«Что я могу сделать в защиту природы?»
план-конспект занятия по окружающему миру

Шипулина Екатерина Олеговна

Разработка диспута с родителями по экологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_ya_mogu_sdelat_v_zashchitu_prirody.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут с родителями «Что я могу сделать в защиту природы?»

Диспут с родителями

«Что я могу сделать в защиту природы?»

            Цель:  использование «диспута», как одной из форм работы с семьей для формирования активной позиции родителей в экологическом воспитании ребенка.

           Задачи: 

  1. Показать необходимость бережного отношения  к нашему краю, важность экологической культуры каждого человека.
  2. Через совместную деятельность привлечь взрослых и детей к активной жизненной позиции и чувству ответственности за природу.
  3. Помочь родителям формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
  4. Привлечь родителей к дальнейшему сотрудничеству.

     Оборудование: звукозапись пения птиц, мультимедийное оборудование, презентация на тему «Первоцветы».

                                                     Ход родительского собрания.

 Здравствуйте дорогие родители! Я очень рада видеть вас на нашем собрании и тема нашего сегодняшнего собрания: «Что я могу сделать в защиту природы? ».

В последнее время тема защиты окружающей среды становится все более обсуждаемой. Наша планета требует бережного обращения к себе и бунтует с каждым годом все сильнее. Для того чтобы сохранить нашу природу, каждый человек должен следить за своими действиями, оберегать и ценить окружающие его дары природы. Узнайте, как защитить природу. В первую очередь нужно обратить внимание на свой быт. Посмотрите на материалы, из которых созданы окружающие вас вещи. Лучше всего отдавать предпочтение натуральным материалам. Благодаря этому вы сможете не только оградить природу от переработки химических отходов на протяжении тысячи лет, но и сохранить свое здоровье. Вот несколько несложных правил, способствующих защите окружающей нас природы:

Защита окружающей среды при выезде за город

Всегда следите за собой при выезде за город. Выезжая на пикник или на шашлыки, обязательно прихватите с собой пакеты для мусора. Перед тем, как покидать место «стоянки» соберите весь мусор в пакет. Не оставляйте даже мелкий мусор: окурки, пластиковые крышки, стекляшки от бутылок. Увезите ненужную тару, а затем выбросьте ее на свалку. Нужно понимать, что мусор, разбросанный по всему лесу, никто и никогда не соберет. А он может легко навредить всему окружающему. Особое внимание уделяйте осколкам стеклянных бутылок и тлеющим окуркам. Они легко могут вызвать лесной пожар. На выжженных пространствах не сможет расти ничего еще долгое время, также как и лесные жители, пострадавшие во время пожара, вряд ли сюда уже вернуться.

Защита окружающей среды в пределах квартиры

Многие люди даже не задумывались о том, что заботиться о природе можно, не прилагая особых усилий и даже не выходя из своей собственной квартиры. Узнайте, что делать чтобы защитить природу, находясь при этом в собственном доме. В первую очередь нужно экономно пользоваться коммунальными удобствами. Если в вашей квартире протекает кран, то стоит сразу же вызвать сантехника. Следует помнить, что для очистки водопроводной воды необходимо много хлорки, что, конечно, серьезно сказывается на экологии. Если возможно, установите терморегуляторы на батареи, они не только сэкономят ваши деньги, но и сберегут природные ресурсы. Не оставляйте без надобности в комнатах свет. Тепло- и гидроэлектростанции не только даруют нам свет, но и загрязняют окружающую среду.

Защита окружающей среды в городе

Выхлопные газы являются одним из самых существенных источников загрязнения природы. В силах каждого человека сделать так, чтобы этих выхлопов стало хоть немного меньше. Для этого не стоит пользоваться своим индивидуальным транспортным средством без надобности. Только представьте, сколько ежедневно выделяется переработанного топлива от движения самолетов, поездов, пароходов.

И самое простое, что может сделать каждый человек для сохранения окружающей среды – это не мусорить!

