Проект «Капелька за капелькой»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Романова Лариса Васильевна.

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx162.28 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела воспитатель средней группы

Романова Лариса Васильевна

Проект «Капелька за капелькой» в средней группе

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы (возраст 4-5 лет), воспитатель данной группы, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели).

Место для проведения проекта: Групповая комната. Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».

Актуальность проекта.

Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, поэтому, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Цель проекта: формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь.

Задачи проекта:

  1. Расширить знания детей о воде и её свойствах через опыты и эксперименты.
  2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
  3. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
  4. Развивать творческое мышление детей.
  5. Познакомить опытным путем со свойствами воды. Убедиться в процессе экспериментирования.
  6. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
  7. Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
  8. Развивать познавательную активность детей.
  9. Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  • дети не знают свойства и качества воды;
  • дети не знают о значении воды в жизни человека и природы;
  • дети не могут составить рассказ о воде;
  • дети не активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире.

Планируемые результаты

В ходе реализации задач предполагается, что дети:

  1. Расширят знания о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны).
  2. Пополнят свои знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
  3. Узнают, что такое круговорот воды в природе.
  4. Узнают о том, что воду загрязняют и о мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  5. Узнают, кто живет в воде, будут понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
  6. Осознают важность воды и будут бережно относиться к воде.

Методы и приемы:

  • Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
  • Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
  • Практический – проведение экспериментов по теме проекта.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

 

1. Подготовительный этап

  1. Определение темы, цели, задач проекта.
  2. Определение участников проекта.
  3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
  4. Оформление картотеки загадок, потешек, стихов для детей и родителей по теме.
  5. Подготовка необходимого оборудования.
  6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
  7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования по ФГОС.

Взаимодействие с родителями.

  • Подготовка консультаций по теме «Вода важна для организма».
  • Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта.
  • Подготовка информационного материала на тему: «Экспериментируем дома» - активизировать совместную деятельность детей и родителей.

2. Основной этап

Проведение непосредственно образовательной деятельности во всех областях по теме проекта.

3. Заключительный этап

  1. Показ открытого итогового занятия по развитию речи «Купание куклы Кати».
  2. Выставка детских работ по проекту «Капелька за капелькой».
  3. Оформление презентации по теме проекта.

Методы и формы реализации проекта

Раздел программы

Виды детской и совместной деятельности детей, воспитателей и родителей

Познание -

расширить кругозор, формировать

потребность делиться знаниями,

развивать

интерес к воде,

роли воды в жизни

человека и живых организмов.

Беседы:

- «Без воды нам жить нельзя»

- «Вода и её свойства»

- «Кто живёт в воде?»

- «Где можно встретить воду?»

НОД по ФЦКМ «Вода вокруг нас»

 

Опытно-

экспериментальная

деятельность

 

Опыты:

- «Прозрачная вода» - выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

- «Тонет – не тонет» - способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.

- «Окрашивание воды» - выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

«У воды нет запаха и вкуса» - познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета) и выяснить имеет ли вкус и запах вода.

- «Почему растаял снег?» - познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег.

Социализация

 

- Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.

Ситуативные разговоры:

- «Нужно ли беречь воду?»

- «Для чего нужна вода?»

Безопасность

 

- Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.

НОД «Чистая вода – основа здоровой жизни!»

Труд

 

- Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.

Здоровье

- Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.

Художественное творчество

 

Рисование:

- «Дождевая туча»

Лепка:

- Пластилинография «Тучка-тучка»

Аппликация:

- «Берегите воду!»

Конструирование из бумаги:

«Зонтик»

Чтение

художественной

литературы

- Чтение и заучивание наизусть потешек «Ах, вода, вода, вода будем чистыми всегда», «Водичка-водичка».

- Песенки, потешки, прибаутки.

Отгадывание загадок о воде.

Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Кошкин дом», К. Чуковский «Мойдодыр».

Коммуникация

 

- Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).

Музыка

 

- Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п.

- Разучить детские песни о дожде, реке, море.

Совместная

работа с

родителями

 

1. Консультации для родителей «Неизведанное рядом», «Вода важна для организма».

2. Пополнение библиотеки группы книгами об экспериментах, научных открытиях.

3. Наглядная печатная информация для родителей:

«Экспериментируем дома».

4. Фотоотчёт «Юные исследователи» по результатам проекта.

Итоговое

мероприятие

- Выставка детских работ «Капелька за капелькой».

- Открытое итоговое занятие по развитию речи «Купание куклы Кати».

Полученные результаты:

Дети:

  • Пополняли и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.
  • Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
  • Узнали, что такое круговорот воды в природе.
  • Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле
  • Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.

Родители:

1. Привлечение родителей к жизни детского сада.

2. Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.

3. Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.

 

Используемая литература:

1. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005 г.

2. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2007 г.

3. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011 г.

4. Интернет-ресурсы.

 

Фотоотчёт по проекту

Художественное творчество:

Рисование «Дождевая туча»

Рисование «Дождевая туча»

 

Лепка: пластилинография «Тучка-тучка»

Лепка: пластилинография «Тучка-тучка»

 

Аппликация «Берегите воду!»

Аппликация «Берегите воду!»

 

Конструирование из бумаги «Зонтик»

Конструирование из бумаги «Зонтик»

 

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт «У воды нет запаха и вкуса»

Опыт «У воды нет запаха и вкуса»

 

Опыт «Окрашивание воды»

Опыт «Окрашивание воды»

 

Опыт «Почему растаял снег?»

Опыт «Почему растаял снег?»

 

Опыт «Тонет – не тонет»

Опыт «Тонет – не тонет»



 

Комментарии

Карапулова Арина Станиславовна

Молодцы! Интересный проект. Приглашаю на мой сайт.