Методическая разработка "Путешествие в прошлое денег. Деньги всякие нужны"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Сергеева Зоя Алексеевна

создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №13 «Теремок»

г. Новочебоксарск Чувашская Республика

Методическая разработка

по финансовой грамотности

«Путешествие в прошлое денег. Деньги всякие нужны»

(подготовительная к школе группа)

s1200.png

Методическая разработка составлена:                                     Сергеева Зоя Алексеевна, воспитатель I квалификационной категории                                              МБДОУ «Детский сад № 13 «Теремок»                                       г. Новочебоксарск

2019 год

Методическая разработка  по финансовой грамотности

в подготовительной к школе группе

 «Путешествие в прошлое денег. Деньги всякие нужны»

Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с историей происхождения и развития денег;

- дать знания о том, что в разных странах есть свои купюры;

- формировать знания о количественном составе купюр с разной ценностью;

- расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

Развивающие:

- развивать память, внимание, познавательный интерес к правильному обращению с деньгами.

Воспитательные:

- воспитывать финансовую культуру.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «История денег», иллюстрации купюр некоторых стран, иллюстрации всех современных купюр и монет России. Наборы монет достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание купюр, сюжетно-ролевые игры с «деньгами», просмотр познавательных мультфильмов «Смешарики. Финансовая грамотность»

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.  
Дети становятся в круг.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг. –
хором.

Началось занятие!
Все расселись по местам!Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Дети садятся полукругом перед экраном.

Слайд 2 – заставка (много денег): Ребята, скажите мне, пожалуйста, что вы знаете о деньгах? Что такое деньги? Для чего они нужны? Как выглядят деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: А как выглядели деньги раньше? Хотите узнать?

Слайд 3 – Еще до нашей эры, много веков тому назад, люди поняли, что получить то, чего у них нет можно с помощью обмена. Они шли к соседу и выменивали то, что им нужно на то, что у них есть. Так, например, они могли выменять у соседа мешок сахара на шкурку зверька, или рыбу. Но рыба долго не могла храниться, да и шкурки зверьков портились.

Слайд 4 – Тогда люди обнаружили, что вместо шкур животных можно предложить самих животных. Люди, которые держали большое стадо домашних животных, особенно коров, считались очень богатыми. Но содержать такое богатство было очень сложно: животных нужно было кормить, а это дополнительные расходы, так же они могли заболеть и погибнуть.

Слайд 5 – Тогда на смену коровам пришла соль. Она была выгоднее – она не портилась, особого ухода не требовала, её можно было взвесить, и таким образом определить: у кого больше соли – тот и богаче.

Слайд 6 – Кроме того, в разных странах использовали в качестве денег зерно, какао-бобы. А наиболее распространенными были ракушки каури. В них делали отверстия, нанизывали на веревку и таким образом хранили. Ценились они не очень дорого, потому, что их было очень много и легко было добывать.

Слайд 7 – Все перечисленные вещи имели один большой недостаток – со временем они портились и теряли свою ценность. Тогда купцы, путешественники обнаружили, что во всех странах одинаково высоко ценится металл. Он твердый, храниться может в любых условиях. Его можно переплавить и получить необходимый размер.

Слайд 8 – на Руси стали использовать в качестве металлических денег длинные серебряные палочки – гривны. Но и тут выявили неудобство – палочки были тяжелыми, и количество серебра в нем было не одинаковым.

Слайд 9 – тогда придумали с помощью специальных формочек выдавливать одинаковые кусочки серебра и с помощью печати наносить на него рисунок. Кусочки были разного размера и соответственно стоили по-разному. На большой кусочек можно было купить корову, а замаленькие – товар поменьше.

Слайд 10 – Позже появились круглые плоские монетки – рубли и копейки. Первые монетки были неправильной формы, без ровных краев. (Фото старинных русских денег). Они были из разного металла: серебра, меди, золота, самые настоящие ценные деньги.

Слайд 11 – Но монеты были тяжелыми, поэтому решили сделать заместители денег – ставить штампы на бумаге. Бумажные деньги оказались намного легче, на бумаге можно было поставить штамп любой ценности. Назывались такие деньги – кредитные билеты.

Слайд 12 – современные деньги и по сей день выглядят как монеты и бумажные ценные билеты. Но монеты уже выпускают из простого металла, а монеты из ценного металла можно купить в Банках. В каждой стране – свои монеты, купюры.

