Проект Любознайка («Опытно-исследовательская деятельность старших дошкольников»)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Чупилина Елена Павловна

Актуальность:

 Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

 Экспериментирование  является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Участие ребенка в экспериментальной и исследовательской деятельности заставляет ребенка делать открытия, решать проблемные ситуации.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

 Проблема: Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений, с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны.

Цель: Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения,  а также электричество);

развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень, магнит);

развитие представлений об условиях, необходимых для жизни растений;

2.Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

4.Развитие речи, обогащение словаря.

5.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Участники проекта: педагог группы Чупилина Е.П., воспитанники подготовительной  группы, родители.

Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный

Ожидаемые результаты:  дети смогут выращивать растения, замечать изменения в росте растений.

1.Знать

•свойства воды, песка, глины, воздуха, камня...

•что такое электричество

•«волшебные» свойства магнита.

2.Самостоятельно выделить и ставить проблему, которую необходимо решить. Предложить  возможные решения.

Пользоваться  приборами -помощниками.

Продолжительность: 8 месяцев (долгосрочный)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyuboznayka.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

     Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

    Экспериментирование  является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Участие ребенка в экспериментальной и исследовательской деятельности заставляет ребенка делать открытия, решать проблемные ситуации.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

 Проблема: Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений, с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны.

Цель: Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности

Задачи:

1.        Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения,  а также электричество);
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень, магнит);
  • развитие представлений об условиях, необходимых для жизни растений;

2.Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

4.Развитие речи, обогащение словаря.

5.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Участники проекта: педагог группы Чупилина Е.П., воспитанники подготовительной  группы, родители.

Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный

Ожидаемые результаты:  дети смогут

  • выращивать растения, замечать изменения в росте растений.

1.Знать

•свойства воды, песка, глины, воздуха, камня...

•что такое электричество

•«волшебные» свойства магнита.

2.Самостоятельно выделить и ставить проблему, которую необходимо решить. Предложить  возможные решения.

  • Пользоваться  приборами -помощниками.

Продолжительность: 8месяцев

Для воспитания интереса у детей подготовительной группы к опытно-исследовательской деятельности в ходе реализации проекта использованы методы:

  • игровые: игры-эксперементы позволили детям убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
  • созданные проблемные игровые  ситуации, игры – путешествия, где ребенок брал на себя роль лаборанта или ученого смогли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество
  • словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  • практические: обследование предметов, действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
  • наглядные: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

Формы работы:

•специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

Составлено перспективно епланирование, НОД 1 раз в неделю, с опытами, экспериментами, открыло для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой и живой природы. Во время НОД проводились 3-4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-эксперимента в детской лаборатории, обязательно с сюрпризным моментом.

 - совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

-  свободная самостоятельная деятельность детей.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

-Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.)

-Живая природа  (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др).

-Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).

С детьми:

  • НОД «Посадка комнатных растений в «АКВАферму»

Игры-эксперименты «Разновидность почвы», «Витамины для малышей» (посадка лука)

НОД «Камень, песок, глина»

НОД «Ветер-невидимка»

НОД «Наше доброе электричество»

Игры-эксперименты : «Зажги лампочку», «Включи динамо-машину»

Работа в цифровой лаборатории «Наураша»

НОД «Сила магнита»

НОД «Температура»

Игры-эксперименты: «Магнитная задачка», «Притянет-не-притянет»

НОД «Почему горит лампочка?»

Взаимодействие с родителями:

Одним из интересных форм сотрудничества с родителями ДОУ по теме экспериментирования являются   мастер-классы - «Занимательные опыты и эксперименты  для умных мам и пап и любопытных дошколят».

  Мастер-классы по опытно-экспериментальной деятельности включают проведение нескольких  простых экспериментов.

«Опыты-это интересно!»

В ходе такой работы ДОУ и семьи у детей и их родителей развился интерес к опытно – исследовательской деятельности. Заработали домашние лаборатории. Некоторым детям купили лаборатории «Магниты», «Химическая лаборатория», в других семьях организовывали совместную деятельность ребенок – родитель. Родители не только готовили материалы к опытам, но и проводили их вместе с детьми. Результатом такой работы стали выпуски тематических газет  «Наша домашняя лаборатория» и выставка фотоколлажей «Экспериментирование дома и в детском саду».

Вывод: Для воспитания интереса у детей старшей группы к опытно – исследовательской деятельности на нашем проекте использовался целый ряд педагогических приемов:

  • игры-экспериментыпозволили старшим дошкольникам убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей, проблемные ситуации;
  •  игры – путешествия, игры – драматизации: когда ребенок брал на себя роль лаборанта или ученого;
  • практические методы:обследование предметов, действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволили самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

Созданные  проблемные игровые  ситуации смогли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.Индивидуально-дифференцированный подход способствовал созданию благоприятной эмоциональной обстановки, ребятам было интересно, они увиделирезультаты своих действий.  Значительно укрепились связи с семьей в вопросах формирования у детей интереса к опытно – исследовательской деятельности.

   Таким образом, на основе выше сказанного можно сделать вывод: исследовательская деятельность и экспериментирование оказывают большое и разностороннее влияние на личность ребенка, на развитие его творческого воображения и мышления. У детей:

-развился интерес  к исследованиям и экспериментам

-сформировались представления о свойствах (воды, песка, глины, воздуха, камня, магнита)

-  развита высокая творческая активность;

- самостоятельность, инициативность;

-развилась   речь, обогатился словарь;

-развивается память, мышление, внимание;

- дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

-учатся работать в коллективе;

- они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

- умеют  устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

- ухаживают за растениями.

 Необходимо проводить такую работу в дошкольном учреждении - ведь те зернышки интереса к поисково -  исследовательской и экспериментальной деятельности, что мы посеем в душах наших воспитанников в раннем детстве, дадут всходы в школьной  и взрослой жизни.

Выход из проекта:

  • Мастер – класс для педагогов ДОУ «Интересные опыты с детьми»

(обмен опытом по опытно - исследовательской деятельности с дошкольниками)

  • Выступление на тему

«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности»

на семинаре для заместителей ВМР

«Формирование семейных ценностей посредством совместной деятельности детского сада и семьи»

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»

3. Н.А. Гуриненко «Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2017г.

4. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016г.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Н.В. Нищеева  Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

Проект представляет систему работы ДОУ по  формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...

Презентация к занятию по опытно - исследовательской деятельности старших дошкольников на тему "Интересное рядом"

Данная презентация поможет провести опытно - исследовательскую деятельность на тему "Интересное рядом"(опыты с яйцом). Текст к презентации на моей страничке....

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников   «Жидкости и  растворы»....

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....

Познавательно - творческий проект по конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников

laquo;Если ребёнок в детстве не научился творить,то и в жизни он будет только подражать и копировать»Л. Н. Толстой.Дайте ребёнку простор для творчества.Всё остальное он сможет сам! Попробуйте! ...

Познавательно - творческий проект по конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников "Приходи играть и строить

laquo;Если ребёнок в детстве не научился творить,то и в жизни он будет только подражать и копировать»Л. Н. Толстой.Дайте ребёнку простор для творчества.Всё остальное он сможет сам! Попробуйте! ...