Занимательные опыты для родителей с детьми дома
картотека (старшая группа)

Позолотина Наталья Петровна

Опыты для познавательного развития.

Опыты с водой.

Даем ребенку залить водой формочку для льда, отправляем ее в морозильник. Через несколько часов достаем формочку и объясняем, что холод превращает воду лед. Даем изучить несколько кубиков.

4-5 кубиков кладем в металлическую миску или кастрюлю. Ставим на плиту и вместе с ребенком наблюдаем процесс испарения - превращение воды в пар. Накрываем кастрюлю прозрачной крышкой и смотрим, как на крышке появляются капли (конденсация). Испарение и конденсацию можно наблюдать в ванной, набирая горячую воду и рисуя на запотевшем зеркале.

Вулкан.

На более-менее прочном основании лепим пластилиновый вулкан (у нас это упаковочный картон). Ребенок самостоятельно или вместе с взрослым насыпает в вулкан соду. Количество соды зависит от размеров вулкана, сода должна занимать не больше его половины.

Готовим смесь для заливки. Смешиваем уксус, каплю красной краски и немного средства для мытья посуды. Расчет следующий: на две столовые ложки соды нужна треть стакана смеси. Если соды меньше, соответственно, и заливки надо смешать меньше.

Ставим вулкан на ровную поверхность и заливаем смесью
Наблюдаем реакцию нейтрализации, сопровождающуюся обильным пенообразованием (за счет наличия в заливке моющего средства).

Разноцветная вода.

Предложите ребенку окрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного цвета: добавил много краски, получится насыщенный цвет, мало краски - вода светлее. Для детей постарше можно показать закономерности смешивания цветов: сочетание желтой и красной краски дает оранжевую воду, желтой и синей - зеленую и др. Покажите ребенку цвета радуги, расскажите, как из 3-х основных цветов получаются промежуточные. Можно заморозить цветную воду.

Несмешивающиеся жидкости.

Возьмите три прозрачные емкости. В первую налейте окрашенную воду на треть объема. Затем аккуратно влейте масло и в последнюю очередь добавьте спирт. Посмотрите, что получится. Точно также налейте воду, масло и спирт в две оставшиеся емкости. Добавьте в третью емкость примерно одну чайную ложку средства для мытья посуды. Две последние емкости закройте крышками и потрясите. Спустя несколько часов сравните жидкости во всех трех банках. Это достаточно эффектный способ, объяснить результаты которого достаточно просто: спирт смешивается с водой, а масло не смешивается ни с водой, ни со спиртом. При этом спирт легче масла. При добавлении средства для мытья посуды жир распадается на капельки, которые никак не могут соединиться вместе.

 Несмешивающиеся вещества и капелька краски.

Налейте в банку воду и сверху немного масла. Затем капните с помощью пипетки или стряхните с кисточки несколько капелек разбавленной водой краски. Вы увидите, что они не перемешиваются с маслом, а принимают форму маленьких шариков. Попробуйте ложкой протолкнуть краску в воду.

 Рисование маслом и водой.

Смешайте краску одного цвета с водой, а краску другого цвета – с маслом. Окуните толстую кисточку в подкрашенную воду и нанесите водный раствор на лист бумаги. Возьмите кисточку потоньше и капните маслом с шариками краски сверху на водные разводы.

Что плавает, что тонет.

Подберите предметы из металла, пластмассы и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и др. Предложите ребенку угадать, что утонет, а что поплывет. Пусть ребенок проверит свои предположения, бросая предметы в тазик или ванну. Объясните ребенку почему так происходит.

Водоворот.

Возьмите две пластиковые бутылки (на 0,5 литра, но можно и большие, только тяжелые получатся). Рекомендую смыть с них этикетки - будет лучше видно.
Наполните одну бутылку водой, сверху горлышком к горлышку приставьте вторую. Место соединения замотайте скотчем. Получится конструкция, похожая на песочные часы. Резко переверните ее вверх ногами (лучше держать в области горлышек) и крутите (как будто вы пытаетесь размешать что-то в стакане без ложки). Крутить долго не надо, достаточно нескольких круговых движений. И вы увидите настоящий водоворот!

И хотя в ванной при сливе воды такое тоже можно наблюдать, но от опыта с бутылками дети просто в восторге и просят повторить его не один раз!

Море волнуется раз...

Чтобы увидеть морские волны, иногда достаточно стакана воды.

Для эксперимента вам понадобится:

Прозрачная банка с закручивающейся крышкой, вода, пищевой краситель синего цвета, детское массажное масло, резиновая игрушка, блестки.
Этапы:

  1. Наполните банку наполовину водой
  2. Добавьте несколько капель пищевого красителя, пока вода не станет синей. Добавьте немного блесток.
  3. Долейте масла, пока банка не наполнится на три четверти.
  4. Положите наверх игрушку, закрутите крышку
  5. Хорошенько потрясите банку и вы увидите океан в движении.

