Проект "Берёза-символ России"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ярош Зоя Николаевна

Проет краткосрочный ,информационный, в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beryoza.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад пос.им.Карла Маркса»

ПРОЕКТ   "Береза - символ России"

В старшей группе № 6  «Теремок»

Воспитатель  : Ярош З.Н.

2016-2017г

ПРОЕКТ   "Береза - символ России"

ТИП ПРОЕКТА  информационный

По времени  проведения краткосрочный ( месяц )

По числу участников групповой  , дети старшей  группы «Теремок» , воспитатель, родители

Актуальность проблемы: Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведении  в природе

Цель проекта: : содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Обеспечение проектной деятельности Детская художественная литература.
Фотоальбом «Родная природа».
Репродукции картин И.Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»), К.Юона («Мартовское солнце»), И.Грабаря («Февральская лазурь»), И.Шишкина («Лесная глушь»).
Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года».

 Предполагаемый результат

 Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз. Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща . 

Гипотеза проекта :  Если дети получат необходимый объём знаний о берёзе, то у детей сформируются  представления о березе, как живом растении, и символе страны ,будет  развиваться  познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Этапы проекта :

1 этап- .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  Цель: сформировать у детей представление о берёзе, как образе России

2 этап – СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе

3 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ  Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи,  принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду )

4 этап – Заключительный  (ОФОРМЛЕНИЕ)  Цель: Защита проекта, подведение итогов.

3. СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ВИДЫ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

/ ЧТО ВАМИ ПРОВОДИТСЯ, ОРГАНИЗУЕТСЯ.

Игровая деятельность

Д/и «Найди о  чем  расскажу»,

 «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?»,  

«Опиши  мы отгадаем»,

 «С какого дерева упал листок?»

П/и «Кто быстрее до берёзы»

Социально – нравственное воспитание

Беседа «Красота природы бесценна».

Беседа "Береза - символ России"

Речевое развитие

НОД «Люблю березку русскую»

Отгадывание загадок о природе

Познавательное развитие

Поиск информации в энциклопедиях,

книгах, рассматривание картинок ,иллюстраций о берёзе

Наблюдение за берёзой на прогулке.(целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»

Художественная литература

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»

Изобразительная деятельность

Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза».

Физическое развитие

Участие детей в  утренней гимнастике, подвижных играх.

Работа с родителями

Консультация для родителей « Проблема приобщения детей к природе»

Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома  о берёзке»

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?

Дети обмениваются мнениями

 

Определение темы проекта: Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней?

С помощью  воспитателя формулируется тема проекта и дети являются его заинтересованными  участниками.

 Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения: изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе.

Участие детей в совместной деятельности.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Систематизация иллюстраций, репродукций картин.

Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома.

Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям

Вместе с родителями определяют тему индивидуального участи в проекте: рассказ о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий

Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д.

Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Проведение занятия по изобразительной деятельности Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза».

Проведение конкурса рисунка в группе «Осенняя берёзовая роща».

Проведение НОД «Люблю  берёзку  русскую»

Заучивание стихотворений о берёзе. .

Участвуют в изобразительной деятельности

 

Участвуют в конкурсе рисунка

 

Дидактические игры.

Учат стихотворение

Разучивают песню

Разучивают танец

ОФОРМЛЕНИЕ

Выставка картин и репродукций о берёзе;

Выставка работ детей по теме «Осенняя берёзовая роща»

Участвую в подготовки выставки

Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ 

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа:
Определена тема проекта.
Сформулирована цель и определены задачи.
Произведён подбор материалов по теме проекта.
Составлен план основного этапа проекта.

Промежуточный отчет основного этапа проекта 

Данный этап реализовывался в течение 2  недель, за истекший срок организовали:

Поиск информации в энциклопедиях,

книгах, рассматривание картинок ,иллюстраций о  деревьях .

Участие детей в  утренней гимнастике, подвижных играх.

Беседа «Красота природы бесценна».

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево».

НОД «Люблю березку русскую»
Отгадывание загадок о природе

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Чтение стихотворения  П. Воронько «Береза"»

 Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза».

Работа с родителями :

Консультация для родителей « Проблема приобщения детей к природе»

Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома  о берёзке»

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта

На заключительном этапе проектирования, который длился 2  дня. Целевая прогулка  к дереву берёзы . Составление портфолио проекта. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Список использованной литературы . Николаева Юный эколог. Система работы в старших  дошкольников. Для работы с детьми    5-7лет.
2. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

                                           

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей «Что вы можете рассказать ребёнку дома  о берёзке»

(Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова: “береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями”. )
Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству народов. Оно восходит к корню «бер», означавшему блеск, белизна.
Слово береза обозначало имя белого дерева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Спросите у ребенка:
* Как ласково в народе называют березу?  (березка, березонька)
* Как одни словом можно назвать березовый лес  (березняк)
* Как назвать съедобный гриб с коричнево-черной шапкой, растущий под березой? (подберезовик)

Читайте стихи о березе вместе с детьми. Обращайте их внимание на то, как авторы говорят о березе, какие красочные определения используют, с кем (чем) ее сравнивают, удачны ли такие сравнения.

Березка 
Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский

Береза


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин

«Люблю березу русскую…»

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А. Прокофьев

«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька, 
Береза моя белая, 
Береза моя кудреватая! 
Стоишь ты, березонька, 
Осередь долинушки, 
На тебе, березонька, 
Листья бумажные, 
Под тобой, березонька, 
Трава шелковая, 
Близ тебя, березонька, 
Красны девушки 
В Семик поют, 
Под тобой, березонька, 
Красны девушки
Венок плетут. 
(Русская народная песня)


Загадки о березе:
Можно о березке детям загадать загадки,                                                      попросить их объяснить отгадки. 

На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены.

В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.              Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. 

Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. 


Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы. 

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза  (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)

Народные приметы

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.

Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха (Владимирская губерния)

 Если берёзовая шишка натрое весною — то овёс хорошо родится (Тобольская губерния)

Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном) родятся (Пермская губерния)

Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный (Тобольская губерния)

Если листья на берёзе густы и темно-зелены (при обилии летней влаги) — к урожаю и рослому хлебу (Владимирская губерния)

Когда на берёзе появится жёлтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб

Если листочки на берёзе пожелтеют на верхушке, рожь нужно сеять в первый сев; если на середине - в средний, если ближе к корню -  в последний сев.

Когда лопаются серёжки у берез — время сеять хлеб (чувашская)

Если наверху берёзы листья раньше и больше распустились - хлеб нужно сеять раньше; если в середине больше распустились - нужно средне сеять; если внизу больше распустились -  сеять позже

Если берёза расцветёт сверху, то ранний сев лучше, если в середине - средний сев, если снизу — поздний сев (о посеве яровых хлебов)

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.

Народные поговорки

Бела береста – да деготь черен.

Для врага и береза – угроза.

Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

Береза ума дает (о розгах).

Итог: Что больше всего понравилось на занятии?(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...