Проектная деятельность. "Птицы средней полосы России". Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста "Синичкин календарь".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Фарафонова Ирина Владимировна

Проектная деятельность. "Птицы средней полосы России". Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста "Синичкин календарь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkin_kalendar.docx12.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста “Синичкин календарь. Птицы Средней полосы России”.

Авторы:

Рахмангулова Мария Леонидовна

Фарафонова Ирина Владимировна

ГБОУ Школа 2065 ОП Д7 воспитатели

тел: +7-917-512-91-01

 Интеллектуальная викторина была выбрана участниками образовательного процесса как завершающее мероприятие познавательного проекта, посвященного изучению птиц Средней полосы России. В соответствии с рекомендациями инновационной программы “От рождения до школы”  альтернативные варианты занятий, в отличии от фронтальных, способствуют гораздо более эффективному усвоению материала. Проведение викторины можно приурочить к Международному дню птиц (1 апреля).

Цель викторины: обобщить и закрепить знания детей, приобретенные в ходе проектной деятельности по теме: “Синичкин календарь. Птицы Средней полосы России”.

Развивающие задачи: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу; содействовать проявлению ассоциативно-образного и логического мышления.

Образовательные задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц, посредством интеграции во все образовательные области; упражнять в различении голосов птиц на слух.

Воспитательные задачи: продолжать развивать интерес и любовь к природе родного края; воспитывать в игре инициативу, умение работать в команде.

Хочется отметить, что к завершению дошкольного детства на базе подготовительной группы удалось сформировать полноценное, эффективное детско-родительское сообщество. Родители - непосредственные участники образовательного процесса, принимают активное участие в жизни группы, выступают в качестве коллег и партнеров образовательного учреждения, главная цель которого - воспитание ребенка. Как следствие, в данном сценарии присутствуют задания для команды родителей (в усложненном варианте).

Предварительная работа: Реализация проектной деятельности: чтение литературы, прослушивание аудиозаписей «голоса птиц», просмотр видеофильмов, создание альбома «Птицы - наши друзья», индивидуальная и коллективная творческая деятельность, организация выставки поделок и  рисунков, наблюдение за птицами на территории детского сада, экскурсия в окружающий детский сад парк «Путешествие по «Экологической тропе».

Оборудование и материалы: фонограммы голосов птиц, разрезные изображения птиц по числу команд, изображения птиц для игры “Четвертый лишний” по числу команд, листы бумаги, карандаши (по числу команд).

Ход мероприятия.

        Здравствуйте, уважаемые участники викторины! Сегодня мы с вами проведём очень интересную, интеллектуальную и познавательную викторину и посвятим её Международному дню птиц, который проводится 1 апреля. В ходе проекта вы узнали много интересного из жизни птиц и сможете без труда ответить на вопросы викторины. Желаем вам удачи!

         Методом жеребьевки дети делятся на 4 команды, 5-я команда избирается из числа  родителей. Команды занимают свои места, участникам предлагается придумать название команды (с учетом лексической темы: воробьи, синички и т.п.) и выбрать капитана. Целесообразно напомнить детям о правилах работы в мини-группах: решения принимаются коллективно, отвечает на вопрос капитан команды.

Викторина проходит в несколько этапов, в которых командам предлагаются различные вопросы и задания. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Судейскую коллегию представляют также родители.

Задание №1. Разминка “Угадай-ка”

1. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (филин, сова).

2. Верно людям я служу, им деревья сторожу, с дерева на дерево летаю, червяков я добываю (дятел).

3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет, хочет сделать шажок, получается прыжок (воробей).

4. Выпал снег, но эта птица снега вовсе не боится, эту птицу мы зовём, красногрудым (снегирём).

5. Спереди – шильце, сзади - вильце, на груди белое полотенце (ласточка). (для родителей)

Задание №2. “Отгадай чей голосок”

Каждой команде предлагается  отгадать голос птицы, прослушав фрагмент аудиозаписи:

1. Воробей.

2. Синица.

3. Ласточка.

4. Соловей.

5. Снегирь (для родителей).

Задание №3. “Убери словечко”

Командам предлагается прослушать слова, выявить лишнее и объяснить, почему.

1. Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка.

2. Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.

3. Голубь, голубок, голубизна, голубятня.

4. Сова, совушка, совет, совиный.

5. Задание для родителей: Какая птица носит название приспособления для ловли насекомых? (Мухоловка).

Задание №4. “Грамотейка”

Командам необходимо  поставить в слове ударение и разделить его на слоги (для детей, выполняется устно).

1. Сорока.

2. Синица.

3. Ворона.

4. Соловей.

5. Вопрос для родителей: Дополните предложение:

“К весне птенцы клеста уже … (подросли), потому что…(выводятся зимой)”.

Задание №5: “Сказочное”

1. Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку);

2. В какую птицу превратился Гадкий утёнок? (в лебедя);

3. С какими птицами летела лягушка-путешественница? (с утками);

4. Как называется сказка «о раненой уточке»? (Серая шейка).

5. Вопрос для родителей: Как называется романтическая сказка-новелла из первого сборника “Детские и домашние сказки” братьев Гримм?  (Король Дроздобород).

Команды приглашаются для физкультминутки “Шустрая синица”.

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку. (присели на корточки)

Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы вправо-влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки вокруг себя)

Тири-тири, тень-тень-тень.

Задание №6 “Четвертый лишний”.

Каждой команде даётся по 4 картинки с изображением птиц, одна птица не соответствует другим, по категории: перелётные, зимующие, домашние.

Задание №7 “Сосчитай-ка”

Каждой детской команде предлагается решить  математическую задачу и записать решение и  ответ на листе бумаги.

“К кормушке прилетели пообедать 8 снегирей и 2 синицы, но 3 снегиря улетели к другой кормушке, сколько всего птиц осталось?”

Задание для родителей:

“На электрических проводах сидело 7 голубей. Два из них улетели, чуть позже один вернулся. Через какое-то время решили улететь еще три голубя. Сколько птиц осталось на проводах?”  (На проводах осталось 6 голубей, то, что три решили улететь, еще не значит, что они улетели).

Задание №8 “Собирай-ка”

Каждой команде предлагается собрать из разрезанных частей изображение птицы.

Задание №9 “Соображай-ка”

1. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушка).

2. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист).

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок).

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).. 5. Задание для родителей: У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез).

По завершении викторины жюри объявляет результаты, выигравшая команда получает главный приз, остальные участники поощрительные призы.

 

         

Список использованной литературы:

1.Произведения В.В. Бианки: Лесные домишки, Синичкин календарь, Высокая горка.

2.Авторские и народные сказки отечественных и зарубежных писателей о птицах.

3.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

4.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

5.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Космос"

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Космос"Программное содержаниеЦель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.ЗадачиОбразовательные:Систематизировать знания дете...

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю....

сценарий интеллектуальной викторины для детей старшей и подготовительной групп

Цель мероприятия: развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков,Задачи:- выявить уровень знаний детей в разных областях, расширять кругозор, представления об окружающем мире;- фо...

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста «Мой город - Воркута»

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста«Мой город - Воркута» Цель: Закрепить знания детей о родном городе. Задачи:- Продолжать знакомить с традициями...

Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Интеллектуальный аукцион"

Конкурс для детей старшего дошкольного возраста "Интеллектуальный аукцион", в котором дети смогут продемонстрировать не только свои знания и умения, но и блеснуть своими творческими способно...