Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «В гости к осеннему лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ищенко Елена Викторовна

Программное содержание.

1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь) .

2. Расширить знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, деревья и кустарники сбрасывают пожелтевшие листья, наличие плодов и семян).

4. Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов) .

5. Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

6. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

8. Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

9. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.

10. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам) .

Материалы и оборудование.

1. Разноцветны листья для «Осеннего ковра» и сюрпризного момента «Листопад».

2. Письмо от лесных жителей.

3. Плакат с изображением леса («Лес – многоэтажный дом») .

4.Ёжик, обмотанный кленовыми листьями.

5. Макеты грибов, корзинка с загадками

6. Картинки с изображением  грибов, птиц, зверей, насекомых.

7. Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».

8. Угощение от Осени (корзина с «яблоками») .

Образовательная деятельность.

(Зал украшен в виде лесной поляны) .

I Организационный момент.

1. Приветствие.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже отправимся  в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

2. Объявление темы занятия. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете отгадав загадку:

Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят:

Ванечку брусникой, Катю – костяникой,

Машеньку – орешком, Серёжу – сыроежкой,

Настеньку – малинкой, Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)

Какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень) .

Значит, в какой лес мы с Вами сегодня отправимся?

(В осенний) .

Кто из Вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно отправляться в путь.

Ребята, на чем можно путешествовать?

Дети: Машина, автобус, электричка, самолет и т.д.( слайды)А на чём мы поедем вы узнаете, отгадав загадку:

По дороге дом идет,
Далеко он все везет.
У него на ножках
Черные сапожки.

Воспитатель: Мы с вами поедем на автобусе. В автобусе все места пронумерованы. Я вам сейчас раздам билеты с номером места на которое вы должны сесть.

Воспитатель раздает билеты и предлагает занять свои места в автобусе. Дети садятся. Воспитатель-контролер проверяет билеты и спрашивает на каком месте сидит ребенок. Пристёгиваем ремни. Автобус трогается. ( звучит песня) слайды дороги.

II Основная часть занятия.

(Звучит музыка «голоса леса»)

Ребята, а вот и лес , мы приехали. Выходим из автобуса, отстёгиваем ремни безопасности.

Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

(Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные)

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц) .

А какие ещё признаки осени Вам знакомы?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, Если дождик льётся -

Это время года осенью зовётся.

Звучит шорох листвы, лёгкого ветра.

Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

(На ковёр).

Дует ветер, летят листья.

Ребята, что это сейчас было?

(Листопад)

А что это такое Листопад?

(Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают) .

Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад!

(Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо) .

Посмотрите – письмо. Адрес верен: Детский сад «Василёк», ребятам.

Адрес отправителя: Лес, звери и птицы.

Давайте прочитаем, что же они нам пишут.

(Читают письмо от зверей)

Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовится к зиме. А как животные готовятся к зиме?

Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.)

Лес – это как большой, многоэтажный дом, в котором живёт много-много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор. Звери задали нам задание, догадаться, кто на каком этаже живёт в лесном доме. Справимся?

Вот у нас Лесной дом, который состоит из пяти этажей. Его мы и будем заселять. Посмотрите, лесные жители оставили нам свои фотографии. Давайте поместим каждого зверя на свой этаж лесного дома. Как Вы думаете, кто где живёт? (Дети берут изображения зверей и размещают их на плакате Лесного дома.)

Но жители лесного дома – это не только птицы, звери и насекомые, а как Вы думаете, кто ещё?

(Грибы, деревья, ягоды, цветы) .

А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?

(Деревья) .

Почему Вы так думаете?

(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц) .

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

А как выдумаете, в какой лес попали мы с вами?

(Смешанный, здесь растут дуб, осина, ель, берёза) .

Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?

(У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже).

Какие кустарники вы знаете?

(Шиповник, малина, боярышник) .

 (Слышится шорох листьев. Катится клубок из осенних листьев) .

Загорелись, как пожар, На рябине кисти,

Катится навстречу шар Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь? Приглядитесь, это Ёж!

Золотым клубочком стал Хитрый ёжик колкий,

Листья клёна нанизал На свои иголки.

(Воспитатель разматывает ёжика из листьев)

Ой, ребята, посмотрите, а что это за верёвочка к ёжику привязана? Интересно, куда она нас приведёт?

