Дидактическая игра "Планета Земля"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ледяева Татьяна Анатольевна

Дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных, мыслительных операций и выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Усвоить знания в игровой форме – это главная задача дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did_igra.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                           Дидактическая игра «Планета Земля»

Научиться быть счастливым – такова основная цель человеческого детства. Детство должно быть прожито в играх, с лёгким отношением к собственным и чужим ошибкам. Счастливая пора – детство, беззаботное, веселое время, когда можно играть сколько хочешь и как важно взрослым понять, что значит игра в жизни ребёнка. Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребёнка читать, писать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра это не только развитие, но и общение с детьми. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - способ познания окружающего мира.

Дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных, мыслительных операций и выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Усвоить знания в игровой форме – это главная задача дидактических игр.

Основной моей задачей, как педагога, является создание благоприятных условий для игровой деятельности ребёнка. Для этого я постоянно обновляю игровой уголок в группе новыми дидактическими играми и пособиями. Мною была изготовлена дидактическая игра «Планета Земля». Данную игру можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях, а так же в самостоятельных играх детей. Дидактическая игра «Планета Земля», имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Данная дидактическая игра предназначена для осуществления познавательного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, так же ее можно использовать в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Уникальность данной игры состоит в том, что она оказывает помощь педагогу в развитии детей по многим темам комплексно-тематического планирования, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данная игра может постоянно пополняться новыми атрибутами.

Ведущая педагогическая идея:  дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является, создание эффективных условий для активизации познавательной активности у детей с использованием дидактических игр в разных видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процессов воспитания, развития и обучения.

Своеобразие системы работы я вижу в том, что дидактическая игра «Планета Земля»  имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Игру  можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей. Работа с дидактической игрой формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников, способствует  интеллектуальному развитию, развивает у детей речь, внимание, мышление; обогащает знания об окружающей действительности.

Дидактическую игру «Планета Земля» можно использовать во время: совместной деятельности взрослого и детей, во время режимных моментов; непосредственно образовательной деятельности; самостоятельной деятельности детей.

 Цель: помочь детям понять принципы взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; формировать экологические представления; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь дошкольников;
  • развивать познавательный интерес; мелкую моторику;
  • активизировать познавательную активность и творческие способности.    

Игра состоит из раскладной карты со схематичным изображением различных климатических зон и среды обитания (Арктика, горы, пустыня, море, река, лес, степь, саванна, джунгли, тайга, игрового кубика и карточек с изображением животных, обитающих в различных зонах.

Ход игры: Карта раскладывается на столе, игроки выбирают себе одну из зон. Ведущий бросает кубик, цвета граней которого идентичны климатическим зонам на карте. Тот игрок, чья зона соответствует выпавшему на кубике цвету, должен назвать животное, обитающее в этой зоне и найти карточку с его изображением. Затем он рассказывает другим игрокам о характерных особенностях и образе жизни этого животного, после чего получает карточку и располагает её в соответствующей зоне карты.       

Например, животные, обитающие в пустыне Животные лесной зоны.                                  

Обитатели северных широт.                                  Животные, живущие в горах.

Животные, обитающие в степной зоне.       Обитатели морей и океанов.

Выигрывает тот игрок, который соберёт большее количество карточек на своей климатической зоне.

Эта игра может использоваться и как игровое упражнение  «Кто живет в реке, в море», «Составь пищевые цепочки

Примечание: вначале изображения животных выполняются на фоне той зоны, в которой они обитают. В дальнейшем возможно усложнение за счет создания общего фона для всех животных.

Игра постепенно дополняется карточками с изображением новых видов животных, тем самым расширяется объем знаний детей.

Выводы: Данная дидактическая игра  формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников, способствует  интеллектуальному развитию, развивает у детей речь, внимание, мышление; обогащает знания об окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Земля мастеров"

Авторская дидактическая игра по краеведению: знакомит детей с символикой городов Тверской области, их достопримечательностями (знаменитые люди, народные промыслы, памятники, музеи, предприятия, природ...

Дидактическая игра "Откуда горсть земли?"

Состав земли. Разные виды почв....

Дидактические игры в проекте "Стихии мироздания - Огонь, Вода, Воздух и Земля"

В статье представлен проект "Стихии мироздания - Огонь, Вода, Воздух и Земля с использованием дидактических игр". Раскрыты задачи, принципы работы по данной теме. Особое внимание уделено использованию...

Дидактическа игра"Богатыри Земли русской"

В разделе представлены  игра по теме "Былины", которая поможет наглядно познакомить детей с русскими богатырями, а также проверить их знания после пройденного материала. Рада поделиться опытом, м...

Дидактическая игра "Дверная скважина", приложение к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля" в подготовительной группе

Дидактическая игра "Дверная скважина", приложение к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля "в подготовительной группе...

Экологическая дидактическая игра «Земля, воздух, вода»

Данная дидактическая игра хранится в электронном носителе и играется н компьютере.Ход игры.Воспитатель называет среду обитания "воздух", ребёнок должен сказать, кто обитает в врздухе.Воспита...

дидактическая игра «Земля - человечек»

Аннотация Название работы: дидактическая игра « Земля - человечек»ФИО разработчика: Дуденко Галина Александровна; Ребрик Анастасия Ивановна.Актуальность и адресность: игра – ведущий ...