- Ребята, а что сейчас изображают на купюрах?

Дети: портреты известных личностей, достопримечательности городов, пропечатывают сумму, герб сраны, символ.

Слайд 13 – Ну и самым современным способом компактно хранить и переносить деньги стали банковские карты. Сейчас у каждого взрослого человека может быть даже не по одной, а по несколько таких карт. Ребята, вы знаете, как можно расплачиваться с помощью таких карт?

Дети: в магазинах, аптеках, ресторанах.

Воспитатель: А можно ли получить в руки ту сумму, которая храниться на карте?

Дети: Да, есть специальные банкоматы, они выдают деньги.

Воспитатель: Много ли денег можно хранить в банкомате, как вы думаете? А где хранят деньги?

Дети: В Банках!

Воспитатель: Верно! Предлагаю вам отправиться в Банк, чтобы лучше узнать о деньгах.

Физминутка.

Мы по городу шагаем                   идут

То, что видим, называем:

Светофоры и машины                   поворот головы влево

Ярмарки и магазины                     поворот головы вправо

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!                       потянулись вверх - присели

Завернули мы направо               поворот туловища направо

Банк стоит там величаво            руки вверх «домиком»

Мы в него сейчас войдем

Знания там приобретем.

Подходят к столу, на котором лежат образцы денег разных стран.

Воспитатель: Ребята, во всех странах разные деньги. И называются они по-разному: в России – рубли, в Казахстане – теньге, в США – доллары и так далее. Если вы поедете в другую страну, вам придется обменять ваши рубли не те купюры, которыми принято расплачиваться в той стране. Например, попав в Америку, вы не сможете за российские рубли купить хлеб. У вас их попросту никто не примет. Посмотрите, вот некоторые купюры стран. Какие вы узнали? Правильно, это наши российские деньги. Ребята, на самом деле, российских купюр всего 9 видов, посмотрите, а монет – 8 видов. Как вы думаете, для чего нужно столько разных видов денег? Почему бы не оставить всего 1 банкноту?

Ответы детей.

Воспитатель: На самом деле, это сделано для удобства людей. У каждого товара – своя цена. И если бы существовала всего 1 банкнота большой ценностью – тогда и весь товар стоил бы одинаково. Представьте себе, что хлеб стоил бы столько же, сколько и машина, диван и конфеты тоже имели бы одну цену. А если бы были только мелкие монеты? Тогда, чтобы купить машину, пришлось бы брать с собой целый мешок монет, а может быть и два мешка. Согласитесь, что это неудобно!? Вот для этого и придумали банкноты разной ценности, разного достоинства.

А сейчас занимайте места за столами. Посмотрите, купюра какой ценности у меня в руках?

Дети: 10 рублей.

Воспитатель: Правильно. Саша, назови, монеты какой ценности ты видишь перед собой?

Саша: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей.

Воспитатель: Верно. У каждого из вас есть набор монет. Вам нужно разложить эти 10 рублей с помощью тех монет, которые у вас есть. Приступайте.

Воспитатель: Все справились? Катя, с помощью каких монет ты разложила 10 рублей?

Варианты ответов:

  1. 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1
  2. 1+2+2+5
  3. 5+5
  4. 2+2+2+2+2 и т.д.

Воспитатель: Хорошо.

- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

 - Какие деньги были раньше?

- Чем заменяли деньги?

- Что такое заменители денег? (бумажные, монеты, банковские карты)

- Деньги в разных странах одинаковые?

- Кто запомнил, сколько видов купюр и монет в России?

- Для чего столько нужно?

Воспитатель: Всё верно. Деньги всякие важны: и мелкие и крупные, и рубли и доллары. Вы молодцы, спасибо вам за работу. А сейчас:

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

                       

                                                                                                                                                                                                              Приложение

Презентация:  «История денег»

            

             

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Деньги всякие нужны"

Конспект "Деньги всякие нужны"...

Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Деньги всякие нужны»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №38 «Маленький принц» г.о.Химки    Конспектобразовательной деятельности по финансовой грамотно...

Кружок «Юный экономист» Тема: «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они были?»

Познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам...

конспект .Тема:«Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они были?»

Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они были?»Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначени...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ. ДЕНЬГИ, КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ. ДЕНЬГИ, КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?» для детей с  6-7 лет, группа компенсирующей н...