Конспект ОД " Транспорт"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шипилова Наталия Васильевна

Конспект ОД в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим и формированию словаря в старшей группе «Транспорт».

Программное содержание: закрепить знания детей о родовом понятии транспорт. Упражнять в подборе слов относящихся к родовому понятию              «транспорт»; в названии профессий людей, которые работают на транспорте. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт на наземный, водный и воздушный. Вызывать интерес к звучащему слову и к его значению. Закрепить умение ориентироваться в прошлом и настоящем. Воспитывать любознательность.

Словарь (работа по словообразованию): велосипед, вертолётчик, мотоциклист, тракторист.

Обогащение словаря: наземный, водный, воздушный.

Активизация словаря: название транспортных средств.

Предшествующая работа: целевая прогулка к автобусной остановке; рассматривание машин на прогулке; обследование игрушечных автомашин; рисование «Грузовик», «Легковая машина» и др.; рассматривание иллюстраций; дид.игра «Найди свой домик».

Материал: картинки с изображением разных видов транспорта; игрушки для игры «Найди свой домик», кроссворд.

                                                   Ход ОД:

- Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем беседовать, вам надо разгадать загадки, а ответы запишем в кроссворд. Обратите внимание на выделенные клеточки (по вертикали). В них будут стоять буквы, прочитав которые, вы узнаете тему нашего занятия. Будьте внимательны.

1. Удивительный вагон!                                                                                           Посудите сами.                                                                                                         Рельсы в воздухе, а он                                                                                             Держит их руками. (Троллейбус)

2. Без разгона ввысь взлетает,                                                                              Стрекозу напоминает.                                                                                    Отправляется в полёт                                                                                                 Наш Российский...(Вертолёт)  

3. Что за чудо синий дом.                                                                                            Окна светлые кругом,                                                                                                       Носит обувь без резины                                                                                                   А питается бензином. (Автобус)

4. Он идёт, волну сечёт.                                                                                                      Из трубы зерно течёт. (Комбайн)  

5. Летит птица – небылица.                                                                                             А внутри народ сидит,                                                                                                Меж собою говорит. (Самолёт)  

6. В поле лестница лежит                                                                                              Дом по лестнице бежит. (Поезд)

7. Не летает, не жужжит,                                                                                                Жук по улице бежит.                                                                                                       И горят в глазах жука                                                                                                 Два блестящих огонька. (Автомобиль)

8. Я в любое время года.                                                                                                  И в любую непогоду                                                                                                  Очень быстро в час любой                                                                                            Провезу вас под землёй. (Метро)

9. Чудо – птица, алый хвост,                                                                                   Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

Все отгадки записываются по горизонтали. Затем дети читают выделенное слово по вертикали и определяют тему разговора – о транспорте.

- А что такое транспорт? (Средство для передвижения людей и грузов.)

- Слово «транспорт» состоит из двух частей: транс – «через» и порто – «перевожу», и означает «перевожу через (что – то).»

- Если транспорт перевозит грузы, как его можно назвать? (Грузовой). А людей? (Пассажирский).

- Ребята, вы сказали, что транспорт перевозит людей и грузы. Давайте мы с вами представим, что мы отправились в путешествие. Мы хотим посетить соседний город. На чём мы можем туда отправиться?

- Какое транспортное средство вы выберите? (Поезд, автобус, легковая машина).

- Поставьте названный транспорт на отдельную полку. Посмотрите внимательно на автобус, поезд, машину. Что в них общего? (Колёса.)

- А зачем им колёса? (Чтобы передвигаться, ехать.)

- Колесо изобрели давным – давно. Сначало колесо было деревянным. Его использовали в телегах. В телегу запрягали лошадей и перевозили людей. Со временем люди усовершенствовали колесо и стали использовать его для велосипедов. Прошло время и люди изобрели резиновые и железные колёса, которые используют и в наше время для транспорта.  

- Мы сказали ранее, что колёса нужны, чтобы передвигаться. А как передвигается машина, автобус и поезд? (По земле.)

- Какие ещё транспортные средства передвигаются по земле? (Трамвай, троллейбус и др.)

Отдельно мы поставим транспорт, который движется по земле. Как можно его назвать? (Наземный.) Повторим хором и индивидуально.

- Посмотрите внимательно и скажите каким машинам разрешается ехать на любой цвет светофора? (Машинам специального назначения.) Почему? (Они спешат на помощь.)

- Назовите грузовой транспорт? Пассажирский?

