Берёза - символ России.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Новикова Ирина Николаевна

  Развитие познавательного интереса к берёзе, как символу России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_beryoza_-_simvol_rossii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

 «Береза - символ России»

 

                                           

                                                                           Воспитатель Новикова И.Н.

Цель:   развитие познавательного интереса к берёзе, как символу России.

Задачи: 

 1. Развивать любознательность и наблюдательность.
2. Формировать умение строить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы. 
3. Продолжать изучать сезонные изменения в природе летом. 
4. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Предварительная работа: 
• наблюдения за деревьями; 
• чтение художественной литературы о природе С.Воронин «Моя берёза», стихотворения С.Есенина;
• дидактические игры: «Что, где растёт?», «Что изменилось?», «Чей мир?», «Домино из растений и цветов», «С какого дерева листочек»;

Формы организации совместной деятельности: загадывание загадки, рассматривание и сравнение иллюстраций с изображением берёз в разное время года, чтение стихотворений, проблемные вопросы.

Организация образовательной деятельности в режимных моментах: наблюдение на прогулке за берёзой, любование красотой дерева, заучивание стихотворений, чтение рассказов о природе.

Взаимодействие с семьями воспитанников: организация фото выставки "Как хороша берёзка русская в любое время года", сочинение загадок и стихотворений о берёзе.

Ход занятия

1. Привлечение внимания, мотива

Педагог обращает внимание детей на красивый лист; замечает, что лист непростой – на нем спрятана загадка:
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней.
Май серёжки дарит ей (березка) 
Дети отгадывают загадку, объясняют, почему это березка.

2. Основная часть

- Что такое берёза?
- Это дерево лиственное или хвойное?
- Да, правильно. Это лиственное дерево.
- Я приглашаю вас отправиться в берёзовую рощу.
На экране появляется картина берёзовой рощи с музыкальным сопровождением.

Динамическая пауза (дети выполняют движения по тексту) 
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

- Смотрите, полянка на опушке рощи, присядем и отдохнем (рассаживаются на ковре) 
- Ребята, берёза – это живой или не живой объект природы?
- А почему вы так решили? (растут, дышат, питаются, размножаются).
- Да, правильно. Все растения растут, дышат, питаются, размножаются.
- А как вы думаете, какие необходимы условия для роста дерева? (тепло, вода, свет, почва).
- Вспомните, пожалуйста, где можно встретить березки? (на участке детского сада, в лесу, в поле) 
- Что есть у березки? (дети называют части дерева и показывают их на схеме: корень, ствол, ветки, крона, листья).
- Что ещё интересного вы знаете о березе? Хотите узнать? Где можно найти новую информацию?
- Правильно в умных книгах. Педагог зачитывает строки из энциклопедии:
«Природа наделила только берёзу корой белого цвета из всех деревьев. Белая кора помогает дереву не перегреваться в жаркие летние дни и не переохлаждаться в сильные морозы». 
- Красота белоствольной березки отражена в произведениях многих известных людей. Каких авторов вы знаете?
- Правильно, это замечательный писатель Сергей Есенин «Белая берёза», он воспевал о зимней берёзе. (Обращаю внимание на иллюстрацию зимней берёзы.). 
- Чем отличается берёза в зимнем убранстве от своих подруг в другое время года? Сравнение берёзы в разное время года.
              Ребёнок читает стихотворение В. Рождественского «Берёза»

«Чуть солнце пригрело откосы
И стало, в лесу потеплей
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое плате одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной».

- Как описал автор березку в стихотворении? (косы развесила, надела белое платье, серёжки)
- С кем автор сравнил берёзу? (с девушкой)
- Такой прием, когда автор сравнивает объект природы с человеком, называется очеловечивание. Повторите, пожалуйста. Педагог предлагает детям поупражняться в очеловечивании некоторых объектов природы.
- А сможете ли вы назвать родственные слова к слову – берёза? 
- Молодцы! Ребята, как вы думаете, почему березу называют символом России? (рассуждения детей).
- Потому что растет белоствольная красавица только в нашей стране.
- Сегодня я хочу рассказать вам одну историю: Ранней весной, с наступлением тёплых дней, когда берёзка только проснулась после долгого зимнего сна, ребята взяли банки и пошли к дереву, что росло недалеко от дома. Они обломали березке ветки, подвесили на них банки, и отправились домой. 
- Как вы думаете, зачем они это сделали? Что потом случилось с березкой? (рассуждения детей)
- Собирая березовый сок, люди наносят раны берёзе; она плачет и часто погибает. Что же делать? (рассуждения детей).
- Оказывается, можно добывать сок, не причиняя вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку – и к утру в неё наберётся сок. И запомните: срезать ветку можно только с больших берёз, а потом это место залепить землёй.

Звучит аудиозапись «Звуки леса»
- Пора прощаться с берёзовой рощей «До новой встречи!». Пойдём в детский сад, мы ещё вернёмся и поговорим, о том кто живёт и что растёт в берёзовой роще.

Динамическая пауза:
Наступило утро, солнышко проснулось
И берёзки к солнцу потянулись
(руки вверх, на носочках)
Поздоровались друг с дружкой
Наклонившись в стороны
(наклоны в стороны),
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому
(руки вверх, помахать ими).

3. Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Что вам запомнилось? Что удивило?
- О чем вы расскажите сегодня родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Берёза - символ России"

Презентация проектной деятельности в старшей группе детского сада на тему "Берёза - символ России"...

занятие "Белая берёза - символ России"

познавательное занятие  для старшей группы...

Педагогический проект для детей старшей группы "Русская берёза - символ России"

 Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание об...

Педагогический проект «Почему берёза – символ России?»

Ты до того, березонька, красива!              И в полдень жаркий, и в часы росы,...

Проект "Берёза - символ России"

Проект "Берёза - символ России"Цели и задачиЦель: показать взаимосвязь человека и природы, невозможность их раздельного существования на Земле.Задачи: развивать глубокое понимание красоты и бога...

Проект "Берёза-символ России"

Проет краткосрочный ,информационный, в старшей группе...

Берёза - символ России!

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе...