Тёплый дом
план-конспект занятия по окружающему миру

Уколова Наталья Владимировна

Цель:создать у дошкольников мотивацию бережного отношения к теплу, научить детей понимать и принимать правила теплосбережения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_nod_teplyj_dom.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия-открытия

 по теплосбережению «ТЁПЛЫЙ ДОМ»

в старшей группе

Цель: создать у дошкольников мотивацию бережного отношения к теплу, научить детей понимать и принимать правила  теплосбережения.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать у детей знания о тепле, об источниках тепла в наших домах, его необходимости и значимости для человека и для всего живого на земле;
  • формировать детскую самостоятельность посредством применения проблемных ситуаций в образовательном процессе;

Развивающие:

  • развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие и решать его;
  • развивать любознательность, познавательную активность, креативность, умение делать выводы;
  • развивать речь, как средство общения, формировать умение находить разные варианты ответов на поставленный вопрос.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к теплоресурсам.

Материалы и оборудование:

     Технические средства обучения:

  • Интерактивная доска
  • Видеозапись  письма от африканской девочки Химбы;
  • Аудиозапись  песни «» для физкультминутки;
  • Карточки, плакаты

Предметы для экспериментирования:

  • Спецодежда: халаты, нарукавники  и шапочки;
  • Самодельные приборы: сквознякометр,
  • Набор стеклянных стаканов, горячая вода;
  •  Свечи;
  • Набор ложечек из различных материалов (деревянная, пластмассовая, алюминиевая, металлическая)
  • Лист для фиксации опытов;
  • Картинки строительных материалов (кирпич, бетон, камень, дерево) и домов, построенных из них;
  • Схемы потоков воздушных масс;
  • Рисунки-плакаты как беречь тепло в доме.

Используемые педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие: физкультурная динамическая пауза
  • Технология проблемного обучения, детское экспериментирование
  • Личностно-ориентированные
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Игровые технологии.

Мотивационно-ориентированный этап

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите узнать, от кого же оно?

Ответ детей Хотим…

Воспитатель: Смотрим «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Химба, мне 6 лет, я живу в Африке! У нас всегда тепло и светит солнце. В моем доме всегда тепло и уютно. Мои родители решили переехать жить в Санкт-Петербург. Но говорят у Вас холодно, особенно осенью и зимой! Значит и дома у вас холодно. Я боюсь замерзнуть. Как вы получаете тепло и что помогает его сохранить? Помогите мне разобраться…»

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Химбе, какие бывают дома в нашем городе и выясним, почему  у нас дома тепло.

Воспитатель:  В каком городе мы живём?

А какие дома в нашем городе?

Дети: Многоэтажные, высотные, красивые…

Воспитатель:

Для строительства немало

Имеется материала:

Дерево, кирпич, бетон…

Из чего ж построен дом?

Дидактическая игра «Из какого материала, сделаны дома»

Дети (отвечают по речевому образцу, выбирая картинку дома и материал, используемый для его строительства):

Этот дом построен из кирпичей. Он кирпичный.

Этот дом построен из камня. Он каменный.

Этот дом построен из дерева. Он деревянный.

Воспитатель:

Получился дом отличный –

И бетонный, и кирпичный,

В деревянном небольшом

Тоже  жить нам хорошо!

Воспитатель: дети, а как вы думаете, зависит ли тепло дома от материала из которого он построен? Как люди узнали из каких материалов лучше строить дома, сохраняющие тепло?

Опыт  «Теплопроводность»

Воспитатель: Ребята, Сейчас мы с вами понаблюдаем, какие материалы быстро нагреваются и хорошо проводят тепло, а какие задерживают его. Давайте с вами вспомним правила безопасности

(правила рассказывают дети). Как нужно работать с горячими предметами?(осторожно, чтобы не обжечься)

Какими должны быть ложки и емкости, если они соприкасаются с горячей водой?

Стаканы из разного материала и ложками в ней

  (пластик, металл, стекло, дерево)

В каждый стакан помещаем ложки из разного материала.

 Стаканы прономерованы Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу.

Вывод: все материалы нагреваются по разному. Алюминиевая ложка и стакан нагревается быстрее всех. Затем керамическая, пластмассовая и деревянная. Дерево не пропускает тепло.

(В каждой емкости из разных материалов налита горячая вода. Емкости обозначаются цифрами. Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу).

