НОД "Тёплая капелька"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хлебунова Адиля Фаритовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Тёплая капелька"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим и природой

в старшей группе

на тему: «Тёплая капелька»

                                                                                                               

Хлебунова А.Ф.

  воспитатель

г. Нягань 2016 г.

Программное содержание:

  1. Уточнить знания детей о свойствах воды (вода прозрачная, бесцветная, бесформенная, принимает форму ёмкости, которой находится, чистая вода не имеет запаха).
  2. Познакомить со способом получения тёплой воды путём смешивания горячей воды с холодной.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию беседы.
  4. Учить детей задавать вопросы.
  5. Развивать умения детей: планировать свою деятельность, делать выводы.
  6. Развивать у детей тактильное восприятие.
  7. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: морфотаблица, карточки с именами признаков, стаканы с водой, чайник с горячей водой, бумажные полотенца, письмо, карандаши, бумага.

Предварительная работа: Наблюдения за водой, игры с водой, проведение опытов  с водой: «Цвет воды», «Форма воды», «Запах воды»; чтение стихотворений  и загадок о воде; чтение природоведческой литературы; 

беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кому нужна вода».

Ход занятия:

Дети проходят в группу, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.

В: Ребята, я получила письмо от Маши из сказки «Маша и медведь». Послушайте.

«Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, советом. Наступила зима, похолодало. Вода в речке стала замерзать. Набрала я ведро воды в реке, принесла домой. Хотела умыться этой водой, да ручки заморозила. Согрела я воду на печке, хотела умыться, да обожглась. Вода  оказалась очень горячей. Что же мне делать? Какой же водой мне умыться, чтобы и не замёрзнуть, и не обжечься? Буду ждать вашего ответа! Маша»

В: Вот такое письмо.  Ребята, напомните мне: «Холодный и горячий» -  это значения какого признака?

Дети: Признака Температуры.

В: Ребята, скажите, а у воды есть температура?

Дети: Да.

В: У каких ещё объектов бывает температура?

Дети: У стола, игрушки, снега.

В: А у вас бывает температура?

Дети: Да.

В: Чем мама измеряет вам температуру?

Дети: Термометром.

В: А если нет термометра?

Дети: Рукой трогает лоб.

В: Какой по температуре водой умывалась

Почему Маша заморозила ручки, когда хотела их помыть?

Дети: Потому что вода в речке холодная.

В: А почему Маша обожглась?

Дети: Потому что вода с печки очень горячая.

В: Какая по температуре нужна вода Маше, чтобы она могла умыться?

Дети: Тёплая.

В: Так какой по температуре бывает вода?

Дети: Тёплая, холодная и горячая.

В: Правильно, вода по температуре может быть холодной, тёплой или горячей. Измеряют её при помощи термометра.  Например, перед тем, как искупать малыша в ванночке, мама обязательно проверит температуру воды.

В: Как сделать так, чтобы вода была и не горячей, и не холодной? Например, у Маши?

Дети: - Подождать, пока горячая вода остынет               (Правильно, можно подождать, но это очень долго);

        - поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась    (на это нужно время);

        - поставить чайник с горячей водой на мороз               (нужно время, да и выйдешь на мороз и заболеешь)

- А если добавить снег или лёд в горячую воду, она станет прохладнее?

- смешать горячую и холодную воду (это быстро и легко).

В: А что ещё можно положить в горячую воду, чтобы она остыла?

В: Давайте проверим, сможем ли мы остудить горячую воду, если смешаем её с холодной водой. Приглашаю вас в лабораторию.

Дети рассаживаются за столы.

В: Ребята, вспомните правила  поведения во время опытов с водой.

Даша: - если пролил воду, необходимо вытереть стол салфеткой;

-нельзя трогать посуду с  горячей водой,

- никогда нельзя  пробовать воду, с которой проводим опыт;

- не отвлекай ребят во время опыта.

В: Наташа, какие предметы стоят у вас на столе?

Наташа: У нас на столе стоят два стакана, один с водой, а один пустой.

В: Правильно, ребята. Перед вами два стакана и один из них с водой. Потрогайте стакан с водой и  определите, какая  по температуре  вода в этом стакане.

Дети: Холодная, прохладная.

В: А чтобы получить тёплую воду, какая по температуре вода нам ещё нужна?

Дети: Горячая?

В: Что нужно сделать, чтобы смешать горячую и холодную воду?

Дети: - В стакан с холодной водой налить горячую воду (но он полный, горячая вода не поместится в этот стакан);

-  во 2 стакан налить горячую воду (но тогда в одном стакане будет горячая вода, а в другом холодная);

- вылить холодную воду в чайник с горячей водой (Можно, но чайник полный, и вся холодная вода не поместиться в нём);

- Из одного стакана перелить во 2 стакан половину холодной воды и туда добавить горячую воду.

В: Правильно, ребята, приступайте к работе.

