, например, на охоту, он пытался утаить свое намерение. Для этого и пользовался словами со скрытым смыслом, понятным только близким людям.

Долгими зимними вечерами в какой-нибудь избе собирались старики и молодежь. Старики загадывали загадки – молодые старались их отгадать. Так передались секреты «тайной» загадочной речи.

Прошли века, и эта тайная речь потеряла свой первоначальный смысл. Однако сами загадки остались. В них сохраняется народная мудрость, образное, поэтическое слово. Загадка, по словам Ушинского: «доставляет уму ребенка полезное упражнение».

Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Загадка – необходимый атрибут волшебных сказок. Образами народных загадок пронизана русская поэзия. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Народные загадки – важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Что такое скороговорка кажется само собой очевидным. Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Задача известна всем: надо быстро и четко, не запутавшись выговорить фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произношения образом. Соревновательное игровое начало, очевидно и привлекательно для детей. Очевидна и польза скороговорки – это упражнение для артикуляции, выработки хорошей дикции. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра и словотворчество.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорится: «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками,  считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.

Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, гримасах – в дразнилках.

Народная дразнилка предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, выказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка утрачивают вкус, справедливость.

Небольшой стишок представляет собой еще одно уникальное явление детской народной поэзии. В нем сливаются две волны чувств: смех, веселье, одураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Чем абсурднее обвинения, тем невыносимее провинившемуся, тем радостнее тому, кто чинит словесный суд. Знание детьми дразнилок, умение ими пользоваться – не только профилактика душевного здоровья, способность выразить собственные отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию авторской сатирической поэзии.

Жизнь человека отражается в колыбельных песнях, потешках, прибаутках, загадках, сказках, закличках, байках. И, наверное, всем нам интересно узнать, что такими же «байками», «байкала» (убаюкивала) маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна. А само название баек пошло от глагола «баять» - говорить. У этого слова есть еще более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки это еще и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому по маме, еще не может общаться с другими детьми, с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий!

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам,  животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые фольклорные формы. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Организуя эту работу, я поставила перед собою задачу  систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств.

Так, во время «тяжелого» расставания с родителями я отвлекала внимание малыша на яркую игрушку, например:

Вот собачка Жучка

Хвостик – закорючка,

Зубки острые,

Шерстка пестрая…

Постепенно ребята привыкали, и, уже сами подносили ту или иную игрушку, побуждая меня прочитать ту или иную потешку, а затем и сами начинали повторять текст.

С помощью народных потешек, песенок я воспитывала у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Так я использовала песенки и потешки «расти коса до пояса», «Баю-баюшки-баю…», «Вот и люди спят…», «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Чистая водичка моет Вове личико», «Всем дает здоровье молочко коровье» и другие.

Ребята начали использовать потешки и во время игры в «Дочки-матери», стали бережнее относиться к своим куклам. Наблюдать за ними одно удовольствие!

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «не плачь, не плачь – куплю калач».

Дети повзрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Малыши всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и.т.д., в зависимости от того, о ком потешка. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому:

Тень-тень, потетень

Выше города плетень,

Сели звери под плетень

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему лесу я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Для того. Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, я использовала «живые картинки». Так, например, при чтении потешки «Расти коса», предлагала кому-нибудь показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. Такие «живые картинки» помогают малышам правильно понять содержание потешек «Ночь прошла», «Уж ты, котенька, коток».

В своей работе я использую и дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества).

Постоянно наблюдая за детьми, систематически используя малые формы фольклора в работе с детьми младшего возраста. Я пришла к выводу, что это помогает малышам овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.

В старшей группе у ребят уже был накоплен небольшой запас песенок, потешек, прибауток и я решила продолжить эту работу.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Я стала знакомить ребят с пословицами и поговорками, ведь поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Пословицы, поговорки образны и поэтичны, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Так, например. Когда ребята собирались на прогулку я напоминала: «Поспешишь – людей насмешишь», а тем, кто очень медленно собирался, говорила: «Семеро одного не ждут».

Использовала пословицы и вовремя прогулок, что помогало  ребятам лучше понять различные явления. Отмечала, что «Весна красна цветами», а «Осень красна плодами», использовала народные приметы и о состоянии погоды: «Ворона прячет нос под крыло – к холоду», «Птицы приумолкли – жди грома».

Используя пословицы во время наблюдения за трудом взрослых, раскрывая их смысл, я стремилась к тому, чтобы дети поняли самое важное: любой труд почетен, трудолюбивых народ уважает и прославляет. «Не печь кормит, а руки».

Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Например, зимой на прогулке предлагаю детям расчистить участок от снега и говорю: «Берись дружно, не будет грузно», и обязательно объясняю значение неизвестного слова (грузно, значит трудно). Использовала пословицы на занятиях, а итогом всей работы была игра КВН, где ребята рисовали по пословицам и поговоркам и соревновались – чья команда больше назовет пословиц и поговорок. В заключение  КВНа одна команда показывала пословицу (пантомима), а другая отгадывала. Все остались довольны.

Проведенная работа показала, что пословицы и поговорки помогают углубить нравственный опыт детей. Способствуют воспитанию трудолюбия, дружеского отношения друг к другу.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начала с того, что на стол выставила несколько игрушек, и для каждой подобрала загадку: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры». Дети быстро отгадывали, ведь загадываемый предмет находился перед глазами. Обращала внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки. Позже, когда ребята выучили много разных загадок, я предлагала детям самим загадывать загадки об игрушках. Дети легко справлялись с этой задачей.

На прогулке. Когда дети наблюдали за деревьями, птицами или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (Снег). «Кричит «Крак», червякам - враг» (Ворона). Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты угадай». Много радости доставляли детям загадки: «Подскажите словечко», «Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, это кто?» (Лягушка).

Иногда я начинала занятие загадкой и по развитию речи и по ознакомлению с окружающим миром, явлениями природы, а также по математике: «Два брюшка, четыре ушка » (Подушка). Это делало занятия более интересными, насыщенными и расширяло кругозор детей. Использовала загадки и во время игр, так, например, игра с бубном. Дети используют считалку:

Ты катись веселый бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен

Тот загадку скажет нам.  

Изучение мною истоков жанров русского фольклора, народного быта, прикладного искусства. Составление конспектов занятий, сценариев обрядовых праздников, всего того, что постепенно складывается в систему.

В своей работе с детьми я стараюсь применять русские народные традиции в повседневной жизни всех возрастов.

Я подобрала серию потешек, частушек, прибауток и использую их в работе с детьми младшего возраста. Сделала подборку художественного слова ко всем режимным моментам разных возрастов. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребят потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Эта работа отражена в проведенном мною занятии «В гости к бабушке Маланье».

Младших детей знакомлю с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами их уже поют – и про «Кота - воркота», и про гулей, приучая ухо к интонациональному строю родной речи. Об этом свидетельствует занятие «Баю, баюшки, баю! Баю Машеньку мою» (младшая группа).

Широко использую в своей работе с детьми все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, хороводы). Эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к  Отечеству,  к  природе.  Они охватывают разнообразные стороны действительности.  Об этом  дети узнают  из  занятий: «Что  за  прелесть  эти сказки»  (4 – 5 лет), игрового занятия с использованием народных сказок и малых фольклорных жанров «Как у бабушки козел…» (3 – 4 года).

Детей старшего возраста я знакомила с русской лирической песней, демонстрируя как в этом, одном из видов словесно – музыкального искусства отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости. Со старшими детьми проведена музыкальная гостиная «Песня как душа, а русская душа народная добра и красива». В гостиной выступила бабушка Лены Прылатовой – Мария Ивановна. Хранительница русской народной песни, Мария Ивановна явилась прекрасной рассказчицей и исполнительницей русских народных песен, частушек, танцев, хороводов. Высшая награда ее таланту – восторг, удивление, гордость ребятишек. У детей возникло желание попробовать свои силы самим спеть, сплясать. А это прекрасно.

Не зря столько любви, внимания, уважения отдано слову, индивидуальность группы, в которой я работаю, заключается в том, что в работе с детьми предпочтение отдается поэтическому слову. Делается это потому что «выразительное поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья, желанию красиво говорить, образно мыслить». (М. Шолохов).

В  группе  создан  кружок  «Речецветик»,  в котором  дети  учатся  красиво  говорить.  Наш  речевой  девиз знает каждый ребенок –

Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим.

В работе над речью детей мне помогает наш сказочный «Терем - теремок на макушке петушок». В теремке всем найдется место. Здесь живут герои русских народных сказок, потешек, считалок, песенок, которые дети охотно заучивают, а потом выступают со своим концертом.

Для того чтобы жизнь моих воспитанников была более интересной и содержательной, в группе создано многоцелевое творческое пространство, или же стена творчества. Она помогает детям творить, развивать мышление, воображение, память. Здесь ребенок может полностью освободиться от негативных эмоций и настроится на творческий лад. Можно здесь свободно подойти, взять кисть, карандаш, ручку и рисовать любимых героев по стихам, сказкам, потешкам, художественным произведениям, читать свои любимые стихи, сказки, потешки.