 Воспитатель: Из какого же материала лучше строить дома?

Дети: из дерева.

Воспитатель: Да, дома лучше всего строить из дерева, потому что дерево не пропускает тепло… (первое открытие)

У любого дома есть стены, окна, крыша (показ иллюстраций)

Воспитатель: Детский сад – это тоже наш дом….

Давайте вместе отгадаем, какие предметы нам помогают обогревать наш дом…

Загляните под окошко-

Там растянута гармошка,

Но гармошка не играет-

Нам квартиру согревает (батарея)

Опыт

Правую руку опустить в таз с горячей водой, левую в таз с холодной водой. Затем обе руки в третий таз.

Вывод: тепло идет от теплого тела к более холодному. Правая рука теряет тепло – ей холодно. Левая рука получает тепло – ей может показаться, что теплая вода горячая.

Подходим к батарее. Беседа (вопросы к детям).

Опыт с ложками и фольгой.

Вывод: (карточка №1)

Подержать руку над батареей. Под батареей. К батарее, к стеклу.

В стекле много микротрещин. Стекло холодное. (карточка №1)

Опыт: холодный воздух из коридора.

Воспитатель: Дети, всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери?

Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло?

Всегда ли вы закрываете двери за собой?

К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят – неэкономный, недисциплинированный,  небережливый человек.

Люди могут обогревать свои дома при помощи дров, газа, угля. Электричества. Но если люди не будут заботиться о сохранении тепла в доме, то природных ископаемых нужно будет во много раз больше, и они могут когда-нибудь закончиться. А что нужно (требуется) для дома. Что бы сохранять тепло? (Вывод)

-Я Вам предлагаю посетить музей тепла (игра).

(На стендах размещены картинки изображением разных способов применения тепла: печь (русская, голландская-местное отопление для одного дома, камин (для одного дома, батареи (центральное, водяное отопление, нагреватели и обогреватели, обжиг глиняных горшков и посуды, плавка металла, стекла, инкубация-выведение птенцов, утюг, фен, печь (кирпичная,

 газо-и электропечи) -приготовление пищи).

б) Представьте, что вы на улице в сильный мороз. Вы сняли варежки и у вас замерзли руки. Вы снова надели варежки. Почему руки согрелись, ведь варежки холодные? - Не варежки согрели руки, а наоборот, вы своими руками согрели варежки. Сами по себе варежки не греют, но они сохраняют тепло.

-Ребята, я слышала такое выражение «теплые отношения». Как вы его понимаете?

-Помогут ли жителям нашей планеты сохранить тепло их дружеские тёплые отношения?

Воспитатель: Вот и истекает время нашего телеобщения с Химбой.  Сколько интересного и  полезного  мы сегодня узнали о тепле и  его сбережении. Подойдите к столу и выберите те карточки, на которых изображено, как беречь тепло в доме.

Давайте  напомним Химбе  еще раз, что же помогает сохранить тепло в доме? (Ответы детей)

Когда Химба приедет в Санкт-Петербург, мы ей подарим эти картины, думаю, что она  повесит их  на видном месте в своей квартире и они будут напоминать ей  о бережливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня (тёплый период)

Предлагаю вашему вниманию режим дня на тёплый период года для всех возрастных групп ДОУ. Составлен в соотвветствии с новыми требованиями СанПиН....

Родительское собрание - викторина совместно с детьми "Хлебушек душистый, тёплый, золотистый"

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе в форме викторины....

День Матери - тёплый и сердечный праздник

Поддержание традиций, бережного отношения к матери, закрепление семейных устоев...

Стихотворение"Вот и закончилось тёплое лето"

Закончилось тёплое лето, но осень по-своему прекрасна, несмотря на моросящий дождь, ветер... Всё равно хочется пройтись по тропинке и вдохнуть свежий воздух....

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Тема: «В тёплый солнечный денёк золотой расцвёл цветок»

Рассказываю детям сказку об одуванчике с помощью дидактической игры . У цветка есть стебель, и на тоненькой ножке крепится желтенький цветок.В нутри цветка есть пыльца,  которую любят пчелки. Про...

Весны улыбки тёплые.

Сценарий праздника посвящённый 8 марта....

Весны улыбки тёплые.

Сценарий праздника посвящённого дню 8 марта....