Дети переливают холодную воду из одного стакана в другой. Воспитатель доливает горячую воду в их стаканы.

В: Давайте сравним температуру воды в двух стаканах. В одном стакане она холодная, а в другом тёплая. Значит, если в холодную воду добавить немного горячей воды, она станет тёплая.

В: Смогли мы быстро получить тёплую воду?

Дети: Да.

В: Что мы для этого сделали?

Дети: В холодную воду добавили горячую воду, и вода стала тёплой.

В: Молодцы, ребята. А сейчас немного поиграем.

Физминутка      Игра «Хорошо – плохо»: горячая и холодная вода.

В:  Холодная вода – это хорошо. Почему?

Дети: В жаркий день можно напиться холодной воды, рыбки любят плавать в холодной воде.

В: Холодная вода – это плохо. Почему?

Дети: Потому что можно заболеть, когда пьёшь холодную воду; грязь плохо отмывается; нельзя купаться в холодной воде; чай не попьёшь.

В: Горячая вода – это хорошо. Почему?

Дети: Можно попить чай; постирать; можно искупаться; попарить ноги; умыться.

В: Горячая вода – это плохо. Почему?

Дети: Потому что можно обжечься, если умоешься горячей водой; когда жарко, тяжело пить горячую воду; малыша нельзя купать в горячей воде; рыбки не любят горячую воду, они погибнут в такой воде.

В: Ребята, молодцы, пройдёмте со мной. Дети  усаживаются возле доски.

Воспитатель выставляет морфотаблицу.

форма

Цвет

Запах

Температура

В

В: Сегодня мы рассмотрели ещё один признак воды – температуру. Скажите, что обозначают эти карточки на волшебной дорожке?

Дети: Это признаки. Они спрашивают у объекта про его признаки.

В:  Я предлагаю вам поиграть в игру.  Один из вас будет признаком, а другой водой. Одни ребята будут задавать вопросы от имени признака, а другие отвечать на них от имени воды.

Маша, ты будешь признаком, а Максим – водой. Маша, задай воде вопрос от имени этого признака. (Признак цвет)

Маша: Вода, вода, какая ты по цвету?

Максим: По цвету я бесцветная и прозрачная. Но могу менять свою окраску.            (Признак  на место, выставить карточку + на морфотаблице)

В:    Маша Ч., ты будешь вода, а Вероника признак (подаёт признак формы). Вероника, задай вопрос воде от имени  этого признака.

Даша: Вода, у тебя есть форма?

Маша Ч.: Да. Я бесформенная. Я принимаю форму того сосуда, куда меня наливают.  (Признак  на место, выставить карточку + на морфотаблице)

В: Даша А., задай вопрос воде от имени этого признака (признак запаха) А от имени воды ответит Архип.

Даша А: Вода, скажи, у тебя есть запах?

Архип: Нет. У чистой воды нет запаха.  Но я могу пахнуть лимоном, если в воду положить кусочек лимона, а в речке я пахну тиной, а в море я пахну рыбой.          

(признак  на место, выставить карточку -- на морфотаблице)

В: Наташа, задай вопрос Веронике от имени признака (признак температура).

Наташа: Вода, у тебя бывает температура?

Вероника: Да. Я бываю холодной, тёплой и горячей. 

(Признак  на место, выставить карточку + на морфотаблице)

В: Итак, Наташа, расскажи, какие признаки воды мы сегодня вспомнили?

Наташа: Цвет, форму, температуру и запах.

В:  Ребята, что мы можем написать Маше в ответ: как получить тёплую воду из холодной и горячей воды?

Максим: Чтобы получить тёплую воду, нужно смешать горячую и холодную воду; можно в холодную воду добавить немного горячей воды.

В: Я думаю, Маше теперь будет понятно какой по температуре водой ей нужно умываться, и что нужно сделать, чтобы вода стала тёплой. Давайте попробуем нарисовать наш ответ Маше. А затем отправим письмо в лес. Дети рассаживаются за столы.

В: Итак. Нарисованы два стакана. Вам нужно показать Маше, что в одном стакане холодная вода, а в другом горячая. Для этого вам надо  стакан с холодной водой обозначить и закрасить синим карандашом. А стакан с горячей водой – красным карандашом. А теперь поставьте стрелочку от одного стакана к другому. Маша поймёт, что воду в этих стаканах надо смешать и получится тёплая вода.

Воспитатель предлагает детям карандаши, бумагу. Можно обойти и спросить, что они рисуют.

- Какие признаки воды мы сегодня вспомнили?

- Какой по температуре бывает вода?

- Чем измеряют температуру?

- Какая по температуре нужна вода Маше для умывания?

- Как получить тёплую воду?

- Горячая вода – это хорошо. Почему?

- Холодная вода – это хорошо. Почему?

- Задай вопрос от имени признака «температура».

- У воды есть цвет?

- Когда вода может поменять свой цвет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

Проект "Капелька за капелькой"

Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...

Капелька за капелькой

Проект  в средней группе...