Главные вкладки

    Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Якунина Юлия Владимировна

    Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников   «Жидкости и  растворы». 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников   «Жидкости и  растворы».

    Цель: формировать познавательную активность детей.
    Задачи:
    Образовательная область «Познавательное развитие»
    • Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
    • Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
    • Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
    • Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
    • Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
    • Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
    • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
    • Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
    • Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
    • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
    • Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
    • Создать у детей радостное настроение.
    • Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
    • Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

    Образовательная область «Речевое развитие»:
    • Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
    • Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
    Материал и оборудование для опытов:
    Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.

    На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

    Ход эксперимента.

    Воспитатель:
    Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
    Собрались мы снова вместе,
    Чтобы было интересней!
    Много нового узнаем,
    Что ж, ребята, начинаем!

    Опыт № 1.

    Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_6ea3355e4fe9c6096efbe48c0bd21d9c.jpg.jpg


    Дети: Жидкость.
    Воспитатель:
    Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
    Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
    Воспитатель: (дополняет вывод детей)
    Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

    Опыт №2.

    Воспитатель:
    Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_8f3fef48164cfd1927dc3f5d754cbaf4.jpg.jpg


    Дети: ответы детей.
    Воспитатель: 
    Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
    Дети: (ответы).
    Воспитатель:
    Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
    Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
    Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

    Опыт №3.

    Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
    Дети: Сыпучий.

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_aa781450c01e628a6a4f524729f87956.jpg.jpg


    Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.
    Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
    Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
    Воспитатель:
    Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

    Опыт №4.

    Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_07888e4fcd680de0a4e3bf25c3624f5b.jpg.jpg

    Дети: Сыпучий.
    Воспитатель:
    Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
    Дети: Соль растворилась.
    Воспитатель:
    Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
    Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
    Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

    Опыт № 5.

    Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
    Дети: (ответы)
    Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
    Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

    Ход опыта:

    В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_0111b99f193ef8236ece195d6ad5af96.jpg.jpg


    Воспитатель:
    Как вы думаете, почему так получается?
    Дети: (ответы, предположения детей)
    Воспитатель: (дополняет)
    Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
    Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
    Опыт демонстрируется без объяснения детям.
    Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
    Дети: (ответы)
    Рефлексия

    Воспитатель:
    Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к занятию по опытно - исследовательской деятельности старших дошкольников на тему "Интересное рядом"

    Данная презентация поможет провести опытно - исследовательскую деятельность на тему "Интересное рядом"(опыты с яйцом). Текст к презентации на моей страничке....

    Проект опытно-исследовательской деятельности для старших дошкольников "Огород на окошке"

    Тема проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков.Цель проекта: Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания рас...

    Конспект по опытно-исследовательской деятельности дошкольников « Магнит и и его свойства».

    Конспект по опытно-исследовательской деятельности дошкольников Тема: « Магнит и и его свойства» (Старшая группа) ...

    Конспект совместной опытно – исследовательской деятельности воспитателя с детьми средней группы. «Добрый и злой огонь»

    Конспект совместной опытно – исследовательской деятельности воспитателя с детьми средней группы. «Добрый и злой огонь»...

    Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности «Огонь – не шутка!»

    Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности«Огонь – не шутка!»...

    Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

    Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....

    Опытно-исследовательская деятельность с дошкольниками

    Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.Одной из важных сторон этого процесса является эколо...