Что происходит:

Вода плотнее масла. Кроме того, вода и масло не смешиваются. Поэтому когда вода двигается, она заставляет масло двигаться, вызывая волны.

Цветы лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Куда делись чернила? Превращения.

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно. Этот опыт хорошо показывать, когда рассказываете ребенку о методах очищения воды.

Делаем облако.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Своды и тоннели.

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Как из соленой воды добыть питьевую воду?

Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце.

Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.
Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

Выращивание солевых кристаллов

Разведите в емкости (в банке пол-литровой например) очень концентрированный раствор соли. На палочку привязываете ниточки и опускаете в раствор (или веточку, можно сосновую красиво будет) И оставляете всю конструкцию на недельку-другую. вырастут кристаллы соли

День и ночь.

Опыт объясняет чередование дня и ночи на нашей планете. Необходимы настольная лампа (имитатор Солнца) и глобус. Выключаем в комнате свет, горит настольная лампа, напротив ставим глобус и поворачиваем его вокруг своей оси. На освещенном участке - день, на темном - ночь.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с  двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

 Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Подводная лодка из яйца.

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Естественная лупа.

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник.

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Всасывание воды.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был

капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую — такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, — может быть потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: «Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий».

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах.

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга.

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вдвоем веселее.

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне — фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_dlya_roditeley_i_detey_doma.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные опыты

для родителей с детьми дома

Занимательные опыты для родителей с детьми дома.

Сложные физические явления объяснить понятным языком малышу бывает порой сложно. Мы же предлагаем сделать это в форме простых игр, которые будут, не только интересны малышу, но и пробудят в нем талант исследователя.

Дети познают окружающий мир, и их вопросам нет числа. Почему идет дождь? Зачем облетели листья с деревьев? Почему нельзя трогать разные бутылки в ванной комнате? О многом можно поведать ребенку с помощью опытов.

Пока вы заняты на кухне приготовлением пищи, ребенок может проводить и наблюдать простые опыты с водой. Объяснить, что вода принимает форму любого сосуда, в который она попадает, легко, дав малышу различные по форме емкости. Превращение воды в различные состояния можно показать, заморозив ее и объяснив ребенку, что вода становится твердой. Положив несколько кубиков льда в емкость и поставив ее на батарею, наблюдаем за обратным превращением, а если часть льда оставить таять при комнатной температуре, то можно обратить внимание малыша на скорость таяния в зависимости от температуры.

Вскипятив небольшое количество воды, показываем ребенку, что вода превращается еще в одно состояние – пар. Обратный ее переход в воду можно продемонстрировать, подержав над паром, например, крышку и обращаем внимание малыша на капельки воды на ней.

Можно продемонстрировать ребенку как ведут себя различные вещества в холодной и теплой воде. Даем две емкости с теплой и холодной водой и несколько кубиков льда, опускаем их в воду и просим малыша рассказать, что у него получилось, объяснив потом, что в теплой воде кубики льда тают быстрее. Предложив пакетики с чаем – повторяем эксперимент и вместе с малышом делаем выводы.

Приучить ребенка к осторожному обращению с нагретыми предметами можно с помощью следующего опыта. Возьмем три ложки, сделанные из различных материалов: деревянную, пластмассовую и металлическую. Опустим их в банку с горячей водой и предложим их потрогать ребенку вначале опыта и через некоторое время, а затем спросим – какая из них самая горячая.

С помощью таких несложных опытов вы заложите в ребенке желание познавать окружающий мир и объяснять различные явления в нем.

Опыты для познавательного развития.


Опыты с водой.

Даем ребенку залить водой формочку для льда, отправляем ее в морозильник. Через несколько часов достаем формочку и объясняем, что холод превращает воду лед. Даем изучить несколько кубиков.

4-5 кубиков кладем в металлическую миску или кастрюлю. Ставим на плиту и вместе с ребенком наблюдаем процесс испарения - превращение воды в пар. Накрываем кастрюлю прозрачной крышкой и смотрим, как на крышке появляются капли (конденсация). Испарение и конденсацию можно наблюдать в ванной, набирая горячую воду и рисуя на запотевшем зеркале.


Вулкан.

На более-менее прочном основании лепим пластилиновый вулкан (у нас это упаковочный картон). Ребенок самостоятельно или вместе с взрослым насыпает в вулкан соду. Количество соды зависит от размеров вулкана, сода должна занимать не больше его половины.

Готовим смесь для заливки. Смешиваем уксус, каплю красной краски и немного средства для мытья посуды. Расчет следующий: на две столовые ложки соды нужна треть стакана смеси. Если соды меньше, соответственно, и заливки надо смешать меньше.

Ставим вулкан на ровную поверхность и заливаем смесью
Наблюдаем реакцию нейтрализации, сопровождающуюся обильным пенообразованием (за счет наличия в заливке моющего средства).

Разноцветная вода.