Большое место в приобщении к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Ведь не было ни одного народного праздника, в котором бы мои дети не принимали участия. На святках (с Рождества до Крещения) они ходили со «звездой» - славили Христа, встречали и провожали Масленицу, зазывали весну, закликали птиц, обращались с просьбами к Егорию. В старших группах проводились народные обрядовые праздники «Пасха», «Чудо – чудное русские святки».

Эти праздники связаны с народными играми. Ведь народная игра, как жанр устного народного творчества, является национальным богатством и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Дети  с  большим желанием   и   охотой   принимали   участие   в   играх «Кострома»,   «Прялица»,  «Золотые ворота»,   «Мы  во  поле  были»,   «Катись яичко» и др.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, что я и стараюсь делать у своих воспитанников. Это любовь к Родине, любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем, что нас окружает. С детьми были проведены: музыкально – литературный праздник «Это русская сторонка, это Родина моя», поэтическая композиция «Больше всех материков и, конечно краше, тот, где мы с тобой живем, где Россия наша…!», выставка фотографий и детских рисунков «Я люблю тебя всем сердцем – город мой родной».

«Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени» писал В. Сухомлинский.

Работая в классе шестилеток, провела познавательное занятие – игру «Колесо истории» на тему: Честь. Воинская честь. Почести. Дети с интересом получили знания об исторических событиях, исторических деятелях (Кутузове, Ломоносове, Суворове), о доблести командиров разных войн (Чапаеве, Буденном, Жукове). Разъясняла, формировала у детей способность поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами жить по совести и чести. Воспитывала стремление к мужеству, отваге в разных ситуациях.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, постоянно помещала сообщения в Родительском уголке «Учите вместе с нами». Родители дома могли повторить, закрепить тот материал, который мы изучали на данный момент. С родителями были проведены беседы – консультации: «Роль народного поэтического слова в воспитании детей», «Что за прелесть эти сказки», «Загадки – гимнастика для ума», «Пословица не мимо молвится» и др. Родители принимали участие в наших больших праздниках, в оформлении зала, играли роли, пели, аккомпанировали на инструментах. Такая совместная работа дала свои результаты. Мои дети умеют эмоционально, выразительно читать стихи, рассказывать сказки, могут сами организовать любую игру, хоровод, ответить на вопросы. Они любознательны, активны. Это очень радует меня и организует на дальнейшую работу с малышами.

Роль воспитателя и семьи в

приобщении детей к ценностям

родной культуры

Так как народные произведения несут на себе отпечаток исторической давности, следовательно. У педагога одна задача - донести до детей их смысловое содержание. Как? Каким образом? Можно привести множество примеров, которые позволяют выделить фольклорные занятия в разряд особенных. Это, к примеру, необходимость владения художественными средствами (умением петь, танцевать, играть на народных инструментах, а порой и имитировать их звучание на балалайке, свирели, гуслях).

Несомненно, одно: многозначность и многогранность фольклорной народной тематики требует от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Прекрасно если воспитатель может привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнение народных произведений. Тогда занятия будут проходить не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут. Играют и. т. д.

Привнесение настроение затейливости, шаловливого веселья. А иногда некоторого баловства – вот в чем приоритет народных и фольклорных занятий. Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий – это вершина педагогического мастерства. Не случайно именно на таких занятиях многие воспитатели «открывают» себя. Раскрепощенность, возможность реализовать себя в работе, ориентировка на индивидуальный почерк – действенное претворение в жизнь принципов демократического обучения.

Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как твой воспитанник уже повзрослел. Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Это приводит нас, взрослых в раздумье, как смогли мы, взрослые, окружить вниманием ребенка, дать ему все необходимое: лучшие качества, лучшие чувства, лучшие мысли. Сумели ли родители. Педагоги пропустить их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают.

Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.

Поэтому мы, педагоги и родители в ответе за воспитание наших детей. В своей работе я стараюсь как можно чаще привлекать внимание родителей, семьи к народной культуре.https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2019/02/18/moi_dostizheniya/obobshchenie_opyta.jpg?itok=Q56eaefC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»     Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...

Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...

Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".

ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Обобщение педагогического опыта- Приобщение детей к истокам русской культуры через Слово

Обобщение педагогического опыта - Приобщение детей к истокам русской культуры через Слово...