- А если мы захотим попасть в какую – нибудь далёкую страну, Индию или Америку? Как же нам туда побыстрее добраться? На чём? (На самолёте.)

Давайте поставим картинку с самолётом на эту полку. Как вы думаете, что мы ещё поставим на эту полку? (Вертолёт.)

- Как они передвигаются? (Летят по воздуху.)

- Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный.)

Повторить это слово хором и индивидуально.

- Посмотрите на оставшийся транспорт, что у него общего? (Передвигается по воде.)

- Назовите транспортные средства. (Теплоход, пароход, катер, лодка.)

- Как этот транспорт назвать одним словом? (Водный.)

- Водный транспорт тоже бывает грузовым ( н-р, танкеры перевозят нефть; рыболовецкие суда); пассажирским ( пароход, яхта). Нужны не только огромные корабли, но и маленькие лодки, ведь большие корабли не везде могут пройти.

- Не один вид транспорта без человека не приходит в движение.

Игра с мячом «Кто управляет этим видом транспорта?»

- Кто управляет пароходом? (Капитан.)

- Самолётом? (Лётчик.)

-Грузовиком? (Водитель.)

- Кто ездит на велосипеде? ( Велосипедист.)

- На мотоцикле? ( Мотоциклист.)

- На тракторе? (Тракторист.)

- Кто водит автобус? (Водитель.)

- Кто управляет поездом? (Машинист.)

- Вертолётом? (Пилот.)

- А космической ракетой? (Космонавт.) и т.д.

- А теперь поиграем в игру «Найди свой дом!»

- Скажите, куда прилетают самолёты? Где они приземляются? (На аэродром.)

- Вот здесь у нас будет аэродром. (Воспитатель ставит на стул игрушечный самолёт.)

- А наземный транспорт куда отправляется после работы? (В гараж, депо, в парк.)

- Вот здесь у нас будет место для наземного транспорта – гараж или депо. (Ставит машинку.)

- А куда приплывают корабли и пароходы, чтобы пассажиры могли сойти на берег? (К пристани.)

- Вот здесь будет пристань. (Ставит кораблик.)

Дети делятся на три команды (капитаны, лётчики, водители.) По сигналу воспитателя дети имитируют движение транспорта. На сигнал «Займи свой дом» дети становятся около стула, где находится игрушка с соответствующим транспортом. Затем дети меняются ролями и игра продолжается.

- Как вы думаете, людям удобно, что есть много транспорта? (Да. Потому что люди могут попасть в разные уголки земли, в разные города и страны.)

- Сегодня вы узнали, что транспорт можно разделить на 3 группы. Какие? (Наземный, водный, воздушный.) По какому признаку? (По месту передвижения.)

- А всегда был такой транспорт? На чём люди передвигались в далёком прошлом? (На лошадях, пешком, на лодках.) Светофоров тогда не было, поэтому кучер кричал пешеходам: «Посторонись!» Людям хотелось ездить быстрее и ещё дальше. Они изобрели паровоз. Придумали первые машины. Поглядите, как выглядели первые машины. Эти машины ездили быстрее лошадей, люди их вначале боялись, так как они были шумными. Машина не могла взять много пассажиров, и люди придумали автобус. Люди всё время совершенствовали транспорт. И даже придумали метро. Что это такое? (Поезда, которые под землёй возят пассажиров.)

- А хотите и вы пофантазировать?  Какой бы транспорт, придумали вы? (Ответы детей.)

Когда вы будете взрослыми, может кто – то из вас выберет профессию конструктора    транспорта и придумает какой – нибудь необычайно удобный и быстрый вид транспорта. Но для этого надо много – много учиться.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Транспорт"

составление рассказа по предметным картинкам...

Конспект НОД «Транспорт» во второй младшей группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Транспорт» во второй младшей группе. ...

презентация к конспекту "Грузовой транспорт"

демонстрация грузового транспорта по ходу занятия...

Конспект занятия «Транспорт. Правила дорожного движения»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

конспект НОД "Транспорт на нашей улице"

Конспект НОД "Транспорт на нашей улице"Формировать привычку соблюдения правил безопасности.Воспитывать интерес к изучению правил дорожного движения....

Конспект занятий "Транспорт в городе"

Знакомим детей с разнообразным наземным транспортом, встречающимся в городе. Учим отличать пасажирский транспорт от грузового....

конспект НОД "Транспорт на нашей улице"

Формировать представления оПДД.Формировать навыки соблюдения правил дорожного движения....