Предложите ребенку окрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного цвета: добавил много краски, получится насыщенный цвет, мало краски - вода светлее. Для детей постарше можно показать закономерности смешивания цветов: сочетание желтой и красной краски дает оранжевую воду, желтой и синей - зеленую и др. Покажите ребенку цвета радуги, расскажите, как из 3-х основных цветов получаются промежуточные. Можно заморозить цветную воду.

Несмешивающиеся жидкости.

Возьмите три прозрачные емкости. В первую налейте окрашенную воду на треть объема. Затем аккуратно влейте масло и в последнюю очередь добавьте спирт. Посмотрите, что получится. Точно также налейте воду, масло и спирт в две оставшиеся емкости. Добавьте в третью емкость примерно одну чайную ложку средства для мытья посуды. Две последние емкости закройте крышками и потрясите. Спустя несколько часов сравните жидкости во всех трех банках. Это достаточно эффектный способ, объяснить результаты которого достаточно просто: спирт смешивается с водой, а масло не смешивается ни с водой, ни со спиртом. При этом спирт легче масла. При добавлении средства для мытья посуды жир распадается на капельки, которые никак не могут соединиться вместе.

 

Несмешивающиеся вещества и капелька краски.

Налейте в банку воду и сверху немного масла. Затем капните с помощью пипетки или стряхните с кисточки несколько капелек разбавленной водой краски. Вы увидите, что они не перемешиваются с маслом, а принимают форму маленьких шариков. Попробуйте ложкой протолкнуть краску в воду.

 
Рисование маслом и водой.

Смешайте краску одного цвета с водой, а краску другого цвета – с маслом. Окуните толстую кисточку в подкрашенную воду и нанесите водный раствор на лист бумаги. Возьмите кисточку потоньше и капните маслом с шариками краски сверху на водные разводы.

Что плавает, что тонет.

Подберите предметы из металла, пластмассы и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и др. Предложите ребенку угадать, что утонет, а что поплывет. Пусть ребенок проверит свои предположения, бросая предметы в тазик или ванну. Объясните ребенку почему так происходит.

Водоворот.

Возьмите две пластиковые бутылки (на 0,5 литра, но можно и большие, только тяжелые получатся). Рекомендую смыть с них этикетки - будет лучше видно.
Наполните одну бутылку водой, сверху горлышком к горлышку приставьте вторую. Место соединения замотайте скотчем. Получится конструкция, похожая на песочные часы. Резко переверните ее вверх ногами (лучше держать в области горлышек) и крутите (как будто вы пытаетесь размешать что-то в стакане без ложки). Крутить долго не надо, достаточно нескольких круговых движений. И вы увидите настоящий водоворот!

И хотя в ванной при сливе воды такое тоже можно наблюдать, но от опыта с бутылками дети просто в восторге и просят повторить его не один раз!

Море волнуется раз...

Чтобы увидеть морские волны, иногда достаточно стакана воды.

Для эксперимента вам понадобится:

Прозрачная банка с закручивающейся крышкой, вода, пищевой краситель синего цвета, детское массажное масло, резиновая игрушка, блестки.
Этапы:

  1. Наполните банку наполовину водой
    2. Добавьте несколько капель пищевого красителя, пока вода не станет синей. Добавьте немного блесток.
    3. Долейте масла, пока банка не наполнится на три четверти.
    4. Положите наверх игрушку, закрутите крышку
    5. Хорошенько потрясите банку и вы увидите океан в движении.
    Что происходит:

Вода плотнее масла. Кроме того, вода и масло не смешиваются. Поэтому когда вода двигается, она заставляет масло двигаться, вызывая волны.

Цветы лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Куда делись чернила? Превращения.

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно. Этот опыт хорошо показывать, когда рассказываете ребенку о методах очищения воды.

Делаем облако.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Своды и тоннели.

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Как из соленой воды добыть питьевую воду?

Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце.

Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.
Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

Выращивание солевых кристаллов

Разведите в емкости (в банке пол-литровой например) очень концентрированный раствор соли. На палочку привязываете ниточки и опускаете в раствор (или веточку, можно сосновую красиво будет) И оставляете всю конструкцию на недельку-другую. вырастут кристаллы соли

День и ночь.

Опыт объясняет чередование дня и ночи на нашей планете. Необходимы настольная лампа (имитатор Солнца) и глобус. Выключаем в комнате свет, горит настольная лампа, напротив ставим глобус и поворачиваем его вокруг своей оси. На освещенном участке - день, на темном - ночь.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с

 двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч

без всякого вреда для него.


 Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Подводная лодка из яйца.

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.


Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Естественная лупа.

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.


Водяной подсвечник.

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.




Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Всасывание воды.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был

капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую — такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, — может быть потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: «Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий».

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах.

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга.

        Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вдвоем веселее.

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне — фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты с детьми дома

Данный материал поможет родителям организовать и провести дома с детьми различные опыты...

Для родителей консультация: Занимательные опыты и эксперименты с детьми

Проведения опытов  родителями с детьми в домашних условиях...

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты с детьми дома».

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Экспериментирование – это как игра &nda...

Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников дома»

Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников  дома»...