Нам посчастливилось жить в эпоху колоссального индустриального развития. Мало кто из нас думает о том, почему горит лампочка, работает телевизор, куда деется мусор, и вода, попавшая в раковину, и вообще, откуда берется эта вода. К сожалению, мы привыкли воспринимать все достижения современного прогресса как должное, наше стремление к комфортной жизни как бы блокирует осознания неимоверной цены, которую нам приходится платить за этот комфорт. Мы привыкли не думать, что для выработки электроэнергии на ТЭЦ сжигается топливо, что негативно сказывается на атмосфере. Ядохимикаты, содержащиеся в отходах любого производства, отравляют грунтовые воды воздух, землю. Множество отходов сбрасывается в реки. Городские свалки также достаточно пагубно влияют на окружающую среду, т.к. экологически чистых бытовых отходов практически не существует.

Помочь природе может каждый

Завтра может быть поздно, поэтому именно сегодня, сейчас каждый из нас должен задаться вопросом, как помочь природе. Результат зависит от вклада каждого. В начале, нужно научиться экономить электроэнергию и тепло. Отключайте ненужные электроприборы, не забывайте про свет, на зиму утеплите окна, это поможет снизить нагрузки на котельные, что приведет к снижению количества сжигаемого топлива. Большинство отходов имеют значительный срок разложения. Не вывозите мусор в лес и прочие места, облюбованные местными "любителями природы". Выбрасывайте мусор в специально отведенном для этого месте (официальные городские свалки, мусорные контейнеры). Не забывайте, что многие отходы могут быть повторно переработаны, (пластик, бумага, металл, стекло). При наличие контейнеров для различного рода отходов не поленитесь их разделять. Макулатуру и черный металл можно сдать в приемные пункты.

Природа очень ранима, даже неправильный сбор грибов может привести к порче грибницы. При сборе грибов не вырывайте их, аккуратно срезайте острым ножом. Я думаю не стоит говорить о вреде для фауны водоемов при ловле рыбы "браконьерскими" методами. При использовании химии, электроудочек, взрывных устройств, нам в руки попадет лишь малая часть загубленной рыбы, большая часть не всплывет (и, это не говоря о вреде для иных организмов, которые будут обречены на гибель). Ловля удочкой, на мой взгляд, доставит куда большее удовольствие, и не нанесет урона природе.

Главное – это любовь

От того, как человек помогает природе сегодня, зависит, как он будет жить завтра. Пора меняться и начинать осознавать, что человек это не центр природы, чьим призванием является ее полное уничтожение, а ее дитя, которому дан дар не только разрушать, но и создавать. Запомните, чтобы помочь природе, нужно начать ее любить, ведь тому, кого любишь будешь стараться делать только добро, даже отказывая себе в каких-то удобствах.

Показ слайдов.

-Как мы сейчас только что увидели, как разнообразны цветы, есть яркие, есть более скромной раскраски, есть крупные, а есть и маленькие. Но все они рядом с нами, радую своей красотой. И все мы прекрасно знаем сложности их сохранить.  К сожалению, говорить можно долго и красиво, можно настойчиво твердить своим детям, как заботиться о природе, о цветах, но результатов от этого будет мало. Пока нам –воспитателям не поможете именно вы- родители, пока вы не теорией, а практикой не заинтересуете своих детей. И чтобы вам легче было сориентироваться, расскажем о примерах  обсуждений и проигрывания ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.  Дети нарвали большой букет ландышей. родители на них рассердились. Почему?  Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.  Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?  Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь. И проводите с детьми  беседы доброты. Проводятся в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Такие беседы, воздействующие на душу ребёнка, не должны быть многословны; Тематика бесед доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

А теперь давайте каждый предложит  «Что я могу сделать в защиту природы?»

 - Какова была цель нашего диспута?

- Достигли ли мы этой цели?

- Какое главное дело мы сделали?

Диспут заканчивается стихотворения:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги! 
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги
Ты береги нас, береги 
Смотрю на глобус - шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”

«Ваше отношение к проблеме экологического образования, начиная с дошкольного возраста»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы, касающиеся экологического образования детей. Ваши ответы и замечания помогут нам лучше оценить результаты педагогической деятельности в этом направлении и совершенствовать свою работу в дальнейшем.


1.Ваше отношение к проблеме экологического образования, начиная с дошкольного возраста:

1.1.Очнеь поддерживаю
1.2.Наверно, это хорошо
1.3.Рановато.
1.4.Мне все равно
2. Считаете ли вы, что ваш ребенок много узнал из области экологии ( о животных и растениях в их взаимосвязи с окружающей средой) из общения с воспитателем:
2.1.Да, очень многое
2.2.Во всяком случае, больше, чем мы ему (ей) можем дать дома
2.3.Его экологическая образованность больше связана с просмотром ТВ-передач, с чтением книг
2.4.Не заметили больших изменений за последний год
2.5.Другое
3.Изменилось ли отношение вашего ребенка (за последний год) к растениям, животным (домашним и особенно к «диким»), стал ли он более внимательным, заботливым, чутким?
3.1.Нет, не изменилось
3.2. Возможно
3.3. Да, и достаточно заметно
4.Если Да ( в ответе на вопрос 3), то приведите, пожалуйста, один- два примера:
5.Узнавали ли вы что-то новое для себя из рассказов детей о природе, их впечатлений?
5.1Да, постоянно что-то интересное
5.2.Иногда
5.3.Нет.
6.Делает ли ваш ребенок замечания относительно правильности ваших в отношении растений и животных?
6.1. Да, часто
6.2. Иногда
6.3.Никогда
7.Каквы считаете, способствовали ли занятия по экологии развитию эмоциональности, чуткости, отзывчивости вашего ребенка?
7.1.Нет
7.2.Возможно
7.3. Да, это так

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!

Маленькие путешествия в окружающий мир


Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к окружающему миру – все это оказывает влияние на психику ребенка, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Очень важны совместные прогулки родителей с детьми, посещение музеев, достопримечательных мест.

Предлагаем примерные темы, на которые надо обратить особое внимание в беседах с детьми, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о мире и том месте, которое занимает в нем человек.

1. Любовь к Родине – это любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц.
Воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать дошкольника беречь природу, охранять ее. Здесь важен пример родителей. Многие семьи в воскресные дни проводят в лесу, на лужайке, на речке. Но вот настало время уходить домой. Не забудьте обойти с детьми лужайку, осмотреть ее хозяйским глазом: не осталась ли бумага, банки или другой сор. Обратите внимание детей на то, что, уходя из леса, нужно обязательно убирать за собой.

2. Расскажите ребенку и покажите на слайдах, иллюстрациях, как разнообразна природа нашей страны: белая Арктика, седая тундра, зеленая тайга, желтая пустыня – разноцветная наша Земля. Ее нужно охранять. У нас в стране есть заповедники, в них выращивают редких животных, растения. Расскажите ребенку об одном из заповедников. 

3. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите игру «Кто больше заметит интересного». «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице. Я вижу, что у строящегося дома появился еще один этаж. А ты что видишь?» Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города и др. Такая игра учит наблюдательности, помогает формированию представлений об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

4. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу людям приносит ваш труд. Если возможно, покажите конкретные результаты труда. Что вам нравится в вашей работе, каких личных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и др.


5. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книжкам. Объясните, что в каждую вещь вложен труд многих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что я могу сделать, чтобы уменьшить свой экологический след

Данная работа представлена в форме эссе и посвящена одной из глобальных экологических проблем - загрязнению окружающей среды. Работа описывает возможные шаги на пути решения данной проблемы....

что я могу сделать для уменьшения своего ЭКО- следа

Статья о том, как уменьшить свой ЭКО- след на нашей планете. Что мы можем сделать, что бы сберечь свою планету....

Памятка для родителей" Что могу сделать я?"

Памятка для родителей" Что могу сделать я?"...

Памятка для родителей "Что могу сделать я"

Не всегда стоит долго рассказывать маленькому ребенку о правилах безопасного поведения на дороге, улице, в машине. Достаточно самим взрослым соблюдать эти правила, чтобы быть для детей примером....

методические материалы для родителей "Что я могу сделать, чтобы речь моего ребёнка стала лучше?"

Что может сделать мама, чтобы свести к минимуму возможные речевые проблемы? Оказывается, не так уж и мало. Те приёмы, о которых я хочу сейчас рассказать, не требуют специальной подготовки и не отнимут...

Проект "Что я могу сделать с мусором?"

Цель проекта: доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.Данная цель реализуется через   решение следующих задач:1.      О...

Памятка для родителей «Что могу сделать я?»

Памятка для родителей «Что могу сделать я?»1. Быть примером для своего ребенка в поведении на дороге, как пешеход, и как водитель.2. Пристегиваться в машине сам. Всегда.3. Использовать авт...