(По ниточке приходят к поляне с грибами) .

Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я? ». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

А вот здесь в корзинке, что – то лежит. Это ёжик нам подсказку оставил, какие грибы собирать. Давайте попробуем угадать, что же это за грибы.

(Отгадывают загадки)

Этот гриб живет под елью, Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, Житель бора -. (боровик)

Верно, дети, это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка.

Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу, Как веснушки на носу.

(опята)

Какие бывают опята? Где они обычно растут?

(На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что рукой не достать) .

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще.

(подберёзовик)

Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что они похожи между собой и растут рядом.

Вот сколько много интересного мы узнали с Вами о грибах.

Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

(Съедобные)

А как называется самый известный ядовитый гриб? (Мухомор)

Почему его так называют?

(Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде)

А может всё таки он не так плох, может кому – то он полезен?

(Лоси им лечатся, проглатывая его целиком) .

Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

(Бледная поганка).

Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!

Спасибо, Ёжик, что привёл нас на грибную поляну, научил как отличать съедобные грибы от несъедобных, в нам пора продолжить наше путешествие, но прежде, давайте расселим грибы в лесном доме. На какой этаж дома мы их поселим?

(На первый) .

Давайте сделаем привал.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Каких птиц Вы знаете?

(Дятел, кукушка, снегири, соловьи.)

Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

(Нет, некоторые улетают на юг)

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные)

А почему они улетают?

(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)

Каких перелётных птиц Вы знаете? (Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)

Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

Каких зимующих птиц Вы знаете?

(Воробьи, голуби, синицы)

Где в лесном доме живут птицы?

(На деревьях, в кустах)

Давайте их расселим на ветвях деревьев среди кустов.

Посмотрите, ребята, все этажи лесного дома мы с вами заселили?

(Нет, остался ещё один этаж)

Совершенно верно остался ещё один этаж, который невидим нам, но там тоже вовсю кипит жизнь. Он похож на подвал. Кто живёт под землёй?

(Корни деревьев; черви, муравьи, кроты)

Давайте заселим подземных жителей в лесной дом.

(Дети расставляют подземных жителей на свои места) .

III Заключительная часть. Подведение итогов.

Посмотрите, ребята, какой получился замечательный лесной дом. В высоком старом лесу пять этажей. Пятый – это верхушка самых высоких деревьев. Подскажите, каких?

(Сосен, дубов)

Четвёртый – кроны деревьев пониже.

( берёзы.)

На них расположились птицы и звери.

(Белка, дятел, сова)

Третий этаж – кусты и маленькие деревца. Этот этаж называется подлеском. Здесь почётное место занимают  птицы.

А второй и первый этажи – травы, цветы, грибы, ягоды и звери) .

В каждом лесном доме есть «подвал», где прячутся корни зелёных обитателей леса и живут подземные жители.

Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.

А с какой целью человек ходит в лес?

(Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами) .

Почему говорят «Лес – наше богатство»?

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом для растениям и животным.)

Как люди ещё используют лес?

(Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.)

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес, Он – источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите лес! Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной. Птице и зверю хочется верить в мир и покой!

(Звучит музыка. Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков.)

Осень: Здравствуйте, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме! Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы – мои дары: грибы и орешки. Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Лес – богатство и краса, Береги свои леса!

Враг природы тот, Кто леса не бережёт!

До скорой новой встречи в лесу, ребята! (Осень уходит).До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания, Лес!(Дети садятся в автобус уезжают)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "В гости к осени идём".

Уточнить навыки и знания детей в счёте, в порядке убывания и возрастания в пределах 10.Нахождение равенства и неравенства чисел,деление целого на части....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Цепочка в лесу".

Формирование у детей представления о взаймосвязи обитателей леса - животных и растений, их пищевых зависимости друг от друга.Датть знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые н...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Сказка о волшебном лесе»

Ход занятия:- Ребята, к нам в окно сегодня прилетела необычная гостья, посмотрите, кто знает, что это за гостья? Правильно – это лесная фея «Динь-динь». Она прилетела не случайн...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Сказка о волшебном лесе»

Цели:-расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил по...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Какие бывают грибы в лесу»»

Цель. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением грибаЗадачи:Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов, отличаютс...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Животные леса"

Экологическое воспитание старших дошкольников...